Проблемы с проведением реформ в Украине возникают из-за медленной законодательной работы, слабой координации между министерствами и отсутствием разъяснительной работы в переходной период. Если не устранить эти проблемы, то местные советы могут и не захотеть объединяться. А депутаты в общинах, которые уже объединились, и в которых проведены местные выборы — могут сложить свои полномочия и самораспуститься, что поставит одну из главных для современной Украины реформ на грань срыва.
В Украине уже создано 159 объединённых территориальных общин (ОТО), куда вошли 788 местных советов. Однако новые территориальные объединения не могут полноценно функционировать и решать хозяйственные вопросы без соответствующей законодательной базы. Например, предоставлять административные услуги, осуществлять и принимать платежи, регистрировать новые органы управления и создавать коммунальные предприятия. До сих пор не имплементирован ряд законопроектов, которые должны регулировать процедуру регистрации общин и ликвидации старых местных советов, формирования бюджетов, регулирования земельных вопросов и так далее.
В нынешних условиях ни в коем случае нельзя откладывать самую трудную и техническую работу. Во-первых, медленная работа депутатского корпуса ставит под угрозу процесс децентрализации власти. Вместе с тем, наличие технических и законодательных проблем перебивает любое желание у местных советов объединяться. Ведь вывезти мусор или починить прорвавшуюся трубу в нынешних условиях для руководства общин довольно трудно.
Во-вторых, уже с нового года ОТО нужно переходить на качественно новый уровень бюджетных отношений, открывать отдельные казначейские счета, разрабатывать концепции освоения инфраструктурных субвенций и формировать бюджеты на 2016 год. А представители местного самоуправления жалуются, что Минфин также пока еще не дает никаких указаний.
В-третьих, уже с момента формирования и утверждения перспективных планов наблюдается очень слабая координационная и разъяснительная работа между центральными органами исполнительной власти и самое главное — по линии Государственного казначейства.
Дело в том, что объединённые общины не могут осуществить из своих бюджетов финансирование тех объектов, которые состоят у них на балансе и находятся на их территории. Это садики, школы, больницы, дома культуры, коммунальные предприятия и так далее. Очень часто советы ОТО принимают решения относительно финансирования и выполнения бюджетов, но казначейские отделения отказываются проводить оплату.
К тому же, по имеющейся информации, в большинстве ОТО, в связи с реорганизацией, приостановлена выплата зарплат сотрудникам аппаратов исполкомов. Какие-либо разъяснения по поводу штатного расписания или процедуры перевода сотрудников из ликвидированных советов в исполкомы новых объединённых общин не даются. После выборов в ОТО с официально урегулированным статусом остались только их главы и секретари. Это, в свою очередь, также негативно влияет на возможности выполнять задачи и реагировать на местные проблемы, тем более в условиях наступления зимы.