RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Бізнес

России грозят новые санкции за захват портов и флота в Крыму

Как Россия захватила контроль над лоцманскими проводками и портами в Керченском проливе

Как Россия захватила контроль над лоцманскими проводками и портами в Керченском проливе Россия захватила контроль за лоцманскими проводками и портами в Керченском проливе Фото: УНИАН

Украинская сторона имеет право предъявить России еще один иск за аннексию Крыма. На этот раз — за захват портов и объектов предприятия, которое осуществляло лоцманскую проводку судов в украинских водах. Россия захватила 4 лоцманских катера и установила полный контроль над Керченским проливом, взимая плату за лоцманские услуги. По мнению юристов, Украина по этому поводу может инициировать разбирательство в рамках Международного суда ООН, а также в Стокгольмском арбитраже.

Оккупация Крыма солдатами Вооруженных сил Российской Федерации, действующими без знаков различия, началась в феврале 2014 году. Кроме органов власти и воинских частей, первым делом были захвачены объекты транспортной инфраструктуры. Были взяты под контроль Евпаторийский, Керченский, Севастопольский, Феодосийский и Ялтинский порты. Также были захвачены объекты госпредприятия "Дельта-Лоцман", которое по закону осуществляло лоцманские проводки в украинских водах.

Захват Керченского филиала произошел в первые 2-3 дня специальной операции. Под контроль "зеленых человечков" перешли здание филиала и 4 лоцманских катера, из которых один был довольно старым, а один — достаточно новым.

Захваченные катера Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru

После появления вооруженных людей в здании и на бортах судов, Администрация морских портов Украины утратила возможность управлять имуществом. Собственно говоря, тогдашний исполняющий обязанности главы государства Александр Турчинов никаких указаний АМПУ о спасении имущества и его эвакуации на материк и не давал. А самодеятельностью чиновники заниматься не рискнули.

Контроль над проливом

С позиции международного публичного права ранее Украина и РФ имели равный доступ к Керченскому проливу и договаривались о режиме контроля и пределах территориальных морских вод (половина от ширины пролива с каждой стороны). Но сейчас платежи за лоцманские услуги в Керченском проливе собирают российские компании. Ранее лоцманские услуги в проливе оказывали филиал "Дельта-лоцман" и госпредприятие Администрация морских портов Украины (АМПУ).

Филиалы Государственного предприятия (ГП) "Дельта-Лоцман"

Суда, следующие в украинские порты Азовского моря, вынуждены платить за лоцманские услуги российским компаниям. Другого выхода у них нет, поскольку прохождение без проводки, во-первых, противоречит российскому законодательству, а во-вторых, физически опасно из-за сложных погодных условий и непростого рельефа дна в проливе. Ясно, что ни одно торговое судно не станет игнорировать требования вооруженной береговой охраны и российских пограничников. Вне зависимости от того, законен ли их фактический контроль над проливом. "Керченский морской порт закрыт согласно приказу Мининфраструктуры от 16 июня 2014 года № 255. Данная территория является временно оккупированной. Следовательно, у АМПУ нет там сотрудников. На подходах к Мариупольскому и Бердянскому морским портам проводку осуществляют лоцманы филиала "Дельта-лоцман" и ГП АМПУ", — прокомментировали в пресс-службе Администрации морских портов Украины.

Альтернативой выполнению незаконных требований российских оккупационных властей стал бы самостоятельный отказ от морского сообщения с Мариуполем и Бердянском, что неминуемо привело бы к катастрофическим последствиям.

Необходимость обеспечения безопасности судоходства подтолкнула российские власти создать свои структуры. "В целях оказания услуг по лоцманской проводке судов и систем управления движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов "Республики Крым" 26 марта 2014 года создано ГП "Лоцман-Крым", — говорится в сообщении самопровозглашенных "властей". Имущество Азово-Крымского регионального управления филиала "Дельта-лоцман" государственного предприятия АМПУ, территориально расположенного в Крыму, было объявлено собственностью оккупантов. Работники филиала были переведены на работу в ГП "Лоцман-Крым", за исключением случаев иного их волеизъявления. А поскольку в Керчи работали лоцманы, в основном, из местного населения, то практически все приняли данное решение как должное. Факты переезда "на материк" не известны.

"Россия юридически считает полуостров своей территорией. Соответственно и полностью контролирует Керченский пролив, осуществляя лоцманскую проводку, — поясняет юрист АО "Лекселенс" Инга Дробинова. — Хотя при этом российское законодательство не содержит утвержденных ставок для портов Крыма о размерах лоцманского сбора".

Все украденные суда были перерегистрированы на предприятии "Керченский торговый порт", которое вошло в так называемое "Государственное унитарное предприятие Республики Крым" "Крымские морские порты", созданное самопровозглашенными "властями" в соответствии с Постановлением Государственного Совета "Республики Крым" от 26.03.2014 г. На него же перерегистрированы украденные суда. При этом все экспроприированное имущество не интегрировано в профильную федеральную корпорацию, ФГУП "Росморпорт", которая осуществляет лоцманские проводки в портах России. В описании предприятия упоминание о Крыме просто отсутствует. Это сделано для того, чтобы избежать санкций: морская торговля сурово регламентирована и попадание Росморпорта в санкционные списки привело бы к плачевным последствиям для морского транспорта России.

