RU  UA  EN

Субота, 2 листопада
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Бізнес

Украинский рынок косметики и парфюмерии: грядут перемены?

Редакция исследовала работу оффлайн-магазинов и изучила ближайшие законодательные изменения

Редакция исследовала работу оффлайн-магазинов и изучила ближайшие законодательные изменения

Редакция "Апострофа" продолжает изучать работу магазинов косметики и парфюмерии. Сегодня мы публикуем результаты контрольных закупок в известных оффлайн сетях. Но, прежде, расскажем о реакции на нарушения, которые мы ранее выявили в работе популярных онлайн-магазинов.

Молчание – знак согласия?

Два месяца назад мы опубликовали результаты масштабного исследования рынка, проведенного нашими журналистами и юридической компанией V.I.P. Consulting. Статья "Неприятный дух украинского интернет-рынка косметики и парфюмерии" имела большой резонанс - оказалось, что даже ведущие онлайн-магазины используют схемы ухода от налогов и скрывают от покупателя реального продавца за бесчисленными ФОПами. Предъявить интернет-магазинам формальные претензии в случае покупки некачественной продукции – невозможно. Как и убедиться в оригинальности продукции.

Редакция "Апострофа" разослала официальные запросы фигурантам журналистского расследования – www.makeup.com.ua, www.parfums.ua, www.notino.ua и предложила магазинам высказать свою позицию и продемонстрировать прозрачность ведения бизнеса. С момента отправки официальных запросов прошло уже порядка трех недель, однако нам не удалось получить ответы на важные вопросы: являются ли указанные магазины официальными дистрибьюторами мировых брендов? Почему фактическими продавцами являются ФОПы? Почему покупателю не выдают товарные чеки? Как происходит возврат некачественных парфюмов и косметики?

Единственную реакцию озвучил представитель интернет-магазина Notino, Ян Ружичка. По его мнению, магазин не является "импортером" – поэтому налогов в Украине не платит, в том числе и "налог на репатриацию". Также Ружичка заявил, что магазин "сотрудничает с крупнейшими торговыми домами, которые продают исключительно оригинальный товар". Однако на официальный редакционный запрос с просьбой объяснить подробнее юридический статус интернет-магазина (резидент, филиал или официальное представительство), подтвердить сотрудничество с дистрибьюторами или производителями, и объяснить, почему в товарных чеках указано другое юридическое лицо, ответа не последовало.

"Notino использует схему, которая очень похожа на то, что в гражданском называется "притворной сделкой" - стороны совершают одну сделку (например – покупку), но оформляют это договором дарения (чтобы, например, не указывать цену в договоре). Закон говорит, что притворная сделка – недействительна, а к отношениям сторон надо применять те законы, которые регулируют отношения, на самом деле возникшие между сторонами. Здесь подобная ситуация информация о том, что Notino формально не ведет деятельности в Украине, а просто отправляет посылки покупателям – притворство, поскольку в киевском ТЦ "Олимпийский" работает объект, имеющий все признаки вполне физического магазина Notino. Я сейчас не об онлайн-площадке, а вполне физическом помещении (на фото).

Если это не магазин, тогда бейте меня палками. В этом помещении хранятся товары, организован расчетный центр, шоурум и так далее. Здесь проводятся расчеты с покупателями, выдается товар, организуется реклама. Но все это почему-то называют "офисом почтовой компании", через которую покупатели пересылают в Чехию деньги.

Такая схема позволяет не растаможивать товар реальному поставщику, не платить ему украинские налоги и вообще – не попадать в поле зрения кого-либо, ведь это же потребитель сам себе завозит посылку. Более того, без наличия собственной розничной офлайн-сети (физических магазинов, работающих по определенным стандартам) никто не имеет возможности официально покупать и, соответственно, – продавать потребителю парфюмерию у производителей люксовых брендов типа Chanel, Dior, Lancôme. А без авторизации от официального производителя такие продукты можно купить только на "сером" или "черном" рынке. Чаще всего, у такого товара истек срок годности или в лучшем случае - пару месяцев до его окончания. Именно по этой причине товар оказался на "сером" рынке парфюмерии и косметики. Стоит ли потребителю доверять торговцу, использующему для своего бизнеса такую схему? Я могу сказать точно: в случае, если перепроданный с черного рынка товар навредил потребителю отстоять в суде претензии к реальному собственнику подобного интернета-магазина, нереально", – объясняет управляющий партнер юридической компании V.I.P. Consulting Богдан Яблонский.

