RU  UA  EN

Середа, 6 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Бізнес

Модернизация украинской ГТС начнется через полгода

Международные банки согласились кредитовать модернизацию украинской ГТС Фото: УНИАН

Украина подписала соглашение о предоставлении первого кредита на модернизацию ГТС в объеме 150 млн евро. Средства предоставит Европейский инвестиционный банк. Еще $200 млн ожидаются от ЕБРР. Оба кредита пойдут на замену 120 км газопровода «Уренгой‒Помары‒Ужгород» и установку двух более эффективных компрессорных установок на станции «Ромны». По мнению экспертов, работы по обновлению ГТС могут начаться не ранее, чем в третьем квартале 2015 года после того, как будут проведены необходимые тендерные закупки.

Сегодня в Киеве глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив и президент Европейского инвестиционного банка Вернер Хойер подписали кредитное соглашение о привлечении 150 млн евро для модернизации участка украинской части газопровода «Уренгой‒Помары‒Ужгород». Это первый транш займа, который планируется направить на модернизацию ГТС. В перспективе для реализации проекта, отметил премьер-министр Арсений Яценюк, присутствовавший при подписании соглашения, будет привлечено еще $200 млн от Европейского банка реконструкций и развития. Работы по модернизации на средства ЕБРР и ЕИБ, добавил господин Яценюк, будут длиться четыре года. О том, что Украина начала переговоры c кредиторами, А' сообщал 14 ноября. Магистраль позволяет транспортировать газ из Сибири через Ужгород в страны Центральной и Западной Европы ‒ в частности, в Словакию, Венгрию и Румынию.

За эти четыре года, сообщили А' в «Укртрансгазе», планируется провести капитальный ремонт ‒ по сути, замену, четырех участков магистральной трубы общей протяженностью 119 км. Кроме того, планируется замена двух компрессорных установок на компрессорной станции «Ромны» в Сумской области. Из девяти станций газопровода для начала модернизации была выбрана именно станция «Ромны», поскольку она является первой в системе точкой, которая принимает российский газ и, фактически, задает режим работы всей магистрали, пояснили в «Укртрансгазе». Замена оборудования позволит повысить эффективность работы этой станции с 27,5% до 35,7%. Даже такое увеличение КПД станции, по мнению генерального директора ООО «Нафтогазбудинформатика» Леонида Униговского, позволит экономить 13-18 млн кубометров газа ежегодно. «Это достаточно неплохой показатель. Конечно, можно увеличить КПД и больше ‒ до 54%, но для этого необходимо гораздо больше вложений»,‒ отметил господин Униговский. Он считает, что перспективным в направлении модернизации компрессорных станций могло бы стать сотрудничество с компанией General Electric. роме того, аналогичное оборудование производят Siemens и Rolls-Royce.

Общая протяженность магистрали, которую планируют обновить, составляет 10% украинской части газопровода. Это те участки трубы, которые требуют первоочередной замены, учитывая уровень изношенности, уточнили А' в «Укртрансгазе». Эти трубы были заложены еще в 1970-х ‒ 1980-х годах. По словам Арсения Яценюка, новые трубы планируют закупать у отечественных производителей. В компании «Метинвест», которая является основным поставщиком магистральных труб для ГТС (продукция Харцизского трубного завода), пока эту тему не комментируют. Однако участники рынка уверены, что «Метинвест» не откажется участвовать в тендере.

Сроки непосредственного начала работ по модернизации ГТС в правительстве пока не называют. В пресс-службе «Укртрансгаза» А' сообщили, что это может произойти в следующем году после проведения тендеров по закупке труб и другой необходимой техники. Вместе с тем, учитывая срок, необходимый для подготовки тендерной документации и проведения самого конкурса, ожидать реального начала работ можно не ранее лета 2015 года, считает экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности в 2008-2010 годах Богдан Соколовский. «Процесс подготовки и проведения тендера ‒ длительный. Результат можно ожидать где-то в третьем квартале следующего года»,‒ отметил он.

На данный момент правительство обсуждает лишь первый этап модернизации ГТС. Премьер надеется, что к проекту со временем присоединятся и другие партнеры, а развитие украинской ГТС станет реальной альтернативой «Южному потоку». «Я надеюсь, что Украину не будут обходить по "Южному потоку". "Южный поток" ‒ ненужный политический проект России. Украина еще раз призывает всех европейских и американских партнеров инвестировать в украинскую ГТС»,‒ заявил господин Яценюк после подписания кредитного соглашения. По словам господина Соколовского, если Украина продемонстрирует прогресс на первом этапе, то появится надежда на продолжение модернизации ГТС по плану, первоначально утвержденному еще в 2008 году. Тогда, согласно Меморандуму, подписанному Украиной с ЕИБ, ЕБРР и Всемирным банком, планировалось выделить $2,57 млрд на модернизацию газотранспортной системы, включая газопроводы «Союз», «Прогресс» и «Елец-Измаил».

Читайте також

Міні-електростанції у всі міста: як Україні убезпечити енерго­інфраструктру від ворожих обстрілів

Мала розподілена генерація в Україні цієї зими стане важливим фактором забезпечення енергобезпеки

«Це просто абсурд». Як Україна допомагає фінансувати бюджет війни проти себе

Україна, продовжуючи транзит російських нафти та газу до Угорщини та Словаччини, по суті фінансує війну проти самої себе

Потрібно готуватися до довгих годин без світла - радник прем'єр-міністра

До зими в Україні необхідно відновити максимальну кількість енергооб'єктів, створити розподілену генерацію та наростити імпорт