Выписки из российских реестров о пергистрации украинских катеров под российский флаг Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru
1 / 1
Выписки из российских реестров о пергистрации украинских катеров под российский флаг Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru
1 / 1
Выписки из российских реестров о пергистрации украинских катеров под российский флаг Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru
1 / 1
Выписки из российских реестров о пергистрации украинских катеров под российский флаг Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru
1 / 1

Конфликты и массовые увольнения

Поддавшиеся на российскую пропаганду лоцманы во многом прогадали. Экономический кризис в РФ и международное признание незаконности оккупации Крыма привело к существенному падению судозаходов. И как следствие — доходов предприятия. А дефицит федерального бюджета не позволяет финансировать убыточные предприятия на желаемом уровне. Эти факторы усилили конфликтность и недовольство в коллективе.

Дошло до того, что так называемая "Керченская транспортная прокуратура" проверила должностных лиц ГУП РК "Лоцман-Крым" на исполнение трудового законодательства. И установила, что в нарушение требований Трудового кодекса РФ члены экипажей лоцманских катеров "Морской -2", "ЛК-102" и "ЛК-88", а также лоцманы в полном объеме не обеспечены средствами индивидуальной защиты. Предприятием не организован бесплатный рацион питания членов экипажей лоцманских катеров. Установлен факт невыплаты уволенному работнику компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск.

В отношении директора ГУП РК "Лоцман-Крым" возбуждено 2 дела об административных правонарушениях.

Масла в огонь подлила сомнительная кадровая политика самопровозглашенного "главы Крыма" Сергея Аксенова. 12 января "замминистра транспорта" Крыма Геннадий Раскевич представил коллективу ГП "Лоцман-Крым" нового директора — бывшего и. о. городского главы Керчи Романа Романова. Назначение проведено без консультаций с коллективом. Романов закончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде. Работал в гидрографии в Севастополе и Керчи. Был начальником филиала государственного учреждения "Керченский район госгидрографии" и не имеет лоцманского опыта. Предыдущего директора Николая Хамина, который проработал на должности 10 лет, просто поставили перед фактом об увольнении. Работники назвали это "рейдерским захватом".

Чтобы успокоить возмущенный коллектив, а также уволить нелояльных сотрудников, государственное предприятие "Лоцман-Крым" реорганизовали в государственное унитарное предприятие "Лоцман-Крым". При этом Раскевич поставил сотрудников перед простым выбором: "Ваше право принять это решение или отказаться, развернуться и уйти".

Ситуация в Керченском морском порту еще хуже. По данным статистики, грузооборот в 2015-м составил 7,8 млн тонн. Для сравнения, в 2013-м было 2,8 млн тонн грузов. Эти показатели объясняются резко возросшим значением Керченской паромной переправы. То есть порт выполняет социальную, а не экономическую функцию, что плохо отражается на его доходах. Иностранных судов нет, платить высокие сборы некому. Из-за международных экономических санкций порт лишился своих основных партнеров. Ранее сотрудничество велось с Турцией, странами Ближнего Востока, Египтом и Грецией.

Это вынудило власти прибегнуть к массовым увольнениям. Предприятие подало в городской центр занятости заявку на увольнение 710 человек. Сокращение произойдет 20 апреля. "Это очень сложное решение, и мы против него, но пока ситуация складывается таким образом. Но это не конец. Руководство профкома сейчас делает все возможное, чтобы получить поддержку на уровне республики и на федеральном уровне. Там могут предложить другое решение", — сообщил курирующий эту сферу заместитель "главы администрации" Керчи Роман Кириченко, пояснив, что к сокращению персонала руководство порта привело отсутствие оборота.

Усиление санкций

Очевидно, что вопреки российской пропаганде, санкции как наказание за агрессию действуют. Но украинская сторона не должна останавливаться, последовательно и планомерно требуя включать в санкционные списки как предприятия, так и физических лиц, способствовавших оккупации. В частности, необходимо требовать санкций против "Лоцман-Крым". Юридические основания для этого есть. "Поскольку катера являлись собственностью государства Украина, то, соответственно, Украина как государство в лице Мининфраструктуры или иных уполномоченных органов имела и до сих пор имеет право предъявить иск РФ в международных судах и требовать компенсации", — считает Инга Дробинова. Такого же мнения придерживается и адвокат, управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз: "Посягательство Россией на имущество Украины на территории аннексированного Крыма является незаконным. Поэтому основания для внесения предприятия "Лоцман-Крым" в санкционный список существуют".

Катер "ЛК-88" под незаконным российским флагом в Керчи Фото: Водный транспорт/fleetphoto.ru

Также необходимо начать судебное преследование госпредприятия "Российский речной регистр", которое незаконно поставило под российский флаг украинские катера. "Согласно положениям международных нормативно-правовых актов, в частности, Конвенции ООН по морскому праву и Конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, действия по регистрации украинских судов в российском речном регистре являются незаконным их захватом. Украина может инициировать разбирательство в рамках Международного суда ООН, а также различных арбитражных учреждений, в частности, в Стокгольмском арбитраже", — уверен Виктор Мороз. По мнению экспертов, юридическое наказание субъектов, способствовавших оккупации, реально — при условии активности украинских органов власти. А вот рядовые перебежчики за свои ошибки уже платят — зарплатой и рабочими местами.

Читайте також

Мобілізація водіїв: чи чекає на Україну паливна криза

Новий закон про мобілізацію ускладнить перетин кордону водіями, до чого це призведе