Шепот государства

Мы сообщили о выявленных фактах нарушений в контролирующие органы. Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей объяснила, что не может провести проверку предоставленных редакцией фактов. В частности, ведомство вообще не смогло установить (?!), какое юридическое лицо осуществляет деятельность на площадке магазина parfums.ua. Однако после публикации первой части расследования Госпропотребслужба сообщила, что в деятельности ФОП (но не самого магазина makeup.com.ua) были обнаружены нарушения. Было выдано предписание по их устранению и наложен административный штраф.

Государственная налоговая служба не смогла предоставить редакции информацию о размере уплаченных магазинами (фигурантами статьи) налогов. Впрочем, в ГНС пообещали проверить факты, представленные редакцией, и в случае обнаружения нарушений, принять соответствующие меры в отношении магазинов.

Мы старательно пытались узнать у ГНС результаты обещанной проверки, а также просили у Госналоговой и Гостаможни конкретизировать хоть какие-то данные по налогам и таможенным сборам, которые платят онлайн-магазины косметики. К сожалению, спустя две недели реакции на наши запросы так и не поступило. Рынок косметики и парфюмерии оказался закрытым для СМИ – никаких официальных цифр нам не предоставили или их просто не существует, поскольку большая часть рынка в тени и не контролируется государством.

А что в офлайн?

Приступая к изучению рынка розничных продаж косметики и парфюмерии, редакцией было решено провести контрольные закупки в двух отдельных сегментах – магазинах онлайн- и офлайн-торговли. Сегодня мы представляем часть исследования, посвященную традиционным продажам. Для проведения исследования были выбраны, как и в первом случае, самые известные торговые площадки – магазины сетей Бомонд, Brocard, Watsons и Eva. Параллельно с приобретением товара в физических магазинах, было решено проводить контрольные закупки и через интернет-представительства указанных сетей. Результаты этого процесса читатели могут увидеть ниже.

Бомонд

В этом магазине мы покупали товар KenzoWorld Power. После покупки в "физическом" магазине "Бомонд" мы получили надлежащим образом оформленные документы – фискальный чек и чек "Укрсиббанка" с указанием продавца – ТОВ "Бомонд Групп".

Правда, при покупке через интернет-магазин оказалось, что к посылке не было приложено никаких сопутствующих финансовых документов.

Лишь на наклейке был указан отправитель – ТОВ "Бомонд Групп". Ни товарной накладной, ни фискального чека с указанием продавца – предоставлено не было.

Brocard

В этом магазине мы приобрели парфюм Antonio Banderas Blue seduction. При покупке непосредственно в магазине – получили правильно оформленный фискальный чек с указанием продавца – ТОВ "Брокард-Україна" и чек "Приватбанка".

Покупая через интернет-магазин Brocard также получили все документы, оформленные надлежащим образом – фискальный чек, товарную накладную и экспресс-накладную с указанием в документах продавца – ТОВ "Брокард-Україна".

Watsons

В сети Watsons мы также покупали Antonio Banderas Blue seduction и при "физической" покупке получили необходимые документы с указанием фирмы продавца – ТОВ "ДЦ Україна".

При интернет-покупке мы получили надлежащим образом оформленные фискальный чек, экспресс-накладную и расходную накладную.

Eva

В оффлайновом магазине сети Eva мы решили приобрести товар Versace pour home. После покупки получили фискальный чек и чек "Ощадбанка" с указанием продавца – ТОВ "РУШ".

