RU  UA  EN

Четвер, 21 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Сергей Гусовский: есть основания предполагать, что предвыборная кампания будет грязной

Кандидат в мэры столицы от "Самопомочи" рассказал, как улучшить жизнь в столице

Кандидат в мэры столицы от "Самопомочи" рассказал, как улучшить жизнь в столице Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель

Кандидат на пост мэра Киева от "Объединения "Самопомич" СЕРГЕЙ ГУСОВСКИЙ рассказал "Апострофу" об идеях преобразования столицы, ожиданиях от предвыборной гонки и желании дать бой своему главному конкуренту. Причем главным своим конкурентом Гусовский считает не конкретных людей, а политическую коррупцию, которая воплощается в противозаконных решениях, связанных с проведением выборов в Киеве. Помимо прочего, кандидат намерен предложить киевлянам провести реформу ЖКХ и разработать новый генплан, который бы учитывал определенную стратегию развития столицы.

Мой первый вопрос не оригинальный. Уверен, вам его задавали уже сотни раз и будут еще задавать. И все же: зачем вы идете на выборы мэра Киева? Вы успешный ресторатор, руководитель фракции "Объединения "Самопомич" в Киевсовете. Думаю, со временем вы бы точно получили место в парламентской фракции партии. Стоило нарушать спокойную политическую жизнь ради непредсказуемой мэрской кампании?

— Для меня политика — не хобби. Конечно, быть главой фракции в Киевсовете достаточно комфортно. Другой бы на этом остановился. Можно проработать один созыв, другой...

Но у меня совершенно другой случай. Политика стала новой главой в моей жизни. Ключевыми моментами стали Майданы. Вместе со многими я испытал глубокое разочарование после Оранжевой революции, вызванное несбывшимися надеждами на качественное обновление страны. И когда власть начала войну против Евромайдана, встал вопрос: либо эмигрировать, либо протестовать, если мало-мальски дорожишь своей свободой.

После победы Евромайдана многие активисты, "вакцинированные" провалом "оранжевых" политиков, рискнули сами поработать на страну. Решили: "Not any more". Одни пришли в исполнительную власть и отчаянно пытаются перестроить старую систему. Я бы сказал, что они практически приносят себя в жертву. Другие, как я, пошли в местную политику, чтобы изменить ее качество. После года активной работы в Киеве есть обнадеживающие результаты. "Самопомич" в столице уже обладает достаточной силой, чтобы выдвинуть своего кандидата на пост столичного мэра. Им стал я, так как отвечаю за развитие "Самопомочи" в Киеве. Я несу ответственность за нашу парторганизацию, фракцию в Киевсовете и ту команду, которая от "Самопомочи" идет на выборы. Мы начали формировать эту команду весной и с середины мая живем в довольно жестком ритме, работая в режиме виртуального Киевсовета следующего созыва. Разделившись на группы, эксперты из различных отраслей работали над проблемами районов столицы и предлагали возможные решения. Результаты уже есть.

О наработках, пожалуйста, поподробнее. Каков ваш план развития Киева?

— У нас есть понимание, что подход к решению задач в Киеве должен быть системным. Мы вместе разрабатываем, решаем, предлагаем. Есть желание продвигать свои идеи. У нас подготовлен ряд проектов решений, с которыми мы будем входить в сессионный зал, когда новый состав Киевсовета начнет работу...

— Позвольте, я конкретизирую. Вот есть жилищно-коммунальное хозяйство, где проблема на проблеме. Как кандидат в мэры Киева, скажите, какими бы были ваши первые шаги в реформировании этой сферы?

— Мы говорим о важности системного подхода. В Киеве главной городской проблемой является отсутствие толковой стратегии развития города. Причем это упрек не только нынешней власти, но и ее предшественникам. Конечно, некие стратегии в Киевской городской государственной администрации (КГГА) принимались, но эти документы никогда не являлись руководством к действию. В лучшем случае это была демонстрация намерений. В худшем — попытка прикрыть свое безделье, бессистемность.

Скажу как депутат Киевсовета: по моим наблюдениям, никто и никогда не сверяется со стратегическими планами развития, даже если сами их принимали. Мы уже несколько раз в этом году вручную перераспределяли бюджет, который оказался на удивление профицитным. Прибавляли финансирование по тем статьям, которые "обделили" при составлении проекта бюджета. Как это происходит? Раз нет стратегии, то деньгами просто затыкают дыры. Вот тут можно заделать выбоины, а хотя лучше купить два старых трамвая в Праге. Я же считаю, что все вопросы нужно рассматривать сквозь призму перспективы развития. Какой ремонт дороги предпочтительнее для города — переложить километр, другой или же заделать ямы по всей ее протяженности. В этом важность стратегии города. Я ее считаю своеобразной городской Конституцией. А ей уже будут подотчетны другие документы, например, генеральный план.

Реформа ЖКХ должна занимать важное место в стратегии Киева. Одним из направлений реформы должно стать разгосударствление жилого фонда путем массового создания объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Для проведения ОСМДизации уже есть законодательная база. Сейчас около 10% домов в Киеве оформлены как ОСМД. Пришла пора заняться остальными. И городская политика должна состоять в том, чтобы увлечь киевлян идеей ОСМД, зажечь в них желание стать хозяевами собственных домов.

Конечно, эта идея не всем нравится. Но не стоит ждать, что придет некто, который все возьмет на себя и одним махом решит проблемы с текущими крышами, шаткими лестницами, разбитыми дворами. Горожане должны увидеть пользу в таких объединениях, в возможностях самим решать, с кем заключать договоры на сервисы. Тогда система взаимоотношений будет намного динамичнее. Город станет партнером для таких инициативных киевлян. Киевская власть скажет: "Принимайте управление домами, а мы поможем". Если прописать это в стратегии развития города, то чиновникам будет ясно: ОСМД дан зеленый свет.

Это сложный и долгий путь. Но в сфере ЖКХ не получится найти быстрых решений. Заявления о том, что можно все решить в два счета — популизм чистой воды. Если же применять системные подходы, искоренять коррупцию, то в казалось бы запущенной сфере ЖКХ найдется много денег. А можно еще привлекать инвестиции через программы иностранных донорских организаций, направленные на повышение энергоэффективности. К сожалению, по части использования этих денег Киев пасет задних в Украине. В отличие от Львова, например.

Просто нужно иметь желание и понимать перспективы. А дальше просто двигаться прочь от постсоветского типа хозяйствования.

Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель

— Вы затронули тему генерального плана. Как думаете, когда может быть представлен новый генплан? Есть ли вообще смысл его разрабатывать, если старый документ все равно лежит под сукном...

— Если вы не знаете, куда идти, то вам подойдет любая дорога. У нас в Киеве все именно так. Утром основной поток дорожного движения идет с левого берега Днепра, где находятся спальные районы, на правый, а вечером — наоборот. Это свидетельство дисбаланса в развитии города. На левом берегу значительно меньше рабочих мест в сравнении с правым. К тому же, в последние годы левый берег застраивался хаотически, и сейчас там каменные джунгли, где нет места зеленым уголкам, детсадам. Все это последствие отсутствия системы в городском развитии. Продолжать развиваться в этом направлении — попасть в тупик. Новый генплан нужен.

Как бы действующий генплан был разработан в начале 2000-х. Он охватывал период до 2020 года. Определенные идеи, которые в него закладывались, не были реализованы. В частности, речь идет о присоединении к Киеву новых территорий и, так сказать, их освоении. Кроме того, во времена Александра Омельченко и Леонида Черновецкого (предыдущих мэров Киева, — "Апостроф") выдавались разрешения, которые шли вразрез с генпланом. И таких насчитывается более 2 тысяч.

Некоторое время тому назад пришла необходимость актуализировать этот документ, что и начали делать. По сути, это — старый генплан, срок "годности" которого хотят увеличить до 2025 года. К нему уже высказаны претензии. Там есть пункты, профессионально написанные, а есть спорные, в том числе и в частях, касающихся архитектурного наследия Киева. Так что вряд ли это можно назвать полноценным документом, в рамках которого Киеву следует развиваться.

Каким я вижу качественный генплан? Конечно, он должен опираться на стратегию развития города. Если ее нет, то какой получится генеральный план? Еще один важный вопрос — кто должен написать документ такой важности? Разбираясь в этом вопросе, я пришел к выводу, что нужно создать структуру, способную написать генплан. Скорее всего, это должно быть коммунальное предприятие. Нельзя отдавать написание генплана частным инвесторам, которые могут заложить в него интересы неких бизнес-групп, но не общины Киева. Кроме того, перед авторами нового документа должна стоять задача проверить исходные данные, а, учитывая масштабы Киева, это будет непросто.

— В продолжение темы городского планирования. В Киеве стоит острейшая проблема парковок, вокруг которой ведутся ожесточенные споры. По-вашему, как можно подступиться к этой проблеме?

— Очень просто сказать, что у меня есть 10 пунктов насчет того, как Киеву жить дальше. С парками будет так, а с парковками — так: все поехали. Слава Богу, дорабатывается модель управления транспортом в городе. Деньги на этот проект выделил Всемирный банк. Этот документ будет инструментом для решения всех вопросов, связанных с транспортом. В нем отдельными пунктами идут оптимизация дорожной сети и транспортных потоков, проектирование развязок, а также распределение парковок по городу...

Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель

— Но вы выступаете за какие решения?

— Решений может быть несколько. Во-первых, нужно добиваться баланса трафика между правым и левым берегами. Этот вопрос требует комплексного решения. Если жителям той же Троещины будет хватать рабочих мест в своем районе, то это несомненно отразится на транспортном потоке с левого берега.

Во-вторых, нужно отдать безусловное предпочтение общественному транспорту, которому обязательно нужны выделенные полосы на дорогах. Если на автобусе будет легко добраться в нужное место, то, думаю, многие автовладельцы станут оставлять своих "железных коней" на перехватывающих парковках, созданием которых, конечно, нужно заняться.

Надо сказать, в сфере городского пассажирского транспорта вообще творится вакханалия. В Киеве когда-то было восемь автобусных парков, а стало три. И вполне вероятно, что скоро будет вообще два, мол, по одному на каждый берег Днепра. Правда, чиновники умалчивают, что из этих парков автобусы будут долго добираться до своих маршрутов, генерируя какое-то количество совсем не нужного трафика, используя горючее.

Еще страшнее дисбаланс между общественным транспортом и частными автоперевозчиками. Маршрутки ездят, как им вздумается. Расписание для них — мало значащий документ. Им труда не составляет ехать перед муниципальным автобусом и отбирать у него пассажиров. Так городские маршруты становятся убыточными. А ведь можно просто не выдавать лишние лицензии, дабы избежать транспортных накладок. И пассажиропоток сразу вырастет. По идее на каждой маршрутке должен стоять прибор GPS, чтобы можно было адекватно оценивать ее работу. А заодно — считыватели билетов для лучшего учета пассажиров. Тем более, у многих жителей города уже есть "Карточка киевлянина", которая вполне может использоваться в качестве электронного билета. Сразу транспортная картина прояснится.

Возвращаясь к вопросу парковок, хочу сказать, что ее, как и другие запущенные проблемы Киева, не решить за один присест. Это игра в долгую, но иначе — никак. Перехватывающие парковки на окраинах — это одно. Другое — льготы строителям многоярусных парковок. Третье — обязать застройщиков строить при новых домах вместительные паркинги. Сегодня обычная ситуация, когда в новостройке 600 квартир, но всего лишь 300 парковочных мест в подземном паркинге. И двора при ней практически нет, так как ее впихнули в старую застройку. Должны быть четкие требования к застройщикам насчет вместимости паркингов. Если в доме 600 квартир, значит, должно быть 1500 парковочных мест. Есть же европейская практика, которой сам Бог велел следовать.

— Еще один болезненный для города вопрос — нехватка мест в детских садах. Что тут можно сделать, как думаете?

— Многие здания, которые раньше были детскими садами, сегодня заняты, в том числе, госучреждениями. Необходимо провести инвентаризацию таких объектов, после чего настойчиво попросить их освободить. Причем Киев может помочь съезжающим госучреждениям, ведь коммунальной собственности очень много, но используется она не ахти как удачно.

И, конечно, киевские власти должны всячески способствовать появлению новых дошкольных учреждений. Могут быть разные подходы. Например, КГГА на паях с частными застройщиками возводит детсад рядом с новыми высотками. Или же стройкомпаниям предоставляются некие льготы от городской власти на строительство детских садов. Можно даже разработать отдельную программу поощрения частных инвестиций в открытие новых детсадов.

Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель

— Но тут встанет проблема выделения земельных участков. А с землей связана страшная коррупция. Как наладить общественный контроль в этом вопросе?

— Не обойтись без максимальной прозрачности сведений и подотчетности задействованных органов. Все реестры, кадастры должны быть в открытом доступе. Пришло время переходить к формату электронного управления — то, что называется "e-government". Обращусь к собственному опыту. Летом прошлого года я написал депутатский запрос на тему открытия для общественности электронной базы объектов коммунальной собственности. Только чиновники имеют к ней доступ. Официальная причина — якобы не дописали модуль, который дал бы возможность любому гражданину зайти в базу. Так вот, у меня год ушел на то, чтобы добиться свободного доступа к этим данным. В августе этого года было принято решение профинансировать их адаптацию к требованиям открытости. Это, кстати, характеризует состояние дел в КГГА.

"Самопомич" выступает за то, чтобы в открытую проводились любые операции с городскими территориями. У каждого куска земли есть свой кадастровый номер. Что стоит сделать электронную очередь, и мы прекрасно будем видеть, когда тот или иной земельный участок будет вынесен на рассмотрение комиссии Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования.

— Вы вспомнили о "Карточке киевлянина". Как вы оцениваете эффективность ее введения? Каким может быть ее будущее?

— Это очень классный инструмент, который потенциально должен быть у каждого жителя Киева. В эту карточку необходимо "зашить" связь со всеми городскими сервисами. Это же очень удобно: киевлянин с помощью карточки через интернет заключает персональный договор, например, с "Киевэнерго". И не нужно ехать со старым квитанциями к ним в контору, сидеть часами в очередях. А еще можно записаться на прием к врачу или ребенка в спортивную школу. И нечего бояться, что наши бабушки потеряются во всемирной сети. У них же есть дети-внуки. Да и многие сами постигают компьютерную грамотность.

Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель

— Одна из любимых тем любой власти в Киеве — развитие туристического потенциала столицы. Однако события последних лет сказались на количестве туристов в городе. На ваш взгляд, как и чем можно завлечь людей в столицу?

— Если мы хотим кого-то завлечь, было бы неплохо понять, зачем. Понятно, что мы хотим, чтобы приехавшие к нам люди оставили здесь деньги. Считаю, что для города на первом месте должен быть деловой туризм. Мы должны стать "хабом" на пути из Европы в Азию, альтернативой Москве, отношение к которой в мире сильно изменилось. Значит, надо перехватывать инициативу. Киев может принять роль некоей штаб-квартиры компаний, заинтересованных в странах Центральной Азии.

Несомненный интерес представляет IT-отрасль. Специалисты в этой сфере зарабатывают в основном в валюте. Мечта любого мэра — заманить к себе IT-предприятия. Львов над этим работает, надо и нам.

