RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Правительство подталкивают на реформаторские рельсы

Общественность предложила свое видение реформы Кабмина, не дожидаясь депутатских инициатив

Общественность предложила свое видение реформы Кабмина, не дожидаясь депутатских инициатив Арсению Яценюку вскоре предложат изменить регламент работы Кабмина Фото: Владислав Содель

Общественная организация «Реанимационный пакет реформ» представила свою версию административной реформы Кабинета Министров. В законопроектах, созданных с целью повысить эффективность работы правительства содержится ряд новшеств, начиная с введения института госсекретарей и заканчивая изменением структуры министерств в целом. Впрочем, авторы законопроекта пока еще не определились с субъектом законодательной инициативы, который сможет представить их наработки парламенту. Эксперты отмечают, что провести реформу Кабмина сейчас необходимо и предполагают, что эффективнее всего это будет сделать, заручившись поддержкой одной из коалиционных фракций. В самой же коалиции отмечают, что этот вопрос в любом случае будет решен в течение нескольких недель.

Вчера общественная организация «Реанимационный пакет реформ» (РПР) представила проекты изменений к законам «О Кабинете Министров» и «О центральных органах исполнительной власти» (текстами документов располагает А’). По мнению РПР, принятие этих изменений обеспечит наиболее эффективное проведение реформирования правительства и существенно улучшит эффективность его работы.

Когда «низы» могут…

Законопроектами предлагается четко разграничить функции министерств и других центральных органов исполнительной власти. «Существующая сейчас конструкция, в рамках которой министерства формируют государственную политику, а другие центральные органы ‒ агентства, службы и инспекции – ее реализовывают, запутывает всех. Центральные органы исполнительной власти должны выполнять функции, описанные в законе – если это инспекция, то она должна инспектировать, если служба, предоставляющая административные услуги – то она должна предоставлять только их»,‒ рассказал журналистам главный эксперт группы РПР «Реформа публичной администрации» Игорь Колиушко. По его мнению, любое участие этих органов в реализации какой-либо политики является вторичным, и должно проявляться только тогда, когда власть реализовывает реформу, затрагивающую их сферу деятельности.

Кроме того, эксперты РПР считают, что назначение заместителей глав ведомств должно производиться по представлению самих министров, а не премьера, как это делается сейчас. «Таким образом, министры получат больше возможностей для реализации своей политики, и, само собой, будут нести за ее реализацию большую ответственность»,‒ говорит господин Колиушко.

В рамках реформы Кабмина предполагается также изменить и структуру самих министерств. «Министры и их заместители будут являться “политическим руководством” министерства, в то время как государственный секретарь (должность вводится в рамках законопроекта.– А’)и возглавляемый им аппарат министерства должны быть государственными служащими и сохранять свои должности независимо от смены министра»,‒ отмечает Игорь Колиушко. По мнению РПР, департаменты внутри министерства должны быть созданы таким образом, чтобы каждый из них отвечал за свою отдельную отраслевую или функциональную сферы полномочий министра и нес за нее ответственность. Предполагается рекомендовать министерствам включать в свой состав от четырех до семи департаментов.

Также в состав министерств должны будут входить секретариаты. «В каждом министерстве они будут однотипными, и в них будет входить юридическая, кадровая службы, секретный отдел и другие подразделения»,‒ комментирует господин Колиушко. Органы, имеющие административные полномочия (по инспектированию, контролю, предоставлению админуслуг) должны быть выведены из структуры министерств. Следует отметить, что ведомства также лишатся и своих территориальных органов. При этом в составе каждого министерства должна будет быть сформирована коллегия – консультативный орган, в состав которого входят государственные служащие, эксперты и представители «реципиентов политики министерства». Кроме того, в рамках Кабинета Министров будут созданы правительственные комитеты, по типу парламентских, целью которых будет подготовка вопросов для рассмотрения на заседании Кабмина.

Должность государственного секретаря фактически придет на смену министру Кабинета министров. При этом госсекретарь сможет представлять на должность всех без исключения госслужащих секретариата Кабмина, а также своих заместителей. В целом, предполагается, что номенклатурная ветвь госсекретарей в министерствах должна будет стать абсолютно независимой от политических назначений министров и премьер-министра.

