RU  UA

Неділя, 24 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Бюджет

Кабмин внес, а потом отозвал проект бюджета на 2015 год

Власти замешкались с рассмотрением госбюджета на 2015 год Фото: Владислав Содель

Правительство еще в прошлую пятницу зарегистрировало в Верховной раде проект бюджета на 2015 год, однако на сайте парламента его текста так до сих пор и нет. По информации А', депутаты отказываются рассматривать главный финансовый документ страны в оперативном режиме, как того хочет Кабинет министров. В Минфине разработали бюджет с учетом изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, а также предусмотрели снижение ставки единого социального взноса. Все это дало правительству повод рассчитывать на то, что доходы в 2015 году увеличатся более чем на 14%. При этом, расходы на Минобороны предусмотрены на значительно меньшем уровне, чем затраты на МВД. Последнему в текущем году дважды урезали финансирование, но в следующем году Кабмин решил наверстать упущенное.

Налогов больше

В течение последних недель правительство активно дорабатывало проект бюджета на 2015 год, проводя ежедневно несколько закрытых заседаний Кабмина. Первоначально премьер-министр Арсений Яценюк предупреждал, что главный финансовый документ страны будет разработан с учетом налоговой реформы, децентрализации и снижения нагрузки на фонд оплаты труда. Однако окончательных версий этих законопроектов так никто и не видел. В то же время, правительство все-таки внесло в парламент сам проект бюджета. Документ был зарегистрирован в Верховной раде еще в пятницу, 12 декабря, под номером 1000, однако уже на следующий день Кабмин отозвал его. Тогда же правительство утвердило постановление №702, где причиной отзыва проекта бюджета отчасти стала встреча с представителями коалиции депутатских фракций. Руководителям центральных органов исполнительной власти вместе с депутатами было поручено создать рабочие группы по вопросам доработки законопроектов по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы и проект бюджета-2015.

В распоряжении А' оказался проект бюджета, переданный на доработку депутатам. Правительство рассчитывает, что доходная часть казны в следующем году увеличится на 14,4% по сравнению с нынешним ‒ до 432,34 млрд грн, в том числе общий фонд вырастет на почти 28% ‒ до 411,9 млрд грн. Расходы будут расти менее динамично ‒ затраты госбюджета увеличатся на 9,9% ‒ до 485,3 млрд грн, общего фонда казны на 20,6% ‒ до 463,8 млрд грн. Предельный размер госдолга к концу года составит 933,9 млрд грн (рост показателя на 127 млрд грн по сравнению с текущим годом). В частности, налоговые поступления должны вырасти на почти 70 млрд грн (349 млрд грн).

Больше всего ‒ втрое ‒ планируется увеличить отчисления от налога на доходы физлиц (НДФЛ) ‒ до 44,16 млрд грн. Напомним, Кабмин предлагал расширение дифференцированных ставок налогообложения доходов, введение непрямых методов оценки доходов граждан с применением повышенной ставки налога на сверхдоходы. Кроме того, правительство ожидает рост отчислений от рентных платежей за пользование недрами (на 47,4%); НДС (9,6%) ‒ как внутреннего, так и импортного, возмещение налога планируется на уровне 62,8 млрд грн (+22 %); акциза с произведенных в Украине (28,7%) и импортируемых товаров (более 600%).

Эксперт Международного центра перспективных исследований Василий Поворозник удивляется такому оптимизму правительства. Он предполагает, что Кабмин планирует достигнуть роста поступлений от НДФЛ за счет увеличения доли отчислений местных бюджетов в госказну. Например, отчисления Киева предложено увеличить с 50% до 75%. Налоги с импорта растут за счет девальвации. Директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец предполагает, что доходы госбюджета могут расти за счет снижения расходов на финансирование угольной промышленности, сокращения налоговых льгот, компенсации стоимости тарифов. «Это может дать экономию в размере 10% от ВВП»,‒ говорит он. Аналитик Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук не видит причин для такого существенного роста доходной базы казны: «Налоговая база вряд ли резко вырастет, даже если пересмотреть налоговые ставки».

Предложено пересмотреть принцип отчисления Нацбанком средств в бюджет. Если сейчас регулятор платит ежеквартально (в 2014 году по 5,7 млрд грн; суммарно ‒ 22,8 млрд грн), то в 2015 году он может уплатить сумму в 30 млрд грн не позже 11 мая. «Значительное перечисление может быть частично отсрочено на основании обращения НБУ при согласовании с Минфином»,‒ говорится в документе. Кроме того, правительство решило существенно сократить объем выдаваемых под госгарантии кредитов ‒ до 18 млрд грн (в этом году ‒ 25 млрд грн). В частности, госгарантии будут предоставляться на реализацию проектов по повышению энергоэффективности и усилению конкурентных преимуществ украинских предприятий.

Социальный рост

Предлагает Кабмин в 2015 году и незначительно, но все же повысить социальные стандарты ‒ минимальную зарплату (МЗ) и прожиточный минимум (ПМ), которые в текущем году были заморожены на уровне 1218 грн. Их пересмотр произойдет дважды: 1 января МЗ и ПМ увеличатся на 3,2% и составят 1257 грн и 1 декабря еще на 27 грн ‒ до 1284 грн. По сути, рост соцстандартов, от которых зависит начисление всей госпомощи, пенсий за фактически два года составит 5,4%. По словам ведущего научного сотрудника Института демографии и социальных исследований Лидии Ткаченко, такое увеличение не перекроет реальные потери населения от инфляционных процессов (ожидаются на уровне 20% по результатам 2014 года) и девальвации гривны почти вдвое. «Если в этом году у людей еще были хоть какие-то запасы, то в следующем все будет не очень хорошо. Падает покупательская способность населения и, соответственно, спрос, поэтому такие процессы не очень хороши для экономики,‒ говорит она.‒ Сейчас это очень болезненно воспринимается людьми, потому что они хоть как-то стали выбиваться и увеличивать доходы ‒ и теперь опять в нищету скатываться». Помимо платежного спроса, добавляет Валерий Геец, снижается спрос инвестиционного характера. «За девять месяцев предприятия показывали убытки. Отсутствие инвестспроса является существенным тормозом для экономики. Поэтому Кабмину необходимо делать серьезные шаги по поддержке экспорта,‒ поясняет господин Геец.‒ Были открыты определенные возможности в торговле со странами ЕС, но они не компенсировали ущерб от потерь рынков СНГ. Поэтому необходимо расширять выходы на рынки третьих стран, пока торговля с рынками ЕС не начнет работать в полном объеме».

Кроме того, согласно проекту бюджета, правительство намерено существенно сократить объем заимствований ‒ с 262,7 млрд грн до 170,4 млрд грн. При этом долговые обязательства государства по внешним займам могут быть увеличены по сравнению с 2014 годом на 32,6 млрд грн ‒ до 74,089 млрд грн. Внутренние обязательства могут быть снижены. Примечательно, что уже несколько лет подряд Кабмин планирует получить от приватизации 17 млрд грн. Предлагает Кабмин продлить еще и на I квартал действие нормы, которая дает право пролонгации договоров Минобороны, заключенных в 2014 году, «для обеспечения беспрерывности процесса питания личного состава вооруженных сил Украины». Следует отметить, что финансирование Минобороны на 2015 год вырастет всего на 9,5% ‒ до 14,9 млрд грн. Львиная доля средств ‒ 11,7 млрд грн ‒ будет направлена на обеспечение деятельности вооруженных сил и подготовку войск (в этом году ‒ 11,3 млрд грн). На развитие вооружения и военной техники планируется направить 1,3 млрд грн (556,8 млн грн). В то же время, МВД может получить финансирование примерно на 30% больше, чем в текущем году ‒ 20,090 млрд грн. Финансирование Нацгвардии составит 1,8 млрд грн. «В этом году финансирование МВД существенно урезали ‒ в марте и сентябре,‒ говорит Василий Поворозник.‒ А теперь предлагают увеличить и дать больше, чем Министерству обороны». Незначительно планируется увеличить и расходы на СБУ ‒ на 200 млн грн, на Госпогранслужбу ‒ на 100 млн грн. Для Минобразования и Минздрава финансирование по сравнению с 2014 годом вообще будет сокращено.

По информации источника А' в Кабмине, такой бюджет категорически не устраивает депутатов ‒ им предоставлено мало времени на качественную отработку документа и всех параллельных бюджетному процессу законопроектов. «С учетом настроений в Верховной раде принятие бюджета может быть перенесено на январь»,‒ говорит собеседник А'. Напомним, что в данном случае вступает в силу норма Бюджетного кодекса об ограничении расходов казны: правительство обязано осуществлять ассигнования общего фонда в размере не более 1/12 расходов бюджета на 2014 год. Василий Поворозник уверен, что принятие бюджета в январе намного реальнее, чем до конца текущего года. В документе много противоречий ‒ например, в проекте отсутствуют любые упоминания Министерства информполитики и, соответственно, для него не предусмотрено бюджетное финансирование. «Очень волнует Минобороны, и думаю, им следует повышать финансирование, необходимо увеличить и расходы на пограничную службу для укрепления восточной границы»,‒ поясняет эксперт.

Дополнения:

  1. Доходы госбюджета на 2015 год
  2. Финансирование госбюджета на 2015 год
  3. Распределение расходов госбюджета на 2015 год
  4. Возврат кредитов в госказну и распределение кредитования из бюджета-2015
  5. Распределение расходов госбюджета-2015 по административно-территориальным единицам
  6. Межбюджетные трансферты
  7. Межбюджетные трансферты местным бюджетам
  8. Распределение расходов госбюджета-2015 на осуществление правосудия
  9. Перечень кредитов, которые привлекаются в общий и специальный фонды госбюджета-2015 от иностранных государств и международных банков
  10. Перечень учреждений, финансирование которых передается местным бюджетам

Читайте також

Бюджет-2025: що у пріоритеті, і звідки гроші

Проект бюджету України на 2025 рік виглядає реалістичним, але ризики, пов'язані з його наповненням, залишаються

Кабмін заморожує прожитковий мінімум: що буде із зарплатами українців

Результатом заморозки розмірів мінімальної зарплати та прожиткового мінімуму в Україні стане подальше зубожіння найуразливіших громадян