RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Государственную службу очистят от политики

Чиновникам обещают новый закон, регулирующий их деятельность

Чиновникам обещают новый закон, регулирующий их деятельность Фото: Владислав Содель

Национальное агентство по вопросам государственной службы объявило о начале подготовки нового закона для чиновников. Документ, по словам разработчиков, отделит политические должности от государственных, защитит госслужащих от кадровых чисток и создаст условия для формирования элиты государственной службы. Правда, эти идеи далеко не новы, они выносились на обсуждение Верховной рады на протяжении последних 14 лет и уже частично приняты. Однако в госбюджете нет средств для их реализации.

С инициативой начать подготовку нового закона о государственной службе выступил в конце июля глава Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко. «Эксперты начали работу над концепцией нового законодательства о государственной службе в Украине, которое должно решить ключевые проблемы этой сферы – победить коррупцию и очистить власть»,‒ заявил он в ходе совещания в Нацагентстве. Одним из новшеств будущего законопроекта господин Ващенко назвал разграничение политических и государственных должностей.

В основу документа, по словам эксперта Центра политико-правовых реформ Виктора Тимощука, будет положен законопроект о госслужбе, подготовленный в 2008 году Главным управлением государственной службы (ГУГС). «Тот текст законопроекта был наиболее прогрессивным из всех ранее написанных. Он содержал положения о создании Высшего коллегиального органа по управлению госслужбой, способного защитить госслужащих от политического влияния и увольнения, запрещал госслужащим заниматься политической деятельностью, разграничивал посты на политические и государственные»,- отметил эксперт.

Идея разграничить политические и государственный посты не нова. В 2001 году второй президент Украины Леонид Кучма уже вводил институт госсекретарей с целью обеспечить квотное распределение постов в Кабинете министров между партиями тогдашнего большинства Рады, но при этом сохранить свой контроль над работой правительства. «В контексте полномочий госсекретари были более влиятельны, чем министры. Кучма наделил их и политическими полномочиями, предусмотрев, что госсекретари назначались на срок полномочий президента. В результате это дискредитировало саму идею госсекретарей, и от нее отказались»,‒ отметил господин Тимощук.

Следует отметить, что вопрос о принятии нового закона о госслужбе возникает после каждых президентских выборов. Так, в июле 2005 года, Кабинет министров и ГУГС в рамках проведения административной реформы представили законопроект, который, среди прочего, также разделял госслужащих на политиков и «неполитиков», вводя институт госсекретарей. С участием международных экспертов документ дорабатывался еще три года, но так и не был принят Верховной радой. В 2011 году, после избрания Виктора Януковича президентом Украины, парламент все же принял законопроект Кабмина и ГУГС, предварительно исключив из него большинство перечисленных нововведений. Впрочем, этот закон так и не вступил в силу ‒ с 2012 года Рада переносит начало действия документа в связи с отсутствием бюджетных средств на его реализацию. По мнению председателя парламентского подкомитета по вопросам органов исполнительной власти и государственной службы Анатолия Близнюка (Партия регионов), шансов на то, что в очередной установленный срок – 1 января 2015 года - новый закон о госслужбе вступит в силу ‒ нет. Госслужащие в своей работе будут продолжать руководствоваться старым документов в редакции 1993 года: «Проблема закона 2011 года в том, что он не сбалансирован с законом о службе в органах местного самоуправления. Авторы документа предусмотрели в нем миллиарды дополнительных средств, которых нет».

«При подготовке нового закона о госслужбе для нас принципиален вопрос запрета госслужащим быть членами политических партий, введение института госсекретарей и создания Высшего коллегиального органа по управлению госслужбой»,‒ заявил А’ Виктор Тимощук. По его словам, в законопроекте, в частности, будет предложено оставить только три категорий госслужащих вместо семи. «Сейчас категории должностей распределены не по рациональному критерию, а по важности органа, в котором работает чиновник ‒ он может быть второй категории только потому, что работает в секретариате Кабинета министров. Одновременно в этой же категории состоит глава районной администрации. Уровень ответственности одного – консультант, а у другого целый район с 200-тысячным населением. В этой части закон следует упростить»,‒ заявил А’ эксперт. Проект документа должен быть готов к середине августа.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін