RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес
Погляд

«Нафтогаз» лишают монополии

В парламенте ждет второго чтения законопроект, создающий эффективную конкурентную среду на рынке природного газа

В парламенте ждет второго чтения законопроект, создающий эффективную конкурентную среду на рынке природного газа  Принятив газовый законопроект, парламент «перекроет» возможность одной компании монополизировать рынок природного газа Фото: PHL

Закон о рынке природного газа относится к категории первоочередных для украинской власти, наряду с законом о защите инвесторов и о реструктуризации государственного долга. Основной целью законопроекта № 2250, который будет рассматриваться парламентом на следующей неделе, является создание эффективной конкурентной среды на рынке природного газа с учетом основных требований законодательства ЕС. Но, вместе с тем, стремление к либерализации и прозрачности газового рынка спровоцирует новый виток внутриолигархических и властных конфликтов.

Для обеспечения конкуренции на товарном рынке природного газа в данном законопроекте предлагается механизм отделения деятельности, связанной с управлением газовой инфраструктурой от деятельности вертикально-интегрированных организаций, специализирующихся на добыче и поставке природного газа, что вполне соответствует требованиям Третьего энергетического пакета. Под контролем государства остаются услуги по транспортировке, распределению и хранению природного газа, а также комплекс услуг, связанных с LNG.

В результате принятия законопроекта будет создан оптовый и розничный рынок природного газа, где будет действовать принцип свободного ценообразования, а потребитель получит свободу выбора поставщика природного газа. Вмешательство государства в регулирование деятельности таких субъектов является минимальным, четко регламентированным и направленным на защиту интересов потребителей. Поставка газа бытовым потребителям будет происходить в соответствии с типовым договором, утвержденным регулятором, а поставка голубого топлива другим потребителям будет осуществляться на условиях, которые свободно определяются сторонами. Основные положения законопроекта будут побуждать к демонополизации деятельности НАК «Нафтогаз», а также способствовать формированию европейской модели рынка природного газа, открывая доступ на рынок для всех игроков, что в сумме будет усиливать конкурентоспособность украинской энергетики.
В законопроекте введена особая категория поставщика углеводородов, так называемый «поставщик последней надежды» (гарантированный поставщик), за которым закреплено право поставлять природный газ в особых случаях (банкротство, отмена или приостановление лицензии другого поставщика). Впрочем, к данному субъекту выдвинуты условия, что цены на природный газ не должны вредить конкуренции на рынке, а также такой поставщик должен иметь страховой запас газа, что обеспечит поставки на срок 45 дней.

Принятие данного законопроекта непосредственно ударит по интересам определенных олигархических структур. В законопроект внесена Правка № 213, которая была учтена в первом чтении. В частности, «газораспределительные системы, владельцем которых является государство, не могут находиться в пользовании оператора газораспределительной системы на праве хозяйственного ведения, кроме случаев принадлежности такого оператора к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики». Таким образом, государство закрепляет за собой статус топ-менеджмента газораспределительных предприятий. Принятая поправка в первую очередь влияет на коммерческие интересы Дмитрия Фирташа, который сегодня контролирует 70% облгазов. По новым правилам игры, компания, владеющая энергосетями и занимающаяся розничной торговлей, должна разделить бизнес, выбирая один из вариантов: продать часть компании или передать оперативное управление энергосетями независимому оператору.
Прогнозируемо, что реструктуризация и стремление к либерализации и прозрачности газового рынка спровоцируют новый виток внутриолигархических и властных конфликтов. Первые шаги на пути реализации закона обострят объективно существующие противоречия между бизнес-группами Дмитрия Фирташа, Игоря Коломойского и Рината Ахметова с одной стороны и правительством Арсения Яценюка – с другой. В целом складывается впечатление, что на данном этапе принятие закона о рынке природного газа рассматривается властями как имиджевый шаг, сфокусированный на поддержке реноме ярых реформаторов и борцов с коррупцией.

Принятие данного закона сделает украинский рынок природного газа конкурентным, прозрачным и привлекательным для инвесторов. Закон о рынке природного газа полностью соответствует требованиям Третьего энергетического пакета и способствует реальной, а не декларативной интеграции Украины в ЕС.

Читайте також

Міні-електростанції у всі міста: як Україні убезпечити енерго­інфраструктру від ворожих обстрілів

Мала розподілена генерація в Україні цієї зими стане важливим фактором забезпечення енергобезпеки

«Це просто абсурд». Як Україна допомагає фінансувати бюджет війни проти себе

Україна, продовжуючи транзит російських нафти та газу до Угорщини та Словаччини, по суті фінансує війну проти самої себе

Потрібно готуватися до довгих годин без світла - радник прем'єр-міністра

До зими в Україні необхідно відновити максимальну кількість енергооб'єктів, створити розподілену генерацію та наростити імпорт