При покупке через интернет-магазин сети, где заказывали Antonio Banderas Blue seduction, мы получили расходную и экспресс-накладную, и, что интересно, пустое заявление на случай, если товар нам не понравился и мы хотим его вернуть.

Вопросы вызвало лишь наименование продавца – им оказалось физическое лицо-предприниматель, а не юридическое лицо.

Как видим, в сравнении с интернет-магазинами дела в оффлайн-сегменте с финансовыми документами и идентификацией реального продавца обстоят гораздо лучше. Однако собственникам розничной сети "Бомонд" необходимо срочно исправить ситуацию с предоставлением финансовых документов при покупке через интернет-представительство. А менеджмент сети магазинов Eva должен понимать, что, торговля в интернете через ФЛП рано или поздно привлечет внимание налоговых инспекторов, потому что грядут большие изменения в законодательстве – лучше исправить проблемные места уже сейчас.

Выводы нашего исследования очень простые – оффлайн магазины парфюмерии и косметики работают более прозрачно с точки зрения законодательства. И самое главное – они безопаснее для покупателя. Парфюмерия и косметика – это продукция, которая контактирует с нашим телом – лицом, руками, телом. Именно безопасность должна быть ключевым фактором при выборе места покупки. Покупатель розничной сети, приобретая, например, крем для лица, получает больше гарантий качества, потому что, точно знает – кто продал ему товар, и кто несет ответственность за его качество и безопасность. Безусловно, товары в интернет-магазине обычно стоят дешевле. Но ведь мы не заливаем дешевый бензин в свой автомобиль? Почему ищем более дешевую косметику для себя и своих близких?

Нам понятно почему в интернете косметика дешевлеонлайн магазины при помощи различных схем прячут реальные обороты, чтобы платить меньше налогов, соответственно, они могут продавать товары по меньшей цене. Но, остается вопрос оригинальности товаров! Возникает вопрос, где украинские онлайн-магазины покупают продукцию именитых брендов. Ни один уважающий себя бренд с мировым именем не будет работать с магазинами, у которых сомнительная репутация. Это как новый BMW никогда не буде продаваться на "разборке" в гаражном СТО!

Интересна реакция на описанную ситуацию обычных покупателей среди читателей нашего сайта. Судя по комментариям к первой части расследования, они прекрасно отдают себе отчет – чтобы получить гарантию покупки сертифицированного и полностью официального товара, нужно заплатить за него дороже. Однако покупают непроверенный товар, "потому что дешевле". Выбор продавца – это личное дело. Однако напоминаем, что, приобретая непроверенный товар, покупатели основательно рискуют и становятся частью противозаконных схем, на которых сегодня зарабатывают недобросовестные продавцы.

Остается надежда, что постепенно государство сможет перекрыть все возможные лазейки для предпринимателей, которые ищут возможность обойти закон. А наше общество созреет к тому, что лучше покупать чуть более дорогие, но проверенные товары, чем дешевые с риском для здоровья.

Время перемен?

В ближайшее время депутаты намерены исправить ошибки в законодательстве, которые позволяли зарубежным компаниям работать в Украине без уплаты налогов (как в случае с Nоtino). Соответствующие изменения, говорит юрист Богдан Яблонский, предусмотрены масштабным законопроектом №1210, принятым Верховной Радой в первом чтении.

"Можно говорить о достаточно правильной идеологической базе закона в вопросах закрытия брешей, позволяющих компаниям-нерезидентам обходить украинские нормы. Сегодня в Украине достаточно успешно существуют такие схемы работы, при которых можно вести у нас в стране полноценный бизнес, однако налогов с этого бизнеса не платить. В основе этой схемы лежит недостаточное урегулирования на уровне законодательства понятия "представительство нерезидента". Получается, что облагается налогами лишь деятельность такого образования, которое формально зарегистрировано, как представительство. А если формальной регистрации нет – то и налоги платить некому. Новая редакция Налогового кодекса, которую предлагает законопроект №1210, кардинально эту ситуацию меняет. Теперь "представительством" будет считаться фактически какое угодно образование, ведущее активность в Украине, приносящую прибыль. Эта норма содержится в новой редакции пункта 14.1.193 Налогового кодекса. Нерезидент, который собирается делать бизнес в Украине через любое образование, имеющее признаки представительства, обязан будет его официально зарегистрировать. Об этом говорит новая редакция пункта 64.5 Налогового кодекса. И, наконец, если нерезидент по каким-то причинам отказывается юридически оформлять свою деятельность, то в этом случае ГНС проводит проверку и самостоятельно регистрирует такое образование", – отмечает юрист.

