Горняки третий раз за историю независимости страны проводят свой съезд. Какой ультиматум они сегодня выдвинут власти?
Чтобы оценить экономику и спрогнозировать дальнейшее ее развитие, эксперты анализируют всевозможные индексы: от фондового индекса Доу Джонса до квазиэкономическ
Однако к экономике Украины большинство индексов неприменимы… Например, сколько гамбургеров может купить за свою зарплату шахтер? Правильный ответ – ни одного, в бюджет этого года заложены лишь средства на закрытие шахт. Долги по зарплате достигают миллиарда гривен!
Фактически, если проанализировать поведение шахтеров, то у нас в стране можно вводить индекс «шахтерской неудовлетворенно
Ведь если вспомнить историю, то станет понятно, что в периоды экономической нестабильности именно шахтеры поднимали голову и по большому счету становились ядром и движущей силой протестов. Кстати, на примере митингов горняков можно даже проследить, как украинцы, особо не интересующиеся политикой, начинали отстаивать национал-патриот
Так, если летом 1989 года шахтеры требовали улучшение жилищных условий, повышения закупочных цен на уголь и снижения норм выработки, то уже год спустя шахтеры Донбасса выдвинули политическое требование. В частности, они настаивали на том, что угольную промышленность украинской части Донбасса необходимо переподчинить республиканскому правительству. На фоне приближающегося распада СССР это требование выглядело как один из шагов к суверенитету.
…Потом шахтеры бастовали в 1993 году. Тот год можно считать одним из критических для независимой Украины, когда гиперинфляция «била» свои же собственные рекорды. Тогда власть была не на шутку напугана, потому что в 1993-м народ, доведенный до отчаяния экономическими проблемами, снова стал выдвигать и политические требования. И проигнорировать глас народа уже было нельзя.
Да и сегодняшние настроения шахтеров снова полностью отражают ситуацию не только в отрасли, но и в стране в целом. 21 апреля пройдет Съезд горняков, организованный шахтерскими профсоюзами. Ранее подобные съезды проводились лишь дважды – в 1995 и 1998 годах, когда руководство страны ставило отрасль на колени.
Нынешнее же министерство энергетики и угольной промышленности, возглавляемое Владимиром Демчишиным, ставит на колени не только угольщиков, но и всю страну. Можно даже подумать, что, игнорируя принципы энергетической безопасности, он хочет сделать Украину зависимой от России (у шахтеров вновь появилось политическое требование – энергонезависимость страны). И пока все трубят об отказе от российского газа, мы закупаем у страны-агрессора уголь, электроэнергию и топливо для ядерных реакторов.
Однако пока что власть в лице Минэнерго старается не слышать шахтеров, пытаясь «гасить» шахтерские забастовки за счет подачек из бюджета. Хотя очевидно, что выделенных в апреле парламентом 400 миллионов гривен надолго не хватит: долги перед шахтерами растут как снежный ком. В то же время руководству страны по-прежнему не хватает политической воли, чтобы отправить в отставку бывшего инвестбанкира Владимира Демчишина и поставить на его место профессионала, знающего отрасль и понимающего, куда двигаться дальше. Неумелые действия Демчишина все более негативно отражаются на рейтинге президентской команды. Ведь министра воспринимают именно как ее выдвиженца. Просчеты и ошибки Демчишина опосредованно снижают доверие общества к главе государства.
По сути, у Демчишина уже который месяц продолжается системный конфликт с отраслью. Он умудрился объединить против себя всех – шахтеров, энергетиков, профсоюзы, экспертов. Нет диалога, нет доверия, нет понимания вектора развития. Пока ситуацию спасает лишь то, что шахтеры уверены, якобы министр попросту скрывает от высшего руководства реальное положение дел в отрасли. Именно поэтому на съезде так ждут президента и премьера. Но вера в «доброго царя и плохих бояр» продлится недолго.
Шахтеры настроены жестко и уже заявляли о том, что если и съезд не даст никакого положительного эффекта, то они перейдут к более радикальным действиям. В марте этого года они уже перекрывали автомагистрали международного значения.
Лидеры профсоюзных организаций утверждают, что пока они сдерживают агрессию горняков и акции проходят в мирном русле. Однако что будет завтра – спрогнозировать сложно. Например, что если кто-то решит возглавить эти протесты? Причем, даже неважно, это будет настоящий руководитель или предводитель-про
Похоже, руководство страны пока не придает значения всей серьезности ситуации. Полное неприятие, которое вызывает у отрасли профильный министр, возможно, считают временным. Или по примеру «попередников» уверены, что уступки обществу являются свидетельством слабости власти. Но, думается, очередная эскалация шахтерских протестов подействует на власть отрезвляюще. И необходимые кадровые решения будут приняты.
Редакция может не разделять мнение автора публикации.