RU  UA

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Макроекономіка

Кабмин поверил в мир на Донбассе и укрепление гривны

Правительство рассчитывает макроэкономические показатели, не принимая во внимание войну на востоке

Правительство рассчитывает макроэкономические показатели, не принимая во внимание войну на востоке Бесперебойная работа сталелитейных заводов в Мариуполе, являющихся источником валютной выручки - одно из необходимых условий для укрепления гривны Фото: PHL

Правительство остановилось на оптимистическом прогнозе развития экономики на ближайший год. Курс доллара в 2016 году должен составить 22,5-22,7 грн/$, а инфляция ‒ 9%. Эти прогнозы базируются на допущении, что эскалации конфликта на востоке Украины не будет, а боевые действия следует считать замороженными по состоянию на февраль текущего года. Впрочем, все прогнозы могут не сбыться, если боевики атакуют Мариуполь ‒ город, где находятся крупнейшие металлургические предприятия.

Правительство заложило в проект «Основных направлений бюджетной политики на 2016 год» прогнозы роста экономики, курса доллара и инфляции. В 2016 году обменный курс гривны относительно доллара составит 22,5 грн, потребительская инфляция ‒ 9%, а реальный ВВП вырастет на 2%. Все показатели взяты из меморандума, подписанного между Украиной и МВФ. Единственное небольшое отличие ‒ курс доллара на 2016 год в меморандуме заложен на уровне 22,7 грн/$.

Все прогнозы основаны на предположениях, самое важное из которых заключается в том, что военные действия на востоке не возобновятся. И в меморандуме с МВФ, и в инфляционном отчете Нацбанка говорится о том, что прогнозы базируются на допущении, что конфликт на востоке заморожен с 16 февраля 2015 года. Следующее предположение, вытекающее из первого,‒ что экономическая активность в Донецкой и Луганской областях будет расти на 1% поквартально, начиная со второго квартала 2015 года.

Отсутствие боевых действий на территории Украины ‒ очень важная составляющая прогноза, которая напрямую влияет на платежный баланс. От него напрямую зависит курс доллара, а значит ‒ инфляция и другие макропоказатели. Одна из составляющих платежного баланса ‒ это так называемый счет текущих операций. Он формируется из двух частей ‒ экспорта и импорта. Чем больше экспорт, тем гривна будет сильнее. И, наоборот, чем меньше Украина экспортирует, тем сильнее давление на гривну.

После начала войны экспорт резко сокращается. В конце прошлого года падение экспорта товаров ускорилось и составило 29% в годовом измерении в четвертом квартале. По оценке департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ, за счет изменения физических объемов экспорт товаров сократился почти на 21%, тогда как за счет падения цен ‒ всего на 9%. Экспорт упал, прежде всего, из-за остановки металлургических предприятий. Сокращение добычи угля и объемов металлургического производства привело к тому, что экспорт металла и продукции из него сократился на 29% в годовом измерении.

Война привела к сильному падению объемов производства на Донбассе. В прошлом году объемы промышленного производства в Донецкой области упали на 31,5%, в Луганской ‒ на 42%. В 2014 году падение выпуска стали составило 17%, в первом квартале производство упало на 31%. Также в прошлом году добыча угля сократилась на 35%, остановили работу или частично прекратили ее ряд предприятий. В частности, остановился «Алчевский металлургический комбинат», который производил 13% от общего количества продукции из металлов. «Меткомбинаты вместе с аграрными структурами были основными генераторами экспортной выручки. Дважды останавливался Енакиевский меткомбинат (в августе и феврале), его работу возобновили в марте благодаря решению проблемы железнодорожного сообщения»,‒ рассказывает аналитик инвесткомпании «Ивекс Капитал» Иван Дзвинка.

Остановили работу «Донецкий металлопрокатный завод» и «Донецкий электрометаллургический завод». «Донецксталь» тоже закрылась из-за военных действий, но на этой неделе стало известно о начале задувки доменных печей, отметил Иван Дзвинка.

Сегодня наибольшее значение для Украины имеют мариупольские заводы ‒ «ММК им. Ильича» и «Азовсталь». Они работают и наращивают производство. «В 2013 и 2014 годах оба этих предприятия производили 25-30% стали в Украине»,‒ рассказывает Иван Дзвинка.

Если эти комбинаты будут захвачены боевиками, а Мариуполь рассматривается как одно из направлений возможного удара сепаратистов и войск РФ, то прогнозы, заложенные в меморандуме с МВФ, точно не сбудутся. Сам НБУ закладывает в своем инфляционном отчете то, что его прогноз по инфляции сбудется с вероятностью 25%. А к концу 2016 года инфляция с почти стопроцентной вероятностью попадет в диапазон от 5% до 28%.

Предположение о том, что Украина к концу 2016 года выйдет на уровень инфляции в 9%, удивляет экономистов. «Если бы в 2016 году мы вышли на уровень инфляции в 20%, это было бы хорошо,‒ считает профессор Киево-Могилянской Академии Александр Мертенс.‒ В 2015 году базовый сценарий по инфляции ‒ 50%». Для сравнения, в меморандуме с МВФ уровень потребительской инфляции к концу года ‒ 33,5%.

Многие факторы в прогнозах не учтены, считает Александр Мертенс. Например, инфляция предложения: бизнес закладывает более высокие цены, зарплаты и таким образом инфляция сама себя подталкивает, получается эффект домино.

Также самый важный вопрос, который не учтен и пока не может быть учтен в прогнозах ‒ это то, чем закончатся переговоры по рестуктуризации внешних долгов. «Это критический вопрос, который сильно влияет на стабилизацию платежного баланса»,‒ говорит Мертенс. Реструктуризация ‒ фундаментальный фактор, без которого делать прогноз инфляции и курса валют вообще не имеет смысла.

Напомним, Кабмин утвердил дополнительный вариант прогноза развития экономики. Если ранее правительство рассматривало два сценария ‒ оптимистический и пессимистический, то потом ввело третий ‒ наихудший. Согласно ему, в 2016 году обменный курс гривны составит 33,5 грн/$, инфляция вырастет на 16,4%.

Однако правительство рассчитывает все показатели на основе оптимистического сценария. «Есть два подхода в прогнозировании, один из которых заключается в том, чтобы брать среднюю величину, а второй ‒ в том, чтобы брать тот сценарий, который считается наиболее вероятным»,‒ говорит старший экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По его словам, правительство могло выбрать этот сценарий именно по той причине, что считает его наиболее вероятным и не ожидает эскалации конфликта на востоке.