Еще один вариант — поощрение работы выставочных центров. Есть города, скажем, Дюссельдорф, которые живут во многом за счет проведения выставок. Это достойный пример для Киев. Развернуться есть где: тот же комплекс "Экспоцентр Украины", более известный как ВДНХ. Хотя эта площадка сегодня становится культурным кластером, ее основным предназначением не нужно пренебрегать.

— Оцените, пожалуйста, результаты пилотного проекта медицинской реформы в Киеве. Куда следует дальше двигаться в этом плане?

— В киевскую команду "Самопомочи" вошли очень хорошие специалисты по медицине. По нашим общим оценкам, дела в сфере здравоохранения обстоят плохо. Финансирование больниц из городской казны недостаточное. При этом мы имеем здоровенный департамент здравоохранения. В середине 1990-х он занимал кусок этажа в КГГА, а сейчас его разросшиеся штаты размещаются по нескольким адресам. Эти люди должны оправдывать свое существование. Каким образом? Запрашивать у больниц всякие отчеты и контролировать их подготовку. Врачи исписывают бумагу, пока их учат, как учитывать швабры да ведра. Здесь заждались перемен!

Но простые люди боятся, что знакомые больницы начнут закрывать в рамках реформы...

— Начать нужно с объяснений того, что же собираются сделать. Неведение страшнее всего для людей. Конечно, любые изменения воспринимаются в штыки. Власти должны объяснить, что сокращение будет разумным. Вместо того, чтобы иметь, скажем, 95 реанимационных комнат, оставим 30, равномерно распределив их по Киеву. Зато в оставшихся реанимациях будет все по высшему разряду.

Депутат Киевсовета, ресторатор, кандидат на пост мэра Киева Сергей Гусовский Фото: Владислав Содель
1 / 1
В кабинете у Сергея Гусовского Фото: Владислав Содель
1 / 1

— Системного подхода требует, несомненно, проблема вывоза мусора в Киеве. Столица заждалась введения системы сортирования отходов, как в Европе. Что мешает ее ввести?

— На мусоре все и всегда зарабатывали. Нужны разумные решения в этой сфере. Уверен, должны быть современные мусороперерабатывающие заводы. Но без серьезных инвестиций не обойтись. Думаю, в этом вопросе надо работать со странами Евросоюза и структурами самого альянса, где можно получить деньги на такие задачи. Но надо и отрегулировать работу предприятий по вывозу мусора. ПАО "Киевспецтранс" на протяжении последних лет демонстрирует свою убыточность. Но скажи такое на Западе, будут смеяться. Какие могут быть убытки в такой сфере?

Возвращаясь к теме политики, кого вы видите вашим главным конкурентом в кампании по выборам мэра Киева?

— Наш главный конкурент — это политическая коррупция. Она же — враг. Сейчас мы говорим о двух вопиющих моментах, связанных с выборами в Киеве. В первую очередь, это признание горизбиркомом наличия двух избирательных округов с "анклавами". А ведь это прямое нарушение закона о местных выборах, где черным по белому написано: границы избирательного округа должны быть неразрывными. Такое впечатление, что существование таких округов было сделано по команде сверху.

Второй момент — заявление ЦИК о том, что отказ от гендерной квоты не приведет к невозможности политсилы участвовать в избирательном процессе. Так ведь в законе написано о соблюдении данной квоты?! "Самопомич" следует требованиям закона о местных выборах. Другие партии тоже могут это сделать! Мы подали в суд на ЦИК и выиграли его.

Все это дает основания предполагать, что предвыборная кампания будет грязной, с применением многих политтехнологий прошлых лет. Но мы уповаем на то, что Киев — мудрый город. Команда "Самопомочи" не прекратит свою работу на благо столицы. Мы продолжим встречаться с киевлянами. Мы не предлагаем легких решений, но мы готовы вместе с Киевом пройти весь сложный путь реформ.

Читайте також