Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения получило более 50-ти заявок на аренду земельных участков, на которых должны быть возведены объекты солнечной генерации. Первая солнечная электростанция в Чернобыльской зоне уже строится, и власти заверяют, что новые проекты не за горами. "Апостроф" выяснял, насколько реалистичны перспективы "новой жизни" для зоны ЧАЭС и превращения Чернобыля в современный кластер альтернативной энергетики.
Чернобыльской АЭС, которая не эксплуатируется уже более полутора десятка лет, похоже, нашли новое применение. Точнее, не самой станции, а территории вокруг нее, которая известна как зона отчуждения. Сегодня в 30-километровой Чернобыльской зоне работают примерно 5 тыс. человек, кроме того, есть еще несколько сотен представителей гражданского населения – так называемые самоселы. В остальном же – это пустынная местность, не пригодная к использованию, в том числе для нужд сельского хозяйства. Территория охраняется, однако не столь тщательно, чтобы туда не могли проникать искатели приключений и острых ощущений, получившие звучное название "сталкеры".
Однако в последнее время зона отчуждения ЧАЭС привлекает интерес не только сталкеров. Прошлым летом украинские власти сообщили о планах канадских инвесторов развивать на территории, прилегающей к станции, проекты в сфере энергетики. Альтернативной. "Канадские инвесторы с заинтересованностью рассматривают возможность строительства биотопливных заводов и электростанций на территории Чернобыльской зоны. От канадских бизнесменов прозвучало несколько реальных предложений, которые касаются строительства", - сказал тогда министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак.
Действительно, помимо значительных площадей зона отчуждения может быть привлекательна для подобного рода компаний наличием мощной инфраструктуры, оставшейся от неиспользуемой более станции. По словам Семерака, в Чернобыльской зоне есть электросетевое хозяйство, включая трансформаторные подстанции, высоковольтные линии электропередач, которое необходимы для реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики. Как выяснилось, канадских инвесторов больше всего интересовала солнечная энергетика, так как в зоне отчуждения есть недозагруженные сети, к тому же стоимость аренды земли довольно низкая, а это важно, так как в этом сегменте она составляет значительную долю себестоимости.
Ставки сделаны
Впрочем, похоже, канадские инвесторы потеряли интерес к озвученным проектам. Канада не была названа среди стран, компании которых решили принять участие в конкурсе на строительство объектов солнечной энергетики в Чернобыльской зоне. Прием заявок Государственным агентством по управлению зоной отчуждения завершился 1 марта 2017 года. 52 заявки поступили от компаний из Дании, США, Китая, Германии, Франции, Украины и Беларуси, сообщил Остап Семерак по итогам этого этапа конкурса.
Пока никакой конкретики нет. "На это время от потенциальных инвесторов по строительству объектов альтернативной энергетики в Государственное агентство по управлению зоной отчуждения поступили ходатайства о предоставлении разрешения на разработку проектов землеустройства на территории зоны отчуждения. После удовлетворения таких ходатайств, осуществления землеустроительных работ и утверждения проекта землеустройства будут заключаться договоры о передаче в аренду земельных участков, где будут определены соответствующие компании", - говорится в официальном ответе Госагентства на запрос "Апострофа".
Названия компаний не раскрываются, что и неудивительно, так как конкурс еще не завершен. Однако в ноябре прошлого года стало известно, что две китайские компании – GCL System Integration Technology ("дочка" GCL Group) и China National Complete Engineering Corp - изъявили желание построить в Чернобыльской зоне солнечную электростанцию. Заявленная мощность станции – 1 ГВт. Строительство должно начаться уже в 2017 году. Судя по всему, китайские инвесторы не собираются менять своих планов. "Информация об изменении планов китайских компаний о строительстве солнечной электростанции в Государственное агентство по управлению зоной отчуждения не поступала", - сообщили изданию в Госагентстве.
Тем временем строительство первой солнечной электростанции в зоне отчуждения уже началось. По словам министра экологии, речь идет о проекте украинского частного инвестора, а сама станция будет относительно небольшой. Что до сроков реализации, то, как отметил Семерак, объект будет запущен в эксплуатацию в 2017 году. "Я очень надеюсь, что это будет уже в первом полугодии этого года", – сказал он в интервью "Громадському" накануне годовщины трагедии на ЧАЭС.
