Арсений Яценюк хочет запретить ввоз российских нефтепродуктов. Такая мера не повредит России из-за малой доли поставок топлива в Украину. Кроме того, белорусское, польское и литовское дизельное топливо производится из российской нефти. Эмбарго не вызовет дефицита ДТ и бензина, так как трейдеры найдут альтернативу, однако вызовет резкий рост цен на топливо. А вот на рынке сжиженного газа возникнут серьезные проблемы — доля России на нем более 60%.
Доля РФ и запреты
Премьер-министр Арсений Яценюк на заседании Кабинета министров 7 апреля поручил проработать механизм запрета импорта нефтепродуктов из Российской Федерации.
"Поручение, которое я даю Министерству экономики и торговому представителю Украины... Мы ввели ряд санкций против Российской Федерации. Однако один из ключевых элементов — закупка нефтепродуктов в РФ — почему-то не попал в санкционный список", — отметил Яценюк.
"Прошу Министерство экономики проработать механизм запрета приобретения нефтепродуктов у страны агрессора, коим является Российская Федерация. На пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства", — добавил премьер.
Однако, заседание Кабинета министров 8 апреля та и не состоялось и, соответственно, никого решения о запрете ввоза нефтепродуктов из РФ пока не принято.
В России Украина импортирует 3 основных вида топлива: бензин, дизельное топливо и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Доли рынка в этих сегментах у россиян различные, а потому и последствия гипотетического эмбарго буду разными.
Собственно бензина из РФ ввозится не так много (менее 5% в 2015 году). А вот ситуация с ДТ несколько иная: Из РФ в 2015 году в Украину было ввезено 27,8% от общего объема импорта.
На рынке СУГ позиция России — доминирующая: 62,1%
Может ли Украина прожить без российского дизеля? Как показал прошлый год — вполне, поскольку в 2015 году его поставок не было почти полгода.
"Бензин и ДТ мы уже полгода из РФ не везем. Поставки ДТ Лукойла в марте — исключение из правил. В России действует запрет на экспорт в Украину светлых нефтепродуктов для избежания двойного назначения", — отмечает руководитель консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
22 сентября 2015 стало известно, что Россия выборочно ограничила экспорт бензинов и ДТ в Украину в связи с опасениями, что российское топливо может быть использовано украинской военной техникой. Был подписан Межотраслевой ограничительный перечень топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, разрешенных к применению в вооружении, военной и специальной технике Министерства обороны РФ, который и стал основанием ограничения экспорта.
Это ограничение касалось как бензина так и дизтоплива, которые производятся на российских НПЗ и адресованы украинским покупателям. В списке перечислены все основные производители нефтепродуктов, топливо которых продают украинские операторы.
Тем не менее, дефицита ДТ не произошло, и трейдеры быстро переориентировались на поставки из других стран.
Однако неформальное ограничение на экспорт в Украину российских нефтепродуктов снято. В марте "Лукойл" начал поставки топлива, и в апреле собирается продать на украинский рынок порядка 50-70 тыс. т. Стоит отметить, что в новых условиях от трейдеров требуют письменных гарантий того, что топливо не будет использован для военных целей.
Эмбарго безвредно для России и вызовет рост цен в Украине
В целом, особого негативного экономического эффекта эмбарго со стороны Украины на Россию иметь не будет. Во-первых, доля Украины в экспорте РФ крайне мала (менее 5%).
Во-вторых, альтернатива российскому дизелю (белорусский, польский, литовский) делается в 80% случаев из российской же нефти. То есть, купив «альтернативный» дизель украинец отдаст 75% денег тем же россиянам. Не пострадают и российские НПЗ, переориентировав непринципиальные для них объемы на другие рынки.
Если Украина все же введет эмбарго, то последствия спрогнозировать просто — достаточно изучить прошлогодний опыт.
Позитив заключается в том, что дефицита топлива не будет - трейдеры относительно легко заместят недостающие объемы в других странах.
Негатив — дизель подорожает. Например, летом (когда поставки из РФ еще были) прошлого "Белорусская нефтяная компания" продавала ДТ с премией $5/т по отношению к поставкам морским путем. А вот в феврале текущего года (когда запрет экспорта ДТ из РФ действовал) белорусы продавали дизель с премией $25-27 за тонну к уровню поставок морским путем.
"Отказ однозначно сузит предложение хотя и временно, но за это время операторы точно поднимут цену", — прогнозирует аналитик Dixi Group Тарас Ткачук.
"Поставки из РФ важны, прежде всего, для сельского хозяйства, хотя и не безальтернативны. Отказ может спровоцировать ажиотаж и привести к росту цен, прежде всего на дизель", — соглашается эксперт энергорынка Дмитрий Марунич.
Причем, некоторые трейдеры предрекали, что в период посевных работ, когда спрос на солярку максимальный, наценка белорусов вырастет до $45 за тонну, сравнявшись с ценой топлива, ввозимого морем. Соответственно, от роста цен пострадают основные потребители дизеля. В первую очередь, речь идет о сельском хозяйстве, армии, коммунальной технике и т. п.
"Отказ ударит в первую очередь по сетям российского происхождения, а также АЗС импортирующие российские нефтепродукты. Запрет выгоден почти всем, кроме российских операторов и операторов с российским топливом", — считает Ткачук.
Глава консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн уверен, что российское ДТ есть в любых сетях. "Все покупают. Оно же нормального качества. Просто поскольку заходит с востока, то его больше в восточных регионах", — уверен Куюн.
А вот с рынком сжиженного газа в случае введение эмбарго все будет намного хуже.
"Важно также распространится ли запрет на поставки пропан-бутана. Там последствия могут быть серьезнее, из-за большей доли РФ. Воспользовавшись ситуацией поставщики могут поднять цену", — считает Дмитрий Марунич. Четкой альтернативы РФ нет. Непонятно, сможет ли Беларусь оперативно поставить нужный объем. Не говоря уже о том, что белорусский сжиженный газ, также как и дизель — это переработанный российский ресурс.
Что касается варианта поставок из Казахстана, то они экономически нецелесообразны. "Казахстан сейчас "непроходной" по цене. Низкая цена ресурса сопоставима с затратами на логитиску. Если сейчас, до ажиотажа, купить на споте казахский газ, он будет на 50-120 долл/т дороже чем российский ресурс", — пояснил Сиренко.
Можно ждать поставки из ЕС, но они однозначно будут дороже.
"Повышение цен в рознице на газ убьет перспективу развития этого "социального" топлива, альтернативы бензину. Рынок газа - 1 млн т/год, и растет на 10-15% в год. Рынок бензина и ДТ с 10 млн до войны скатился до 7 млн т. Не замечать рынок LPG — глупо. Готов публично сказать, что Яценюк сказал глупость по незнанию", — подытожил Сиренко.
"Если в любом случае украинские деньги идут в Россию, то уж лучшее платить меньше или выбрать меньшее из двух зол. Если цены на российское ДТ будут на уровне прошлогодних паритетов, это даст стране экономию на закупках дизтоплива в диапазоне $75–100 млн в год", — считает Куюн.
"Есть определенные риски, поэтому такие шаги должны быть подготовлены заранее, чтобы уменьшить негативное влияние на рынок. Остается открытым вопрос о влиянии запрета на посевную кампанию", — подчеркнул Ткачук.