Украинская авиастроительная отрасль - в глубоком кризисе. Разрыв отношений с Россией вследствие ее агрессивных действий против нашего государства в Крыму и на Донбассе, фактически привел к остановке серийного производства самолетов из-за отсутствия целого ряда комплектующих. Проблему может решить партнерство с другими странами, в первую очередь, с США. "Апостроф" выяснил, насколько перспективно сотрудничество отечественного авиапрома с американским бизнесом, и возможно ли возрождение украинского авиастроения. Или же наоборот - Украина окончательно потеряет эту отрасль.
Украинский авиапром переживает не лучшие времена. По сути, на отечественных авиационных заводах прекратилось серийное производство. Во многом это связано с разрывом контактов с российскими предприятиями после аннексии Крыма и агрессии РФ в 2014 году. Процесс импортозамещения идет, но пока найти замену российским комплектующим полностью не получается.
Переговоры о сотрудничестве ведутся с американскими, канадскими, европейскими компаниями. Так, в июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо госпредприятие "Антонов" подписало соглашение с компанией Aviall – подразделением американского Boeing о поставках комплектующих, что должно позволить украинскому производителю до конца 2019 года построить 8 новых самолетов. Речь идет о линейке Ан-148, Ан-158 и Ан-178.
В ожидании инвестора
Еще у одного флагмана отечественного авиапрома - Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП) ситуация и вовсе аховая – завод уже несколько лет является банкротом.
Вместе с тем, Государственный концерн "Укроборонпром" пытается реанимировать предприятие. В частности, в начале 2017 года появилась информация об инвестиционном проекте компании "ФЭД", которая "совместно с украинскими и зарубежными компаниями готова инвестировать в ХГАПП 3 млрд гривен" (оба предприятия находятся по соседству на улице Сумской в Харькове). Как продвигается этот проект, особо неясно. Зато известно, что с июня текущего года и.о. генерального директора завода стал Сергей Задорожный, советник директора ФЭДа, который 10 лет назад уже возглавлял ХГАПП, также в статусе и.о.
Но уже в августе этого года посол Украины в США Валерий Чалый сообщил о том, что на харьковский авиазавод заходит крупный американский инвестор "для совместного производства самолетов". При этом дипломат не назвал саму компанию.
Вместе с тем, еще в ноябре 2017 года стало известно о договоренности между "Укроборонпромом" и американской Oriole Capital Group, о том что последняя инвестирует 150 миллионов долларов в развитие производства многоцелевых транспортных самолетов Ан-74 на базе ХГАПП.
После появления информации об американском инвесторе харьковского авиазавода, в СМИ отмечали, что американский инвестор выглядит несколько подозрительно. В связи с этим "Укроборонпрому" даже пришлось выпускать специальный пресс-релиз с пояснениями "в связи с повышенным интересом к инвестированию американской Oriole Capital Group в ГП "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие" 150 миллионов долларов". В пресс-релизе, в частности, отмечается, что Oriole Capital Group является так называемой SPV (special purpose vehicle) – то есть проектной компанией. Как заявили в госконцерне, Oriole Capital Group была создана для реализации конкретного проекта с ХГАПП, "ее задачей является аккумуляция ресурсов от разного типа инвесторов, фондов и общий менеджмент проекта, что является общей мировой практикой".
Как развивается этот проект, также сказать сложно, так как в публичной плоскости он не обсуждается, и новой информации, в том числе на сайте самой Oriole Capital Group, нет.
Также трудно однозначно сказать, является ли Oriole Capital Group тем самым американским инвестором, о котором говорил посол Чалый (или речь идет о другой компании, которую Oriole Capital Group могла привлечь к проекту).
Хорошая идея
Привлечение американского инвестора в отечественный авиапром является "очень хорошей идей, к тому же вполне реализуемой", заявил "Апострофу" источник, близкий к авиационной отрасли. По его словам, возможности совместного производства самолетов с целью их реализации в третьих странах обсуждаются уже достаточно давно. "Но этим нужно профессионально заниматься", - посетовал собеседник издания, добавив, что многие проекты срывались именно "из-за отсутствия профессионализма".
Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов еще более пессимистичен. По его словам, уже неоднократно официально объявлялось о приходе крупных инвесторов в авиастроение, "но после этого ровным счетом ничего не происходило, никто никуда не приходил".
В разговоре с "Апострофом" он высказал мнение, что основная проблема состоит в том, что авиационная отрасль Украины находится в плачевном состоянии, "в ней почти не осталось специалистов".
"Для такой высокотехнологичной отрасли нужны большие инвестиции, а отрасль находится в разваленном состоянии. Поэтому американским компаниям абсолютно нецелесообразно (приходить на украинский рынок) – нет мотивировок для крупных американских инвесторов, чтобы приходить в украинское авиастроение", - отметил Суслов. Он также добавил, что "отдельные фирмы, имеющие отношение к авиастроению в США", действительно изучают возможности сотрудничества с предприятиями украинского авиапрома, но не для производства самолетов, а лишь отдельных деталей для американского авиастроения, которые в нашей стране делать дешевле.
Убей меня нежно
Но все же для американских компаний есть определенная целесообразность поддерживать украинское авиастроение, и причина здесь - не коммерческая привлекательность, и даже не благотворительность.
В комментарии "Апострофу" финансовый эксперт Алексей Кущ рассказал, что в США бизнес достаточно сильно связан с политикой, "и зачастую в оборонной сфере он выполняет не только чисто коммерческие функции, но и "делает приятно" государству".
Говоря о возможном проекте на базе харьковского авиазавода, он отметил, что в данном случае инвесторы из США приходят "не потому, что им очень интересно с нами сотрудничать, а потому, что Украина в понимании американцев – это крайне нестабильная страна, обладающая очень серьезными военными технологиями, в том числе авиационными и ракетными". Эксперт пояснил, что, если сейчас все бросить на произвол, предприятия в отсутствие восточных рынков очень быстро умрут, при этом "произойдет утечка людей как носителей технологий и, собственно, самих технологий, в результате чего они окажутся или в России, или, что еще хуже – в таких странах как Иран или Северная Корея с непредсказуемыми последствиями".
По словам Куща, в том же ключе следует рассматривать и соглашение между "Антоновым" и Boeing. "Какие-то заказы, возможно, будут, для того, чтобы поддерживать медленное угасание. При этом нужно понимать, что мы являемся прямыми конкурентами американцев и в ракетостроении и самолетостроении, и никто не хочет, чтобы Украина развивала проект своего гражданского самолета, поскольку, зачем Airbus или Boeing такой конкурент. Таким образом, это – такая "мягкая эвтаназия" для нашей авиастроительной отрасли", - резюмировал специалист.