Эксперты убеждены, что частичное обрушение Шулявского путепровода в Киеве наконец-то подстегнет работу в целом по реконструкции путепроводов, развязок и дорог в столице. О грядущих проектах "Апостроф" побеседовал с генеральным директором Института комплексного проектирования объектов строительства Иваном Войтовичем.
— Насколько критична ситуация с Шулявским путепроводом и какие варианты рассматриваются?
— Безусловно, это ненормально, когда части моста обрушиваются, но функциональной нагрузки консоль не несла, так что с ограничениями, что были введены после проведенной экспертизы, движение возможно. Зато теперь, надеюсь, городские власти незамедлительно возьмутся за реконструкцию этой развязки.
Шулявка – очень важный транспортный узел, здесь пересекаются два потока: с международной трассы в центр, второй поток – из международного аэропорта "Киев". Поэтому просто ремонтом здесь вопрос нет смысла решать. Надо сделать новую, современную развязку, которая позволит двигаться быстро и удобно. И так этот вопрос ждал решения почти 10 лет, за это время разработано шесть вариантов новой развязки.
— О каких именно проектах идет речь?
— От простейших до трехуровневых. Предполагающие снос корпусов завода "Большевика" и сохраняющие всю существующую застройку. Но все они предусматривают, что движение будет организовано так, чтобы развести потоки автомобилистов, велосипедистов и пешеходов. Если город решит, что необходима выделенная полоса под общественный транспорт — ее впишут в любой из проектов.
Сейчас разрабатываем ТЭО, согласно его требованиям и будет выбран и адаптирован проект. Надеюсь, что к лету мы его получим, к осени пройдем государственную экспертизу проекта, а к концу года на Шулявке смогут начаться работы по реконструкции.
— Движение будет полностью перекрыто?
— Лучшим для автомобилистов вариантом была бы поэтапная реконструкция, с частичным ограничением движения. Но опять-таки – все будет зависеть от утвержденного проекта.
— Урбанисты предлагают на месте цехов "Большевика" организовать перехватывающий паркинг.
— Паркинг можно организовать и на месте цехов, и под развязкой, и рядом с путепроводом. Но не хаотично, а в местах, которые тщательно просчитаны. Если будет заказ от города – паркинг можно внести в проект реконструкции.
— Виталий Кличко говорил, что проект реконструкции Шулявского путепровода надо рассматривать в комплексе с другим проблемным с точки зрения загруженности объектом – Воздухофлотским мостом. Но там и места-то нет уже для существенного расширения – рядом строится крупный жилой комплекс.
— В этом-то и интерес. Современные технологии и моделирование позволяют решить сложные вопросы на ограниченных участках. Что сейчас важно? Просчитать потоки не на локальном участке, а всей системы, включающей несколько развязок. В этом случае – площадь Победы, Воздухофлотский, Шулявка.
Современные методы позволяют показать, как за счет улучшения пропускной способности в одной части системы можно снизить загрузку в другой. Проще говоря, реконструировав Шулявку, минимизируем возможность пробок на площади Победы. И, возможно, не обязательно расширять Воздухофлотский, но изменить его конфигурацию, вместо клевера предложить петли или другие современные варианты…
Сейчас работаем над Керченской площадью на Троещине, там предложена вообще новая конфигурация развязки, которой еще не было в Киеве. Не прямой перекресток, не клевер, а овальный переход.
Сейчас очень много возможностей, которых не было раньше… Новые материалы, новые технологии. Если раньше для удержания эстакады нужны были огромные опоры, то сейчас они менее масштабные. Допустим, опора займет не полосу, а полполосы, что позволяет расширить проезжую часть и улучшить трафик.
— Какие еще проекты на активной стадии в столице?
— Ленинградская площадь, реконструкция Нижнего/Верхнего вала, Подольского мостового перехода.
— Что предлагается на Нижнем и Верхнем валу?
— Есть несколько концепций. Очень интересная задача – и требования историков удовлетворить, и развязать транспортный коллапс, который будет только усиливаться. Есть вариант консервативный, предусматривающий только замену полотна и обустройство бульвара, небольшую корректировку организации движения для велосипедистов и пешеходов. Такая спокойная концепция, которая идет в духе обустройства пешеходной зоны на Подоле. Есть вариант двухуровневый – более современный и технологичный, функциональный и красивый.
Мое мнение: не проблема отремонтировать, но если транспортный узел уже требует вмешательства, то лучше сделать что-то новое, с запасом на будущее. И это касается всех проектов – и Шулявского путепровода, и Нижнего/Верхнего вала
— На какой стадии эти проекты?
— На стадии ТЭО, выбираются варианты. Подольский мост уже на стадии рабочей документации. Некоторые части делаем мы. На чем стопорится? Идет корректировка под новые идеи, какой именно вид общественного транспорта будет запущен по данному мостовому переходу.
— Как вы оцениваете ситуацию в дорожном строительстве в целом?
— Чуточку лучше. В последние годы отрасль была недофинансирована. Специалисты просто бежали. Раньше за построенный и введенный в эксплуатацию проект годами не платили – считалось нормой, дескать, проектировщики могут и подождать, главное достроить. Сейчас хотя бы стали платить вовремя.
— И куда наши проектировщики уезжают?
— Раньше массово ехали в Россию, Казахстан. Сейчас переманивают Чехия, Польша, у них расценки за работы значительно выше. На маленьких объектах разница может быть больше чем в пять раз. В результате такого перекоса, признаем, украинские проектные институты в упадке, остались единицы, которые могут сделать весь спектр работ, от идеи до просчета.