Предвыборная кампания-2015 проводится по новому законодательству. Среди основных новшеств закона о выборах — введение гендерной квоты, двухтуровых выборов мэров крупных городов и открытых списков. Особенностями нынешней предвыборной кампании стали ее краткосрочность и дороговизна. Полтора месяца агитации обошлись политическим силам в 2 млрд грн. Скоротечность кампании вынудила кандидатов идти на различные ухищрения — строить свою агитацию в форме эпатажа, а также играть на эмоциях избирателей. Несмотря на это, по мнению экспертов, кампания-2015 оказалась наиболее бессодержательной.
Закон о местных выборах был подписан президентом Петром Порошенко 6 августа, а предвыборная кампания официально стартовала 5 сентября. Поэтому, по словам директора Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексея Кошеля, она стала одной из самых коротких в истории Украины. Для агитации оставалось всего полтора месяца — эта скоротечность заставила кандидатов идти на различные ухищрения при работе с избирателями.
Деньги и реклама
К примеру, билборды с изображением будущих кандидатов и лозунгами политических сил стали появляться на улицах городов задолго до 5 сентября. Поскольку до старта предвыборной кампании заказчики рекламы не являлись субъектами выборов, то формально нарушения законодательства не было. "Также мы видим много избирательных кампаний, построенных в форме эпатажа, в анекдотическим формате: партии размещают животных на своих билбордах, ведут кампанию в формате звездных войн", — комментирует директор КИУ. Ведется игра на эмоциях избирателей. Например, им предлагают выбрать между голубем мира и разрушенными войной домами, между гнилым и свежим яблоками.
По словам Алексея Кошеля, политические партии потратили на проведение предвыборной кампании около 2 млрд грн. Эксперты КИУ насчитали по всей Украине около 20 тыс. билбордов с предвыборной агитацией. Месяц аренды одного щита обходится в среднем в 3,5 тыс. грн. Всего за полтора месяца политические партии потратили на агитационную рекламу в среднем 150 млн грн, 105 млн из них — расходы на телерекламу. По словам Алексея Кошеля, эта предвыборная кампания стала одной их самых дорогих в истории Украины, но, несмотря на все уловки — наиболее бессодержательной.
"Потраченные 2 млрд грн — адекватная цифра", — утверждает политолог Владимир Фесенко. По его мнению, выборы стимулируют экономическую активность во время кризиса, став возможностью заработать для многих украинцев. Например, агитатор зарабатывает за день от 120 до 200 грн в зависимости от города. Разместить рекламный баннер на балконах Киева стоит 400-500 грн.
Некоторые кандидаты старались "работать" напрямую с избирателями. Так, в одном из районов столицы по квартирам ходили агитаторы представителя одной из политических сил, предлагая пенсионерам "записаться на получение продуктовых наборов". А в самые последние дни перед выборами в Киеве предлагалась работа иного характера — в один из спортзалов на Левом берегу зашли люди, предложив наиболее тренированным парням "подежурить в воскресенье вечером возле ЦИКа, чтобы чего не случилось". За пятичасовое дежурство каждому из "атлетов" предлагалось 1500 гривен.
Проблемы и нарушения
По словам координатора парламентских и избирательных программ гражданской сети "Опора" Ольги Айвазовской, наиболее распространенные нарушения этой кампании — незаконная агитация и непрямой подкуп избирателей. "По состоянию на 22 октября "Опора" зафиксировала 680 нарушений, из них 380 — случаи незаконной агитации и 193 — подкуп избирателей", — отмечает она. Формы непрямого подкупа — благоустройство придомовых территорий, установка детских площадок, раздача продуктовых наборов и предоставление избирателям бесплатных медицинских услуг. Наиболее проблемные территориальные общины — Днепропетровск, Харьков, Черкассы, Одесса, Мариуполь, Красноармейск и Лисичанск. По данным общественной сети, в этих городах уже зафиксированы проблемы в работе избиркомов, а также есть вероятность злоупотреблений админресурсом в день голосования и после закрытия избирательных участков.
Местные выборы-2015 рассматриваются политическими силами как некая прелюдия к парламентским, отмечают эксперты. "Агитация ведется в формате общеукраинских лозунгов: обсуждается контрактная армия, уменьшение тарифов. Но эти вопросы не относятся к компетенции местной власти, которая должна заниматься трубами, водопроводами, тротуарами и детскими садами", — говорит Алексей Кошель.
Закон о местных выборах до конца не проработан, добавляет Владимир Фесенко. "Есть вопросы процедурного характера, которые провоцируют конфликтные ситуации. Например, сейчас не во всех округах хватает бюллетеней", — говорит эксперт. Кроме того, по мнению господина Фесенко, новая избирательная система достаточно запутана. "Может сложиться ситуация, когда в одном округе не будет ни одного депутата, а в другом — по два", — отмечает эксперт. По его прогнозам, по итогам выборов не будет явного однозначного победителя в большинстве регионов. "Маловероятно, что одна партия получит 50% голосов или 50% мандатов. Такие случаи если и будут, то они будут единичными", — говорит политолог.