В скором времени белорусский "Паритетбанк" вновь предпримет попытку купить ПАО "Сбербанк" (Украина), который находиться в списке санкций США, ЕС и Украины. В журналистской и экспертной среде также активно обсуждают намерение известных украинских бизнесменов испытать удачу в приобретении украинской дочки подсанкционного банка. Какие схемы предлагают украинскому регулятору для того, чтобы вывести "Сбербанк" из-под санкций и почему не рассматривается единственно легитимный способ решения проблемы ограничительных мер в отношении структур страны-агрессора разбирался "Апостроф".
С началом российской агрессии в 2014 году украинские власти сделали несколько шагов с целью наказания государственных структур и чиновников страны-агрессора и уменьшения влияния российского государственного капитала на украинскую экономику. Руководство Украины вслед за западными партнерами разработало и внедрило режим ограничительных мер против страны-агрессора, который, помимо прочего, также ставил целью снизить, а в идеале свести к нулю долю российских госбанков в украинской банковской системе. Действительно, если верить официальным сообщениям, доля банков с государственным российским капиталом в Украине в чистых банковских активах за три предыдущих года существенно уменьшилась: с 10,6% до 5,6%.
Однако полностью избавиться от банков с российским госкапиталом Украина так и не смогла, ряд из них по-прежнему продолжает действовать на территории нашей страны, вызывая возмущение у общественности. Наиболее часто объектом внимания «активистов», вероятнее всего мотивированных заинтересованными игроками, становится украинское ПАО "Сбербанк", 100% акций которого принадлежит "Сбербанку России". В прессе то и дело появляются сообщения об атаках на отделения этого финучреждения, результатом которых становятся разбитые витрины и подожженное имущество.
То, что "Сбербанк" не сможет дальше нормально работать в Украине и должен уйти из страны, не вызывает сомнений уже ни у кого, в том числе и в Москве. Но как это сделать? Ведь любая операция по продаже банка немедленно приведет к санкциям США и ЕС, в том числе и в отношении структур, которые будут содействовать таким решениям, в том числе НБУ и АМК. Именно поэтому все попытки продать "Сбербанк" срывались. В Национальном банке Украины, который не давал добро на проведение сделки, очевидно понимают все последствия позитивного решения в этом вопросе для страны и ее руководства. Последний такой случай произошел в марте 2018 года, когда НБУ отказал белорусскому "Паритетбанку" с формулировкой "в связи с несоответствием заявителя требованиям законодательства Украины".
Продать нельзя оставить
В конце июня появилась информация, что "Паритетбанк" намерен предпринять еще одну попытку купить украинский "Сбербанк". "У нас было достаточно времени, чтобы внимательно изучить требования регулятора Украины и надлежащим образом подготовиться к участию в сделке", - отметил, в частности, председатель правления "Партитетбанка" Сергей Белов после передачи в НБУ соответствующего пакета документов.
Однако анализ западных и украинских санкций, проеденный в том числе и в журналистских материалах, в том числе и на сайте нашего издания, вскрылась существенная деталь, которая ставит под сомнение возможность проведение сделки по продаже этого банка в принципе.
Все дело в формулировках западных санкций, прежде всего американских, введенных в 2014 году, которые запрещают вступать в отношения с подсанкционным "Сбербанком России". Так, санкциями Минфина США водится запрет "на проведение всех транзакций, предоставление долгового финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 30 дней, с новыми акциями, с собственностью и долями в собственности Сбербанка РФ". Как известно, "Сбербанк России" после начала агрессии неоднократно проводил докапитализацию своей украинской дочки, так что с формальной точки зрения покупку ее акций вполне можно считать нарушением пункта о запрете операций с новыми акциями.
Несмотря на это заинтересованные лица и ПАО "Сбербанк", похоже, продолжают искать пути, которые позволили бы провернуть сделку по продаже. Так, по данным одного из известных журналистов-расследователей, на сегодняшний день украинский "Сбербанк" с помощью НБУ пытается реализовать схему, в результате которой банк формально вышел бы из-под санкций. Суть ее в том, что "Сбербанк" при поддержке украинского Нацбанка намерен аннулировать выпуски акций, выпущенных после начала агрессии. Тем самым останутся "не новые" акции, которые, якобы, можно будет считать "чистыми".
Подобная схема, будь она действительно реализована, вызовет множество вопросов. Как мы уже писали, украинские нормативные документы не предусматривают аннулирование части выпуска акций. Более того, в системе Нацдепозитария идентификационный номер акций присваивается на весь общий выпуск, а не по отдельным выпускам, что не дает возможности идентифицировать, к какому выпуску относятся бумаги. Таким образом, одобряя подобную процедуру, Нацбанку придется выдумывать новые правила специально для декапитализации "Сбербанка".
Прямое участие (или можно сказать - соучастие) НБУ в реализации подобной схемы несет для украинского регулятора существенные риски, поскольку может быть воспринято нашими западными партнерами попыткой обхода санкций. Ведь положения европейских и американских санкций запрещают предпринимать действия, направленные на обход ограничений. При этом в тексте американских санкций прямо говорится, что лица, помогающие обойти или выйти из-под санкций, должны быть наказаны.
Что делать
Что же делать со "Сбербанком" для того, чтобы НБУ, АМК и Украина в целом не попали под западные санкции? Эксперты расходятся в мнениях о том, как решать эту проблему. Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса в комментарии "Апострофу" отметил, что считает, что в случае одобрения НБУ продажи "Сбербанка" (Украина), есть потенциальный риск для покупателей. Комментируя другие возможны пути решения вопроса с дочкой "Сбербанка России" он подчеркнул, что не верит в вариант ее банкротства.
"Банкротство невозможно, российский "Сбербанк" на это никогда не пойдет. Потому что он большой и глобальный банк, и банкротство его маленькой дочки где бы то ни было ударит по нему очень сильно. Все, что они могут сделать, - это постепенно свести бизнес банка к нулю и просто закрыться", - отметил Фурса.
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран также считает, что Украине не стоит опасаться негативной реакции со стороны США в случае участия украинских госструктур в сделке по продаже "Сбербанка" (Украина).
"Тезис о санкциях очень спорный. Не думаю, что сами США понимают санкции именно так - де-факто, они тогда блокируют выход государственных российских банков из Украины, а им (США) это не нужно", - сказал он "Апострофу".
Более категоричен в этом отношении финансовый эксперт Алексей Кущ. По его словам, именно позиция западных партнеров стала причиной того, что "Сбербанк" (Украина) до сих пор не продан.
"Несколько раз попытки продажи этих банков (дочек российских госбанков, – "Апостроф") были, и потенциальные покупатели вроде бы были серьезные, Национальный банк рассматривал документы, и вроде, как бы уже шли сигналы, что все будет в порядке, но в самый последний момент эти сделки отменялись. Почему? На Западе тоже ведь не дураки, и они прекрасно видят, кто покупает. Если Нацбанк пропустит такие документы, ему придется объяснять западным партнерам, почему Украина согласовывает продажу российских банков тем, в отношении кого есть сомнения, что они являются настоящими покупателями", - заявил Кущ "Апострофу".
Более того, по мнению Куща, на сегодняшний день рыночная продажа "дочек" российских госбанков, в том числе и ПАО "Сбербанк", практически исключена.
"С точки зрения рыночной ниши, которую они занимают, для инвесторов эти банки не представляют особой ценности, так как у них нет широкой филиальной сети, это – несистемные банки, у них специальных нишевых программ. При этом у них крайне отрицательный бэкграунд, связанный с военным конфликтом на востоке Украины. Их балансы отягчены колоссальными проблемными активами. Эти банки создавались для осуществления так называемых политических инвестиций – они кредитовали крупные финансово-промышленные группы, государственные предприятия, и сейчас миллиарды задолженности зависли. Поэтому найти рыночного покупателя для россиян сейчас практически невозможно", - сказал он, добавив, что любая сделка такого рода "будет носить суррогатный характер".
"Условно говоря, нужно найти свадебного генерала, который бы выступил в роли собственника, помог бы снять санкции, снять политическое давление", - отметил эксперт.
Он также высказал предположение, что, по крайней мере, до выборов, дочерние российские банки, в том числе и ПАО "Сбербанк", проданы не будут. По его словам, на сегодня "дочка" "Сбербанка РФ" в Украине представляет собой банк-оболочку, которая может пригодиться материнской структуре для взимания долгов, которые перед банком имеют различные компании, а также вернуть свои инвестиции, которые исчисляются миллиардами долларов. Кущ добавил, что в России надеются, что с началом нового политического цикла в Украине "появится окно, которое поможет хотя бы частично эти деньги вернуть". Тем не менее, считает эксперт, проблема дочерних структур российских госбанков является серьезной и ее решение требует пристального внимания государства.
В то же время, многие эксперты считают проблему закрытия "Сбербанка РФ" в Украине искусственной.
"Я не вижу проблемы для решения этого вопроса, если есть политическая воля его решить. В связи с невозможностью дальнейшего функционирования банка в нашей стране принимается решение о прекращении его деятельности. Банк закрывает свои операции, передает свои депозиты и кредитные активы другому банку, в соответствии с ликвидационным балансом проводится зачет активов и пассивов, после чего банк возвращает свою лицензию НБУ. Все! В чем вопрос? Просто возьмите и сделайте это", - прокомментировал эксперт Международного центра перспективных исследований Егор Киян.
По его мнению, в этом случае ни госбюджет, ни вкладчики не понесут потерь, как это произошло бы в случае банкротства. НБУ и другие структуры страны не нарушат санкционное законодательство, страна продемонстрирует способность к цивилизованному решению непростых проблем, а украинская власть продемонстрировала бы, что готова обеспечить прозрачность процессов принятия решений как украинскому обществу, так и западным партнерам.
В случае неразрешенных ситуаций, получится, что, как и в прежние времена, серьезные решения, затрагивающие не только интересы многих тысяч украинцев, но и международные отношения, принимаются кулуарно и с игнорированием отечественного законодательства и зарубежных норм. Каковы будут последствия, если западные партнеры увидят в действиях Украины нарушение санкций, которые ради нее и введены, даже страшно предположить.