RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Миллиарды на выборы: сколько потратили и как нарушали закон кандидаты

Избирательная кампания стала одной из наиболее бессодержательных в истории Украины

Избирательная кампания стала одной из наиболее бессодержательных в истории Украины Предвыборная кампания 2015 года - одна из самых коротких в истории Украины Фото: УНИАН

Предвыборная кампания-2015 проводится по новому законодательству. Среди основных новшеств закона о выборах — введение гендерной квоты, двухтуровых выборов мэров крупных городов и открытых списков. Особенностями нынешней предвыборной кампании стали ее краткосрочность и дороговизна. Полтора месяца агитации обошлись политическим силам в 2 млрд грн. Скоротечность кампании вынудила кандидатов идти на различные ухищрения строить свою агитацию в форме эпатажа, а также играть на эмоциях избирателей. Несмотря на это, по мнению экспертов, кампания-2015 оказалась наиболее бессодержательной.

Закон о местных выборах был подписан президентом Петром Порошенко 6 августа, а предвыборная кампания официально стартовала 5 сентября. Поэтому, по словам директора Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексея Кошеля, она стала одной из самых коротких в истории Украины. Для агитации оставалось всего полтора месяца эта скоротечность заставила кандидатов идти на различные ухищрения при работе с избирателями.

Деньги и реклама

К примеру, билборды с изображением будущих кандидатов и лозунгами политических сил стали появляться на улицах городов задолго до 5 сентября. Поскольку до старта предвыборной кампании заказчики рекламы не являлись субъектами выборов, то формально нарушения законодательства не было. "Также мы видим много избирательных кампаний, построенных в форме эпатажа, в анекдотическим формате: партии размещают животных на своих билбордах, ведут кампанию в формате звездных войн", комментирует директор КИУ. Ведется игра на эмоциях избирателей. Например, им предлагают выбрать между голубем мира и разрушенными войной домами, между гнилым и свежим яблоками.

По словам Алексея Кошеля, политические партии потратили на проведение предвыборной кампании около 2 млрд грн. Эксперты КИУ насчитали по всей Украине около 20 тыс. билбордов с предвыборной агитацией. Месяц аренды одного щита обходится в среднем в 3,5 тыс. грн. Всего за полтора месяца политические партии потратили на агитационную рекламу в среднем 150 млн грн, 105 млн из них — расходы на телерекламу. По словам Алексея Кошеля, эта предвыборная кампания стала одной их самых дорогих в истории Украины, но, несмотря на все уловки наиболее бессодержательной.

"Потраченные 2 млрд грн — адекватная цифра", утверждает политолог Владимир Фесенко. По его мнению, выборы стимулируют экономическую активность во время кризиса, став возможностью заработать для многих украинцев. Например, агитатор зарабатывает за день от 120 до 200 грн в зависимости от города. Разместить рекламный баннер на балконах Киева стоит 400-500 грн.

Некоторые кандидаты старались "работать" напрямую с избирателями. Так, в одном из районов столицы по квартирам ходили агитаторы представителя одной из политических сил, предлагая пенсионерам "записаться на получение продуктовых наборов". А в самые последние дни перед выборами в Киеве предлагалась работа иного характера в один из спортзалов на Левом берегу зашли люди, предложив наиболее тренированным парням "подежурить в воскресенье вечером возле ЦИКа, чтобы чего не случилось". За пятичасовое дежурство каждому из "атлетов" предлагалось 1500 гривен.

Проблемы и нарушения

По словам координатора парламентских и избирательных программ гражданской сети "Опора" Ольги Айвазовской, наиболее распространенные нарушения этой кампании — незаконная агитация и непрямой подкуп избирателей. "По состоянию на 22 октября "Опора" зафиксировала 680 нарушений, из них 380 — случаи незаконной агитации и 193 — подкуп избирателей", отмечает она. Формы непрямого подкупа благоустройство придомовых территорий, установка детских площадок, раздача продуктовых наборов и предоставление избирателям бесплатных медицинских услуг. Наиболее проблемные территориальные общины Днепропетровск, Харьков, Черкассы, Одесса, Мариуполь, Красноармейск и Лисичанск. По данным общественной сети, в этих городах уже зафиксированы проблемы в работе избиркомов, а также есть вероятность злоупотреблений админресурсом в день голосования и после закрытия избирательных участков.

Местные выборы-2015 рассматриваются политическими силами как некая прелюдия к парламентским, отмечают эксперты. "Агитация ведется в формате общеукраинских лозунгов: обсуждается контрактная армия, уменьшение тарифов. Но эти вопросы не относятся к компетенции местной власти, которая должна заниматься трубами, водопроводами, тротуарами и детскими садами", говорит Алексей Кошель.

Закон о местных выборах до конца не проработан, добавляет Владимир Фесенко. "Есть вопросы процедурного характера, которые провоцируют конфликтные ситуации. Например, сейчас не во всех округах хватает бюллетеней", говорит эксперт. Кроме того, по мнению господина Фесенко, новая избирательная система достаточно запутана. "Может сложиться ситуация, когда в одном округе не будет ни одного депутата, а в другом — по два", отмечает эксперт. По его прогнозам, по итогам выборов не будет явного однозначного победителя в большинстве регионов. "Маловероятно, что одна партия получит 50% голосов или 50% мандатов. Такие случаи если и будут, то они будут единичными", говорит политолог.

Читайте також