Украина входит в активную фазу подготовки к модернизации ГТС. Как рассказал А' глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, на данном этапе обсуждается вопрос о привлечении $100 млн для начала работ на участке газопровода «Уренгой–Помары–Ужгород». Расширять мощности ГТС пока не планируют. По мнению экспертов, модернизация может начаться с замены компрессорных станций.
Как стало известно А', Украина возобновила переговоры с иностранными инвесторами о привлечении средств для модернизации газотранспортной системы Украины. По словам главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева, сейчас обсуждается вопрос модернизации украинского участка газопровода «Уренгой–Помары–Ужгород». Эта магистраль позволяет транспортировать газ из Сибири через Ужгород в страны Центральной и Западной Европы, в частности, в Словакию, Венгрию и Румынию.
Пока в НАК не уточняют детали проекта и объемы его финансирования. В то же время господин Коболев отмечает, что речи об увеличении мощности газопровода пока не идет. На данный момент, максимальный объем прокачки газа по ГТС составляет 130-140 млрд кубометров в год. Ранее планировалось увеличить мощности до 200 млрд кубометров. Средства для начала работ, а это ориентировочно $400 млн, могут быть привлечены у Европейского банка реконструкций и развития (ЕБРР), а также Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) уже в ближайшее время. «Кредит с ЕИБ и ЕБРР должен быть запущен в ближайшее время. Первый транш – около $400 млн, но сумма пока обсуждается»,– поясняет господин Коболев.
По мнению уполномоченного президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности в 2008-2010 годах Богдана Соколовского, в первую очередь, на газопроводе необходимо заменить компрессорные станции, которые позволяют поддерживать необходимое давление газа для его перекачки. Сумма в $400 млн не очень большая, считает эксперт, однако за эти средства можно заменить несколько станций. «Необходимо установить компрессорные станции с более высоким КПД»,– отметил господин Соколовский. Директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский также считает, что на первом этапе необходимо менять компрессорные станции: «Сейчас станции работают на газу, и для экономичности их необходимо переводить на электричество»,– отметил он. Также, добавляет он, необходимо проводить и замену магистральных труб, поскольку газопровод был построен и запущен в 1980-х годах.
Планы по модернизации ГТС начали активно обсуждаться еще в 2009 году. Тогда был подписан меморандум между правительством Украины, Европейской комиссией, ЕБРР, ЕИБ и Всемирным банком. Документом предусматривалось выделение кредита в $2,5 млрд. Основная часть средств должна была пойти именно на реконструкцию компрессорных станций. Однако реализовать планы не удалось из-за того, что Россия, которая была приглашена к участию в проекте как основной поставщик газа для транзита, не дала согласие.
Летом 2011 года идею модернизации ГТС реанимировали. Был подписан новый меморандум о привлечении более $300 млн у ЕБРР и ЕИБ на замену магистральных труб и обновление нескольких компрессорных станций. Тогда под Богуславом (Киевская область), на одном из участков ГТС даже сварили «золотой стык», который должен был символизировать начало модернизации. Однако дело дальше не пошло, опять же по причине того, что Россия не гарантировала транзит и сосредоточила свое внимание и усилия по введению в действие обходного газопровода «Северный поток». На сегодняшний день правительство Украины рассматривает возможность модернизации ГТС с участием не только ЕС, но и США. Законопроект о создании специальной компании-оператора для управления ГТС был одобрен Верховной радой в августе 2014 года и подписан президентом Украины в сентябре. Напомним, что нормы закона предусматривают создание компании, 49% акций которой будет принадлежать компаниям из ЕС и США, а контрольный пакет останется у государства.
По мнению господина Соколовского, раньше Украина лишь декларировала намерения модернизировать систему, однако не предпринимала реальных шагов для этого. Сейчас, отмечает эксперт, уже можно ожидать результата. «Как будут реализованы планы по модернизации, будет ли в результате очередной "пшик" или нет, зависит только от Украины. Если будет показана реальная готовность к работе, то деньги пойдут, и процесс будет запущен. Думаю, что сейчас руководство "Нафтогаза" понимает необходимость модернизации, и дела пойдут удачно»,– отметил Соколовский. Однако для начала модернизации необходимо получить гарантии России на прокачку газа, уверен господин Землянский. «Нужно понимать, будет ли Россия транзитировать газ или она будет переориентировать объемы на "Южный поток". То есть, сначала гарантии, а потом приступать к модернизации»,– резюмирует эксперт.