…а «верхи» хотят

Заместитель главы Администрации президента по вопросам проведения административных, социальных и экономических реформ Дмитрий Шимкив в разговоре с корреспондентом А’ отметил необходимость проведения реформы Кабмина. «Эти инициативы ‒ правильные. Но их еще предстоит публично обсудить и с депутатами, и с самим Кабмином»,‒ считает господин Шимкив.

Директор центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отмечает, что сама по себе необходимость проведения реформы Кабмина является крайне необходимой. «Согласно моим источникам в предыдущем составе правительства, проблем в его работе было достаточно много. Так, например, был очень плохо отлажен механизм принятия решений, и в целом коэффициент полезного действия Кабмина был очень низким»,‒ говорит он. Господин Фесенко также добавил, что в случае, если подобная реформа не будет проведена, какой-либо катастрофы не случится. Однако заявленные правительством реформы будут проводиться с большими издержками, потерей сил и возможностей. «Это будет все равно, что вместо новой иномарки ездить на старых “Жигулях”»,‒ констатирует эксперт.

По словам Игоря Колиушко, РПР сейчас необходимо заручиться поддержкой чиновников, которые могли бы стать субъектом законодательной инициативы разработанных законопроектов, и представить их парламенту. Он отметил, что ранее существовала предварительная договоренность с президентом, о том, что он будет представлять эти законопроекты, однако сейчас активность Администрации президента в этом вопросе снизилась. Также господин Колиушко не исключает возможности создания межфракционной группы в парламенте, которая смогла бы зарегистрировать эти законопроекты в Верховной раде. Следует отметить, что согласно информации на сайте РПР, в рамках сотрудничества с парламентариями общественной организацией была создана межфракционная группа «Платформа реформ», в которую вошли 24 народных депутата.

Впрочем, Владимир Фесенко, предполагает, что для продвижения подобной инициативы не обязательно создавать некую межфракционную депутатскую группу. «Регистрация подобной группы только приведет к затягиванию проведения реформы. Я считаю, что эти законопроекты следовало бы продвигать, заручившись поддержкой какой-то фракции – что вполне возможно – а потом выставить вопрос об их регистрации и принятии на Совете коалиции»,‒ рассказал он А’. По его словам, пока шансы на принятие конкретно этих законопроектов у РПР ‒ небольшие. Для того, чтобы их увеличить, общественной организации необходимо привлечь сильных лоббистов.

Следует отметить, что в коалиции также пока высказывают заинтересованность в реформировании Кабмина. По словам секретаря парламентского комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Алексея Гончаренко (фракция «Блок Петра Порошенко») коалиционное соглашение предусматривает введение института государственного секретаря и передачи полномочий по назначению своих заместителей министрам. «Я считаю, что эти новшества могут быть внедрены уже в ближайшие несколько недель»,‒ отметил он в беседе с корреспондентом А’. По его словам, если следовать букве коалиционного соглашения, то в ближайшее время правительство представит народным депутатам свою программу действий, после чего парламентарии зарегистрируют законопроекты по реформированию Кабмина и примут их. Однако, пока что, по его информации, работа над созданием подобных законопроектов народными депутатами не велась. Вместе с тем, он не исключил и возможности рассмотрения нормативных документов, разработанных общественностью на Совете коалиции.

Впрочем, господин Фесенко считает, что минимально необходимый объем реформ можно провести и без законодательных изменений. «Для этого нужно, в первую очередь, делегировать ряд полномочий премьер-министра другим должностным лицам, а также выстроить работу аппарата так, чтобы максимально ускорить механизм принятия решений»,‒ говорит он. Однако при этом он высказал сомнения в компетентности нового министра Кабинета Министров Анны Онищенко. «Конечно, не исключено, что она проявит себя как хороший организатор, но пока я сомневаюсь, что ей удастся быстро наладить работу правительства»,‒ говорит Владимир Фесенко.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін