RU  UA

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Налоги

Арсений Яценюк видит в частном государственное

Правительство настаивает на налоговых изменениях, после чего подаст в парламент проект бюджета-2015

Правительство настаивает на налоговых изменениях, после чего подаст в парламент проект бюджета-2015 Арсений Яценюк ищет дополнительные источники для наполнения государственного бюджета Фото: УНИАН

Правительство в очередной раз поставило Верховной раде ультиматум – без проведения налоговой и бюджетной реформ проект бюджета на 2015 год в парламент подан не будет. В то же время концепции реформирования налоговой системы за последние несколько месяцев менялись несколько раз, а сами изменения в Налоговый кодекс депутаты получили только вчера. Поправки предусматривают существенное переформатирование системы – от введения новых налогов, повышения ставок, сокращения льгот до проведения налоговой амнистии. Все инициативы, как рассчитывает Кабинет министров, вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Эксперты, представители бизнеса и сами депутаты уверены, что речь не идет о реформах, а лишь об увеличении фискальной нагрузки для выполнения краткосрочной цели – наполнить казну.

Премьер-министр Арсений Яценюк вновь заговорил языком ультиматумов. Его правительство отказывается вносить в парламент проект бюджета-2015 на основе действующей законодательной базы. «Без проведения налоговой реформы, реформы единого соцвзноса и бюджетной реформы Кабмин не будет подавать бюджет, так как это будет бюджет экономического падения, а не стабилизации»,– заявил он вчера. В правительстве, по его словам, есть несколько вариантов главного финансового документа страны на следующий год, рассчитанные на старой базе и с учетом новых возможных изменений, которые и должны стать «фундаментом для принятия нового качественного бюджета». «Правительство не пойдет на то, чтобы в связи с падением экономики на 7%, связанным, в первую очередь, с войной России против Украины, пойти на снижение всех социальных выплат. Мы нашли компенсаторы, мы знаем, как сделать этот бюджет стабильным»,– резюмировал господин Яценюк, добавляя, что проект бюджета должен быть принят еще действующим составом Верховной рады. При нынешней законодательной базе доходы сводного бюджета составят 525 млрд грн, подсчитали в Министерстве финансов. Новая модель позволит увеличить объем поступлений на 24,5 млрд грн.

Еще вчера правительственного пакета законопроектов в парламенте не было, поэтому что-либо оценивать сложно, говорит А' первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан (УДАР). «Такие вещи на коленях в коридорах не рассматриваются»,– соглашается ее коллега по комитету Андрей Сенченко («Батькивщина»). Уже сегодня предложенные Кабмином документы все же были опубликованы. Следует отметить, что концепции реформирования налоговой системы и предложения по снижению нагрузки на фонд оплаты труда за последние несколько месяцев менялись неоднократно. Окончательный вариант поправок в Налоговый кодекс (№5079) предусматривает существенный пересмотр всей системы. Правительство неоднократно говорило о сокращении количества налогов с 22 до 9, что все же, по мнению экспертов, является манипуляцией – большая часть налогов и сборов трансформирована в другие платежи. Напомним, предложено ликвидировать неэффективные – сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, за места для парковки транспортных средств, на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а также туристический сбор. А, например, такие сборы, как целевая надбавка к действующему тарифу на природный газ, за первую регистрацию транспортных средств, а также рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов и налог с топлива будут трансформированы в акцизный налог, как и земельный налог – в состав налога на недвижимость. Ставка земельного налога для всех участков, где проведена нормативная оценка – 3%, но одновременно для сельхозземель она не должна превышать 1% от норматива в границах области. Сама база налогообложения недвижимости будет расширена за счет нежилого фонда. Напомним, речь идет о гостиничных зданиях (помимо отелей, к ним относятся базы отдыха, пансионаты, рестораны), офисных, торговых помещениях (от универмагов, рынков до СТО). Кроме того, под налогообложение могут попасть гаражи, склады, промышленные объекты, а также бани и прачечные. Ставку предложили на уровне 2% от минимальной зарплаты/1 кв. м (сейчас – 24 грн).

Как и обещали в правительстве, предложена норма о введении непрямых методов оценки доходов граждан. Под методом контроля подразумевается «порядок определения и налогообложения налогом на доходы физлиц превышения суммы понесенных расходов в связи с приобретением активов плательщиком над суммой доходов, полученных им», говорится в законопроекте. Порядок контроля еще должен быть утвержден Минфином, но налоговые органы могут получить право назначать и проводить документальные проверки при наличии ряда обстоятельств. Прежде всего, аудит будет проведен, если физлицо осуществило расходы или имеет активы, которые не может документально подтвердить, а кроме того, если инспектор выявит факты недостоверности предоставленных плательщиком данных. Также не отказалось правительство и от предложенной Государственной фискальной службой идеи о проведении налоговой амнистии. Согласно законопроекту, подача «нулевой» декларации, которая, по сути, должна легализировать все доходы и активы граждан-резидентов, должна быть подана в срок с 1 января по 31 октября 2015 года. Субъект декларирования при этом освобождается от необходимости указания информации об источниках происхождения средств и активов. Но в то же время предусмотрена норма, что налоговики все же получат право требовать документальное подтверждение «наличия средств в национальной и иностранной валюте, ценных бумаг, части в имуществе юрлиц, движимого и недвижимого имущества». Все декларанты будут освобождены от административной и уголовной ответственности в случае, если материальные и нематериальные активы были получены незаконным способом. Однако, если разовая декларация подана не будет, то стоимость активов будет составлять 200 тыс. грн, которая в будущем и будет использована при определении налоговых обязательств в рамках применения непрямых методов. Кроме того, если физлицо имеет более 200 тыс. грн наличных, то с целью декларирования они должны быть внесены на банковский счет. «Я не верю, что в нынешних условиях люди пойдут на подачу нулевой декларации. Государству не верят»,– говорит бывший и. о. министра финансов в правительстве Юлии Тимошенко Игорь Уманский. По мнению главы комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлии Дроговоз, предложенные нормы имеют место быть, главное, чтобы на практике не было нарушений. «Единственное, что смущает, это необходимость вносить деньги в банки. Люди наоборот забирают средства со счетов, а это расценивается как давление»,– говорит госпожа Дроговоз.

В рамках изменений в Налоговый кодекс ставка НДФЛ остается прежней – 15%. Однако вводится дифференцированный подход к налогообложению пассивных доходов. Если сейчас по базовой ставке облагаются доходы в виде процентов, начисленных на сумму текущего или депозитного банковского счета, дисконтного дохода по сберегательным сертификатам, ипотечным ценным бумагам, то Кабмин настаивает на введении 15–25%-процентного налога в зависимости от суммы полученного дохода. Например, высокая ставка будет применяться к доходу свыше 1 млн грн на сумму превышения. Кабинет министров Арсения Яценюка уже пытался реализовать данную норму еще весной, однако она не нашла поддержки среди депутатов. Господин Уманский уверен, что эта инициатива может быть принята и реализована, но не сейчас. В нынешних условиях это чревато дальнейшей тенизацией и оптимизацией доходов. Предусматривает законопроект и повышение ставок акцизного налога. В частности, будет увеличена нагрузка на легкие и тяжелые дистилляты, спецбензины, альтернативное моторное топливо, а также ставки налогообложения будут уравнены на сигареты с фильтром и без. Но только с 2016 года, со следующего года они составят не 227,33 грн/1 тыс. шт, а 164,53 грн (сейчас – 101,70 грн). Эту идею поддерживает лишь один производитель – JTI Украина, отмечают участники рынка. «Минимальное акцизное обязательство для сигарет без фильтра сейчас в 2,3 раза ниже, чем для сигарет с фильтром. Неравномерное повышение акцизов на разные виды сигарет привело к существенной декомпрессии рынка – огромной разнице между самыми дешевыми и самыми дорогими сигаретами. Это не соответствует европейским принципам акцизной политики и негативно сказывается на объеме поступлений в бюджет от акциза»,– поясняет А' директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина Александр Когут.

Не отказались в Кабмине и от введения дополнительного сбора с реализации через розничные сети пива, алкогольных напитков и табачных изделий. Это будет местный налог, ставку устанавливают местные органы власти, но она не должна быть выше 5%. В первоначальных версиях изменений под этот сбор попадали еще и нефтепродукты, а ставка была 2%. Объем доходов Минфин оценил в более чем 8 млрд грн. При ставке в 2% поступления ожидались в пределах 3 млрд грн. «Мы видим, как быстро некоторые товары исключаются из этого списка. Нас уже предупредили, что это будет принято и ничего нам не поможет»,– рассказывает один из участников алкогольного рынка. Менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco Украина Наталья Миколаенко отмечает, что в отрасли видят «высокую коррупционную составляющую» при введении данного сбора, так как администрирование его с розничных точек продаж практически невозможно. Табачные изделия сейчас реализовывают около 100 тыс. точек. «Кроме того, речь идет о фактически двойном налогообложении. Акцизный налог и так налог на потребителя, а если еще с реализации, то можно говорить, что на 5% увеличится стоимость товара»,– поясняет она. Производители опасаются еще и дальнейшей тенизации рынка. Если по результатам 2013 года нелегальный оборот сигарет составит 8%, то до конца нынешнего года этот показатель может увеличится до 12%. В «Укрпиве» отмечают, что дополнительный по сути акцизный налог снова заплатят потребители. Введение непрямого налога скажется на росте цены в точках продаж, что ускорит падение производства в 2015 году еще на 20%, или 47,5 млн дал. «С бизнесом никто ничего не обсуждает, правительство и президент декларируют улучшение бизнес-климата, упрощение законодательства, а по факту мы получаем прямо противоположное,– возмущен собеседник А' в одной из крупных розничных сетей со 100-процентными иностранными инвестициями.– Государство продолжает нас грабить наравне с террористами в Донецке и Луганске. Наши сети на востоке разграблены, и государство не помогает, вместо этого вводит дополнительный налог с розничных продаж, увеличивает ставку налога на землю, вводит новый налог на нежилую недвижимость».

Помимо этого, Кабинет министров решил продлить действие военного сбора еще на год. По оценкам ГФС, в сентябре ожидаются поступления от него на сумму около 500 млн грн. Предложено увеличение ставки сбора с валютных операций в Пенсионный фонд с 0,5% до 2%. «Увеличение нагрузки на валюту, тем более, если ее продажа является обязательной в 100-процентном объеме, не приведет к поступлениям валюты в страну, а соответственно и к увеличению экспорта и улучшению торгового баланса»,– уверена Оксана Продан. «Введение налога и 100-процентная реализация валютной выручки привели к тому, что экспортеры скрывают выручку и оставляют ее за границей»,– добавляет господин Уманский. Также правительственная реформа предусматривает введение ограничений на расчеты наличными средствами. Если сейчас эти объемы устанавливает Нацбанк, то Кабмин решил сам прописать четкие параметры: в течение дня предприятия между собой не смогут рассчитываться наличкой в объеме более 15 минимальных зарплат (около 18,3 тыс. грн). Эти ограничения касаются расчетов между физлицами и в рамках договоров купли-продажи, которые подлежат нотариальному заверению. «Правительство заменяет своим регулированием рыночные механизмы, вводя вместо стимулов ограничения»,– считает госпожа Продан.

Также напомним, что налоговые изменения предусматривают реформу упрощенной системы налогообложения, новые правила учета убытков, отмену индивидуального лицензирования для физлиц для открытия валютных счетов и ряда налоговых льгот. В частности, налог на прибыль придется платить на общих основаниях предприятиям легкой промышленности, судно- и машиностроения. «Если до этого правительство медленно нас убивало, то эти нормы быстро добьют бизнес,– возмущена Юлия Дроговоз.– Мы настолько возмущены, что слов нет, хочется только закидать их шинами и коктейлями Молотова». Поэтому Игорь Уманский уверен, что все предложения приняты не будут, как того хочет Кабмин. «Будет много споров на эту тему, кроме того, законопроекты должны пройти комитеты»,– заявляет А' Андрей Сенченко. По словам вице-спикера Руслана Кошулинского («Свобода»), сегодня парламент вряд ли приступит к рассмотрению предложенных Кабинетом министров законопроектов.

Читайте також

Оподаткування посилок в Україні: плюси та мінуси

Україні перед вступом до Європейського Союзу буде необхідно запровадити оподаткування міжнародних посилок

Не тільки фанати: чи змусять українців сплачувати податки з доходів, які вони одержують на іноземних інтернет-платформах

Масове оподаткування українських виробників контенту на платформі OnlyFans, а також в YouTube та TikTok виглядає досить сумнівним

Податки для ФОПів підвищать: якими будуть наслідки

Реформа спрощеної системи оподаткування позбавить Україну конкурентної переваги та знищить малий бізнес у країні