Гонка за лидером
На сегодня мировым лидером по установленной мощности солнечной генерации является Китай, однако в пересчете на душу населения пальма первенства принадлежит Германии. Правительство этой страны поставило цель довести общую мощность объектов солнечной энергетики до 66 ГВт к 2030 году, для этого ежегодно должны вводиться не менее 2,5 ГВт мощностей. При этом, согласно данным Института солнечных энергетических систем Fraunhofer ISE, в 2016 году в Германии было добавлено всего 1,2 ГВт солнечных электростанций. К тому же, в прошлом году объем производства электричества на основе солнца сократился на 3% по сравнению с предыдущим годом. Подвела погода. Кстати о погоде – в Украине по всем оценкам климатические условия, потенциально имеющие отношение к солнечной энергетике, лучше, чем в Германии.
В Минэкологии полагают, что смогут удовлетворить все поданные заявки. "Чернобыльская станция имела четыре энергоблока, а планировалось их в советские времена построить аж 12. Сети, которые строились, были довольно мощными. Я думаю, что мы можем при правильной организации работы обеспечить интерес всех инвесторов, которые пришли", - заявил Остап Семерак. По его словам, речь может идти о производстве на уровне 2500 МВт, что соизмеримо с мощностью двух энергоблоков атомной станции.
Насколько озвученные планы реализуемы? Вполне, уверены эксперты. "Перспективы абсолютны реальны, потому что с каждым годом стоимость установленной мощности солнечной генерации уменьшается, поэтому через несколько лет она будет сопоставима, например, с тепловой генерацией (при этом традиционный тариф на электроэнергию в Украине будет, наоборот, расти – "Апостроф")", - сказал в комментарии "Апострофу" директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Он напомнил, что в соответствии с проектом энергетической стратегии Украины, доля солнечной энергии в общем объеме поставок первичных энергоносителей должна измениться с 0,1% в 2015 году до 10,4% в 2035-м. "В Чернобыльской зоне, насколько мне известно, делали расчеты международные компании, и (установили), что целесообразно там разместить солнечные электростанции мощностью минимум 1 ГВт", - сказал эксперт.
Президент Центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар также не видит особых препятствий для строительства в зоне ЧАЭС солнечных электростанций. "В принципе, из этого может быть толк", - сказал он в комментарии изданию. По его словам, власти хотят вернуть некоторую деловую активность в Чернобыльскую зону, где есть обширные территории, но при этом для строительства солнечной станции не потребуется большого количества людей. "В этом смысле солнечная электростанция, можно сказать, - идеальный вариант", - отметил эксперт. Однако, по его словам, с точки зрения коэффициента инсоляции Чернобыльская зона далеко не лучшее место в Украине. К слову, солнечные электростанции строят и в других регионах страны, лидером в этом направлении на сегодня является Херсонская область.
Экономика должна быть экономной
И это не единственное препятствие для реализации таких планов. "Вопрос в том, что наш рынок пока что не потянет большие объемы альтернативной энергетики, прежде всего солнца и ветра, вследствие большой дороговизны себестоимости производства электроэнергии. При всем том, что ее себестоимость снижается, даже существенно, для нас она еще дороговата. В условиях, когда экономика еле шевелится, говорить о том, что будет возрастающее потребление электроэнергии, не приходится. У нас и так есть профицит генерирующих мощностей, на самом деле. Поэтому я не испытываю какого-то особого оптимизма, но не из-за того, что это нереально – это реально, а из-за того, что экономические реалии таковы, что они отстают от того, чтобы обеспечить спрос именно на этот сегмент альтернативной энергетики", - заявил Гончар, добавив, что похожая ситуация и во многих странах Восточной и Центральной Европы, например, в Польше, Словакии, Чехии.
Эксперт считает, что Украине куда выгоднее развивать электрогенерацию на биомассе. "Это то, что нам как раз надо", - сказал он. По его словам, такие объекты вполне могут разместиться и в зоне отчуждения (тут самое время вспомнить о несколько подзабытых канадцах - "Апостроф").
Кроме того, считает Гончар, перспективным направлением может стать переработка в электроэнергию мусора. "Это еще один Клондайк", - отметил он. По его словам, в Украине перерабатывается только порядка 7% всего мусора, а остальное заполняет территорию страны. "Швеция импортирует мусор, потому что свой они уже переработали", - подчеркнул Гончар.
Планы по развитию солнечной энергетики в зоне ЧАЭС, озвученные властями, могут и сорваться. Однако винить в этом власть должна будет только себя. "Возможность (построить электростанции в зоне ЧАЭС) существует, но не могу сказать точно, насколько она будет реализована, тут уже надо считать риски", - отметил Владимир Омельченко.
А риски действительно существуют. Подобные проекты, как, впрочем, и все прочие, требуют немалых инвестиций, но не факт, что в нынешних условиях бизнес решится их сделать. "Они должны прийти, в том числе, из-за рубежа. А какие инвестиции придут, когда сплошной экономический бандитизм, отжимание собственности. Это то, что будет тормозить любые инициативы", - резюмировал Михаил Гончар.