RU  UA  EN

Четвер, 18 квітня
  • НБУ:USD 39.25
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.25
Бізнес

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Россия поняла, что без Украины ей никак не обойтись

Россия не откажется от украинской ГТС, но может сделать ее нерентабельной

Россия не откажется от украинской ГТС, но может сделать ее нерентабельной Валерий Голубев заявил, что доставлять газ в некоторые страны Европы без Украины не получится по географическим причинам Фото: gazprom.ru

Россия после срыва строительства "Северного потока-2" и "Турецкого потока" поняла, что без Украины транзит газа в некоторые страны Европы невозможен. В этом признался заместитель главы правления "Газпрома" Валерий Голубев. Правда, он заявил, что объем транзита будет минимальным. По оценке экспертов, речь может идти о 30-40 млрд кубометров в год. В такой ситуации использовать отечественную газотранспортную систему на полную мощность станет нерентабельно — необходимо будет поднимать тариф на транзит или технически менять систему.

Россия кардинально изменила свою позицию по поводу транзита газа через Украину после 2019 года. Если с апреля представители "Газпрома" и Министерства энергетики РФ заявляли о прекращении поставок газа в страны Европейского союза через Украину после завершения действия транзитного контракта между российским монополистом и "Нафтогазом" от января 2009 года, то 8 декабря заместитель председателя правления "Газпрома" Валерий Голубев признал, что РФ все-таки придется продолжить поставки голубого топлива европейским потребителям именно через Украину.

"Что значит обходить Украину? Мы посчитали минимальный объем, необходимый для транзита через Украину… Есть страны, в которые по географическим причинам нет иного способа доставки газа, кроме как через Украину", — заявил он. При этом Голубев представил ситуацию, как шаг доброй воли, пояснив, что отказ от транзита негативно отразится как на работе украинской газотранспортной системы, так и на экономике в целом: "Если мы полностью перекроем транзит через Украину, газотранспортная система ее окажется нетрудоспособной".

Впервые глава "Газпрома" Алексей Миллер дал понять, что Россия не намерена продлевать транзитный контракт с Украиной, в апреле. Тогда Москва надеялась заменить мощности украинской ГТС газопроводом "Турецкий поток", который планировалось построить до конца 2019 года. "Чтобы эти мощности появились к концу 2019 года, строить надо начинать уже прямо сегодня, но этого пока не наблюдается. Но мы предупредили: мы понимаем, что в текущий период времени в нужный срок нужные мощности создать можно. Но если такие мощности не будут созданы — мы не виноваты", — заявил Миллер.

Однако сейчас, в контексте политического конфликта между Турцией и Россией, возникшего после того, как российский бомбардировщик был сбит турецкими ВВС, реализация проекта выглядит нереальной. И Москва, и Анкара уже публично заявили о приостановке строительства "Турецкого потока". К тому же на строительство "Северного потока-2" не соглашается Европа.

По мнению генерального директора ООО "Нафтогазбудинформатика" Леонида Униговского, своим заявлением господин Голубев подтвердил, что России никак не обойтись без транзитных мощностей Украины. "Есть целый ряд стран, куда подавать газ оптимально именно через Украину. Прежде всего, это страны Вышеградской четверки — Чехия, Венгрия, Словакия и Польша", — отметил он. От транзита через Украину именно в эти страны "Газпрому" отказаться не удастся в любом случае, считает эксперт. По данным 2012 года, когда общий транзит газа через Украину составил 81,1 млрд кубометров, на страны Вышеградской четверки приходилось порядка 15% общего объема. Вместе с тем, по мнению Униговского, минимальным объемом транзита после 2019 года, о котором говорят в "Газпроме", можно считать 30-40 млрд кубометров.

При таком сокращении транзита украинская газотранспортная система станет нерентабельной, поскольку, по неофициальной информации, порог окупаемости работы ГТС находится на уровне транзита в 60 млрд кубометров. В этой ситуации, отмечает Униговский, Украине придется увеличить тариф на транзит или вносить технические изменения в работу системы. При этом законсервировать одну из четырех веток ГТС, о чем неофициально говорят в "Нафтогазе", не удастся. "Теоретически одну ветку закрыть можно, но практически вряд ли, поскольку от нее зависят и внутренние потребители. На них надо будет тогда заводить газ через другие системы, а это определенные капвложения", — считает Униговский.

Однако, кроме коммерческой рентабельности, отмечает глава Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дьяченко, необходимо учитывать и возможности по техническому обеспечению ГТС. "Если рентабельность ограничивается транзитом в 60 млрд кубометров, то с точки зрения технического обеспечения, транзит должен быть не ниже 40 млрд кубометров. Если будет ниже, то могут возникнуть проблемы с техническим обеспечением восточных регионов Украины, и надо будет менять режим работы ГТС", — пояснил он.

Таким образом, единственным выходом из ситуации станет увеличение тарифа на транзит. "Нафтогаз" уже готов предложить "Газпрому" условия нового транзитного контракта на принципиально новых условиях. Еще в мае "Апостроф" писал о подготовке новых предложений с использованием системы Regulatory Asset Base — регулируемой базы задействованного капитала (RAB). Согласно этой системе, при формировании тарифа учитываются не только затраты на транзит, но и рыночная стоимость активов компании, предоставляющей услугу, а также инвестиции, необходимые для развития.

Пока предложения российской стороне не поданы. "Нафтогаз" ожидает вердикта Стокгольмского арбитража по вопросу справедливости контракта на транзит. Если решение суда, которое ожидается в конце 2016 года, будет в пользу украинской стороны, то она поднимет вопрос о пересмотре контракта.

Читайте також

Знахідка для ворога: для чого «енергоексперт» Куртєв злив в мережу дані про захист підстанцій

Експерт з енергетики Віктор Куртєв поставив під удар енергооб'єкти України, опублікувавши у мережі креслення їх захисту