RU  UA

Неділя, 22 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Фiнанси

Украинскому бюджету грозит проблема на миллиарды: названа главная причина

Украина катастрофически не выполняет планы по приватизации

Украина катастрофически не выполняет планы по приватизации Фото: НБУ

В 2018 году, согласно проекту госбюджета, поступления от приватизации должны составить 22,5 млрд грн. Законопроект о приватизации госимущества, который Верховная Рада приняла пока в первом чтении, по идее, должен упростить и ускорить приватизационные процедуры. Однако обеспечит ли он выполнение амбициозного плана правительства в следующем году, пока остается под большим вопросом.

Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект о приватизации государственного имущества. Принятие этого документа является одним из условий выделения Украине нового транша Международным валютным фондом (МВФ).

Законопроект был внесен в парламент Кабинетом министров, который накануне развернул массированную информационную кампанию в его поддержку.

В частности, премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что на сегодня в Украине насчитывается около 3500 государственных предприятий, большинство из которых – неприбыльные. Соответственно, на их содержание расходуются огромные суммы бюджетных средств.

"Какой выход? Честная и прозрачная приватизация, в результате которой у таких предприятий появятся эффективные собственники, которые будут инвестировать в развитие и модернизацию производства и достойные зарплаты работников", - написал он в Facebook.

Такая активность Кабмина понятна. Помимо того, что принятия этого закона требует МВФ, от результатов приватизации в 2018 году ожидают значительных поступлений в госбюджет - 22,5 млрд грн. Это на 5,4 млрд грн или 31,6% больше, чем предусмотрено бюджетом 2017 года.

Между тем, в январе-августе текущего года в казну поступило чуть более 1,5 млрд грн или 8,9% годового плана, в связи с чем выполнение этого плана вызывает большие сомнения. Впрочем, планы приватизации не были выполнены ни в 2014, ни в 2015, ни в 2016 годах. Основная причина – низкая инвестиционная привлекательность предлагаемых к продаже объектов.

Красноречивый пример – попытки продать обремененный долгами Одесский припортовый завод (ОПЗ), который в 2016 году дважды неудачно выставляли на торги.

В 2018 году ОПЗ снова попытаются выставить на продажу.

Кроме того, в следующем году Фонд госимущества собирается выставить на продажу ПАО "Центрэнерго", харьковский завод "Турбоатом", "Аграрный фонд", "Государственную продовольственно-зерновую корпорацию Украины", а также шесть энергокомпаний и ряд объектов малой приватизации.

Приватизация по-новому

Внесенный Кабмином законопроект предусматривает определенную структуризацию законодательства о приватизации путем объединения разрозненных профильных законодательных актов в один, а также внесения соответствующих изменений в Хозяйственный и ряд других кодексов Украины.

Правительство также предлагает расширить перечень объектов, разрешенных к приватизации, в частности, за счет непрофильного имущества Национальной академии наук и других академий, Министерства обороны, Службы безопасности, а также других силовых ведомств.

Кроме того, к участию в приватизации госимущества Украины должны быть допущены международные финансовые организации.

Если предприятие имеет долги, по нему нельзя будет начать процедуру банкротства, пока оно не будет продано. Кроме того, если процедура банкротства уже запущена, то после принятия решения о приватизации предприятия ее остановят.

Важным моментом законопроекта является то, что в приватизации не смогут принимать участие структуры, 10% и более акций которых находятся в собственности представителя страны-агрессора – России (если российский пакет менее 10%, компания сможет участвовать в приватизации).

В погоне за планом

Заместитель главы комитета Рады по вопросам бюджета Сергей Мельник возлагает большие надежды на то, что законопроект поможет выполнить план приватизации в 2018 году.

"Скажем честно, что в предыдущие годы это (выполнение планов приватизации - "Апостроф") было нереалистично. Поэтому, в первую очередь, на то, чтобы структурировать процедуру приватизации и сделать ее более прозрачной, как раз и направлен этот закон", - сказал нардеп в комментарии "Апострофу".

Он напомнил, что поступления от приватизации являются одним из ключевых источников наполнения бюджета. Соответственно, вырученные деньги "можно будет направить на уменьшение государственного долга, на расходы капитального характера".

"Если будет принят закон, думаю, что шансы есть. Если нет - это будет сделать очень сложно", - резюмировал Мельник.

Заместитель главы парламентского комитета по вопросам экономической политики Юрий Соловей подчеркнул, что пока законопроект принят только в первом чтении.

"Но однозначно, если этот законопроект будет принят в целом, это существенно упростит сам процесс приватизации в Украине. Поскольку мы четко понимаем, что сегодня основные трудности – в забюрократизированной системе. Поэтому этот закон, я думаю, очень серьезно поможет сдвинуть с мертвой точки приватизацию в Украине", - сказал он "Апострофу".

"Если этот законопроект будет принят в целом, это существенно упростит сам процесс приватизации в Украине", - говорит заместитель главы комитета Рады по вопросам бюджета Сергей Мельник Фото: pixabay.com

С принятием этого закона появляется вероятность того, что план приватизации 2018 года будет выполнен если не на 100%, то, по крайней мере, существенно лучше, чем, в минувшие годы.

"Безусловно, шансы есть", - подчеркнул депутат.

Закон не решит проблему

Эксперты не столь оптимистичны в оценках реализации плана приватизации на следующий год.

"По поводу поступлений от приватизации у меня есть целый ряд вопросов. Можно вспомнить, что около 17 млрд грн должно было быть получено от приватизации и в 2015 и 2016 годах, но деньги не были получены. Да и в этом году из запланированных 17 млрд грн, скорее всего, бюджет получит около 5 млрд грн. Когда государственный бюджет не получает необходимые поступления по любой статье, в том числе по статье приватизации, это означает, что дефицит приходится перекрывать за счет дополнительных заимствований, что крайне нежелательно для страны, которая и без того уже имеет большую долговую нагрузку, превышающую 80% ВВП, и должна тратить более 5% своего ВВП на обслуживание этих долгов. Поэтому план по приватизации на следующий год, который стоит в государственном бюджете, по крайней мере, в первоначальном проекте, тоже вызывает сомнения. Если в этом году он будет выполнен на треть при хорошем раскладе, при том, что в предыдущие годы он выполнялся менее, чем на 1%, то, конечно, есть большой вопрос – а сможет ли он быть выполнен в следующем году, что снова поставит перед нами вопрос, где брать деньги на покрытие дефицита госбюджета", - сказал "Апострофу" исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.

Финансовый эксперт Алексей Кущ также сомневается, что план приватизации-2018 будет выполнен.

"Скорее всего, это абсолютно нереалистичный показатель. Планы можно составлять любые, и, кстати, суммы в пределах 18-20 млрд грн фигурируют уже не первый год. Но каждый раз государство получает какие-то копейки от продажи государственных объектов. Поэтому говорить, что в следующем году произойдет некий системный прорыв, не приходится", - сказал он "Апострофу".

Главным индикатором способности или неспособности государства проводить большую приватизацию является показатель прямых иностранных инвестиций.

"За девять месяцев этого года в Украину пришло чуть больше $2 млрд прямых иностранных инвестиций. Из них в реальный сектор экономики – чуть больше $1 млрд, остальное – в другие сектора, включая финансовый. Такая ситуация наблюдается уже несколько лет. Потолок привлечения прямых иностранных инвестиций в Украине по итогам 2015-2016 годов – до $3 млрд. Раньше мы имели показатель в несколько раз выше. При этом, привлечение в процессе приватизации больших сумм – в пределах $1 млрд – происходило с очень большим напряжением. К этому процессу подключались и наши олигархические структуры, которые таким образом легализовали свой капитал. Поэтому говорить о том, что страна, которая привлекает $2-3 млрд прямых иностранных инвестиций, сможет с помощью большой приватизации государственного имущества привлечь почти $1 млрд, очень наивно и в реальности невозможно", - отметил Кущ.

Он также считает, что проблема низкого уровня поступлений от приватизации в Украине связана не с наличием или отсутствием закона, и даже не с уровнем эффективности работы Фонда госимущества (ФГИ).

"Она заключается в базовых, системных вещах – защита прав инвесторов и кредиторов, защита титулов собственности, уровень коррупции, рейдерство, и, самое главное, прозрачная и эффективная судебная система", - подчеркнул эксперт.

Кроме того, слабым местом является отсутствие преемственности решений государства. То есть нет гарантии, что люди, которые придут к власти в следующем политическом цикле, не обнулят результаты уже состоявшейся приватизации.

В качестве примера Кущ привел ситуацию с "Укртелекомом", который суд первой инстанции постановил отобрать у собственника и вернуть государству.

"Это плохой прецедент с точки зрения инвестиционной среды, потому что он ставит под сомнение результаты приватизации большой государственной компании. Соответственно, любой инвестор, который будет планировать зайти в Украину, будет думать, не сделают ли с ним то же самое лет через пять, когда у власти будут другие люди", - подытожил эксперт.

Читайте також

Без "Зимової єПідтримки": кому з українців не дадуть "Вовину тисячу"

Українці, які перебувають за кордоном чи на окупованих територіях, не отримають Вовину тисячу, але це не точно

Куди інвестувати під час війни: три способи заробітку для простого українця

Для збереження заощаджень та заробітку українцям під час війни найбільше підійдуть відкриття депозиту, купівля держоблігацій та нерухомості

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому