RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Зовнішня торгівля

Украина в международных организациях: главное — участие

Киев участвует в 70 международных организациях — членство во многих из них не приносит стране никаких дивидендов

Киев участвует в 70 международных организациях — членство во многих из них не приносит стране никаких дивидендов Міністерство закордонних справ України Фото: phl.ua

Украина опять возрождает ГУАМ, но членство в глобальных организациях не гарантирует нашей стране полноценного присутствия на международной арене, тем не менее, существует немало форматов, участие в которых должно помочь стране в продвижении и защите ее национальных интересов. Сегодня многие международные организации попросту не выполняют свои заявленные функции. Какие форматы по-настоящему могут быть эффективными для отстаивания национальных интересов, разбирался "Апостроф".

Забытая организация

В конце марта в украинской столице прошел саммит организации с экзотическим названием ГУАМ. Для тех, кто забыл, это — акроним, состоящий из заглавных букв названий стран, входящих в организацию, — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. А забыть о такой организации как ГУАМ несложно. Созданная в 1997 году, она постоянно впадала в состояние анабиоза, из которого ее, периодически пытались вывести. Так произошло и на этот раз. По инициативе Владимира Гройсмана в Киеве 27 марта собрались главы правительств четырех стран. Главным итогом саммита стало подписание документов, открывающих дорогу для создания зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ГУАМ.

На самом деле были подписаны два протокола – о порядке создания и деятельности рабочего органа, координирующего действия договаривающихся сторон соглашения о создании зоны свободной торговли между странами-участницами ГУАМ от 20 июля 2002 года и о взаимном признании отдельных результатов таможенных процедур относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через государственные границы стран ГУАМ.

Но, формально, в рамках ГУАМ зона свободной торговли существует. Более того, в 2006 году тогдашний президент Украины Виктор Ющенко торжественно провозглашал создание ЗСТ в формате ГУАМ. "Убежден, что следующим этапом совместной работы будет гармонизация наших отношений в сфере унификации пограничных и таможенных служб", — сказал тогда он. Однако весь комплекс мер и механизмов по запуску ЗСТ так и остался на бумаге. Возможно, что-то сдвинется с мертвой точки в этот раз, хотя и это далеко не факт.

Вообще Украина является участницей нескольких десятков международных организаций (всего около 70-ти). Членство во многих из них продолжается еще со времен существования СССР, так как Украина, будучи частью Советского Союза, имела также свое представительство в ООН и, соответственно, во многих структурах, аффилированных с этой организацией. Например, в Европейской экономической комиссии ООН (с 1947 года), Всемирной организации здравоохранения (с 1948 года), Международной организации труда (с 1954 года).

Страна также имеет давнее членство в ряде международных организаций, не связанных с ООН. В частности, во Всемирном почтовом союзе (с 1947 года) и Международном бюро выставок (с 1960 года). Участие во многих организациях является чисто формальным и не приносит Украине какой-либо ощутимой выгоды. Но есть и другие структуры, принадлежность к которым можно считать для страны в той или иной мере полезной.

Только бизнес

Украина до сих является участницей СНГ. Несмотря на громкие заявления некоторых украинских политиков, страна так и не покинула организацию. Не секрет, что Киев в СНГ интересует, прежде всего, экономическая составляющая. Это позволяет в льготном режиме торговать с Беларусью и Казахстаном, что особенно актуально в свете экономической блокады со стороны РФ. Молдова и Азербайджан также входят в СНГ, а потому торговля с ними регулируется положениями о ЗСТ в рамках Содружества. Грузия вышла из СНГ из-за агрессии со стороны России, но сохранила свободный режим торговли с другими членами объединения.

В 2008 году Украина вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Членами ВТО среди участников ГУАМ также являются Грузия и Молдова. А вот Азербайджан пока еще не завершил переговоры с этой организацией о вступлении. Россия присоединилась к ВТО в 2012 году. Этот позволяет Украине оспаривать дискриминационные действия РФ в отношении украинской продукции, а также ее транзита по российской территории в направлении Казахстана и Кыргызстана.

В рамках ВТО Украина смогла решить ряд вопросов, касающихся отмены или существенного снижения таможенных пошлин, что на начальном этапе радовало простых украинцев в плане удешевления импорта. Однако вскоре этот положительный эффект был нивелирован обесцениванием национальной валюты.

Поскольку членство в ВТО не гарантирует полной отмены торговых ограничений, Украина налаживает двустороннее сотрудничество со странами и группами стран, результатом которого стало создание ЗСТ с Евросоюзом (с 2016 года), Канадой (вступит в силу в середине 2017 года), а, в перспективе, как ожидается, с другими странами, в частности, с Турцией и Израилем.

В 2011 году Украина присоединилась к Европейскому энергетическому сообществу. Этот шаг был продиктован стремлением Киева ослабить газовую зависимость от России и активнее привлекать к сотрудничеству энергокомпании стран ЕС (обсуждались варианты привлечения европейских компаний к совместной эксплуатации газотранспортной системы Украины, а также создания в стране полноценного газового хаба, учитывая значительную вместимость отечественных подземных хранилищ).

На сегодня сотрудничество в рамках Энергетического сообщества продолжает оставаться выгодным дня Украины, так как общие правила ЕС в сфере энергетики позволяют стране отстаивать свои интересы преимущественно в противостоянии с РФ совместно с другими странами, в частности, с Польшей.

Членство в таких организациях как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР, подразделение Всемирного банка) дают возможность Украине, по мере сил, привлекать у них кредитные средства.

Украина может и должна извлекать пользу от участия в организациях и проектах, которые связаны с передовыми технологиями современности. Так, в интервью "Апострофу" глава парламентского комитета по вопросам информатизации и связи Александр Данченко рассказал о включении Украины в план Единого цифрового рынка в Европе. По его словам, участие в этом проекте позволит нашей стране получить до 10 млрд евро инвестиций в цифровую инфраструктуру. Это, в частности, даст стране возможность развивать стандарт мобильный связи 5G, который, как ожидается, появится в Украине в 2020 году или даже раньше.

Украина на сегодня полноценно участвует в совместном проекте спутниковой системы навигации ЕС и Европейского космического агентства Galileo, который является частью транспортного проекта "Трансевропейские сети". В конце 2016 года спутниковая система Galileo официально начала действовать. К 2020 году ее орбитальная группировка будет насчитывать 30 спутников.

Следует также отметить, что Украина является ассоциированным членом Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) и находится в процессе обретения полноценного членства в этой организации. Именно в ЦЕРН более 25 лет назад был создан Интернет.

Кризис элит

"Какой формат ни возьми – ответ будет такой: да, хорошо, что мы принимаем в нем участие, но все равно это нас не спасает", — объясняет политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач. По его словам, это связано, прежде всего, с внутренней слабостью Украины, ее государственных институтов и политических элит.

Эксперт отметил, что участие в долгосрочных проектах требует стратегического видения от руководства страны, а этого как раз и не наблюдается.

"Украина способна только на тактические шаги. Были проекты, например, план Ющенко (президент Украины Виктор Ющенко в 2005-2010 годах) по урегулированию Приднестровского конфликта, который провалился, по большому счету. ГУАМ — надежды тоже не оправдались. ГУАМ – это тот формат, где Украина позиционировала себя как лидера, но не идут за лидером, или некому идти, или некуда идти, или не лидер", — сказал Горбач.

Даже председательство Украины в Совете безопасности ООН не принесло стране пользу, а, в чем-то, даже нанесло внешнеполитический вред из-за ситуации вокруг Израиля. "Когда Украина проголосовала вместе со всеми (с осуждением создания поселений на палестинских территориях), как член Совбеза, она подставилась таким образом под критику израильского руководства, которое даже отменило визит Гройсмана", — отметил эксперт. Он подчеркнул, что Украина на сегодня не является реальным игроком на международной арене и без осознания этого украинскими элитами ситуацию нельзя будет изменить.

"Нет такого формата, и нет такой организации, участие в которых было бы невыгодно. Все зависит от условий вхождения в эту организацию, от организационных форм, людей, которые осуществляют эти действия", — поясняет профессор Дипломатической академии Украины Сергей Шергин

Эксперт отметил, что Украина еще со времен СССР очень активно и эффективно действовала в рамках ООН.

"Если говорить о Европейском Союзе, то пока эффект только эвентуальный – такой, что может дать эффект при определенных условиях, а эти условия не соблюдаются как той, так и другой стороной. Достаточно сказать о безвизе… Возьмем ГУАМ – это организация, которая была создана для того, чтобы противодействовать российскому влиянию на постсоветском пространстве. Участие Украины в этой организации не дало ощутимых результатов, хотя с точки зрения политического контрбаланса эта организация была для нас полезной… Возьмите Организацию Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). После известных событий в Украине, когда у нас забрали Крым, эта организация сегодня абсолютно неэффективна", - подытожил Шергин.