Проще говоря, после вступления в силу закона, интернет-магазин, который завозит товары в Украине на единый склад, из которого потом эти товары раздаются/доставляются/пересылаются покупателю – будет считаться постоянным представительством и платить такие же налоги, как и тот, кто легально завозит продукт в Украине и легально его продает.

Подтвердил эту информацию "Апострофу" и глава Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетьманцев.

"Законопроектом расширяется понятие постоянного представительства в понимании Налогового кодекса Украины. В него, в частности, предлагается включить лиц, осуществляющих деятельность в интересах, за счет или в пользу нерезидента... Более того, законопроект в части определения постоянного представительства полностью согласуется с идеологией, которая заложена в конвенции MLI. Мы говорим о невозможности ситуаций, при которых субъект хозяйствования избегает образования постоянного представительства, например, путем искусственного разделения контрактов для отдельных видов деятельности", – пояснил Гетьманцев "Апострофу".

При этом, отмечает Гетьманцев, отныне представители нерезидентов, отказывающиеся стать на учет, будут поставлены принудительно.

"Если нерезидент будет осуществлять хозяйственную деятельность через постоянное представительство на территории Украины и не становится на налоговый учет, контролирующий орган сможет самостоятельно на основании акта проверки и без заявления такого нерезидента взять его на учет", – комментирует Гетьманцев.

По словам главы Комитета, эти изменения направлены на нивелирование условий для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков-нерезидентов, в том числе, если такой нерезидент имеет происхождение из Украины.

"Сегодня у контролирующего органа нет возможности направить налоговое уведомление-решение или реализовывать другие контрольные мероприятия относительно нерезидента, осуществляющего свою деятельность на территории Украины, но не становящегося на налоговый учет", – отметил Гетьманцев.

В целом, как отмечает глава Комитета, законопроект смещает акцент с факта наличия зарегистрированного субъектом хозяйствования постоянного представительства на процедуру учета нерезидента, соответствующего новым критериям.

"Наряду с этим мы предлагаем новые инструменты контроля таких налогоплательщиков. Вводим налоговое уведомление-решение для нерезидента, возможность проведения проверок и другие методы контроля для взаимодействия с нерезидентом. Такой подход создаст условия для налаживания международного сотрудничества, реализации взаимной административной помощи в налоговых делах, которые необходимы для эффективного администрирования контролирующим органом", – говорит Гетьманцев.

И это, по его словам, лишь одна сторона идеи концепции постоянного представительства, заложенная в законопроекте.

"На самом деле, целью является создание условий для деятельности нерезидента на территории Украины согласно правилам, которые являются приемлемыми в большинстве налоговых юрисдикций и являются устоявшейся международной практикой. Установление равных и цивилизованных правил игры для всех", – акцентирует Гетьманцев.

Это только первая часть глобальных изменений на рынке косметики и парфюмерии. Любителей схем ухода от налогов и контрабанды ждут большие сюрпризы – государство намерено быстро и эффективно вывести рынок из "серой зоны". Государственный бюджет получит больше поступлений, а покупатель получит гарантию безопасности и защищенности товаров. А когда все участники рынка начнут работать в едином правовом поле, покупатель разберётся – где лучше цены и сервис. А пока, единственное что мы можем порекомендовать читателю – будьте осторожны при выборе продавца косметики и парфюмерии. Ведь речь идет о здоровье и безопасности.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: БізнесРинки