RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Новый год испытает Раду на прочность

Несмотря на успешное начало работы Верховной рады VIII созыва, в 2015 году будущее парламента может оказаться под угрозой

Несмотря на успешное начало работы Верховной рады VIII созыва, в 2015 году будущее парламента может оказаться под угрозой Фото: Владислав Содель

За первый месяц своей работы Верховная рада VIII созыва приняла ряд важных инициатив, в частности, одобрила отмену внеблокового статуса Украины, а также закон о государственном бюджете на 2015 год. И народные депутаты из коалиции, и эксперты признали работу парламента в этот период эффективной, отмечая оперативность принятия большинства решений. Мнения разошлись в оценке противоречий, регулярно возникающих в рядах парламентского большинства. В то время как члены коалиции уверяют, что ее стабильности ничто не угрожает, эксперты настроены более пессимистично, предсказывая, что конфликты между фракциями большинства, а также между Радой и Кабинетом министров, подкрепленные ростом социального напряжения, могут привести к внеочередным парламентским выборам уже в 2015 году.

Первое заседание Верховной рады VIII созыва состоялось 27 ноября, в этот же день в ней была сформирована коалиция из пяти фракций: «Блок Петра Порошенко» (БПП), «Народный фронт» (НФ), «Самопомич», Радикальная партия (РП) и «Батькивщина». Кроме того, в ходе первого же заседания парламент проголосовал за назначение Арсения Яценюка премьер-министром.

За оставшееся до начала Нового года время Верховная рада успела принять ряд важных и зачастую резонансных решений, многие из которых дались депутатам нелегко. В частности, парламент в сжатые сроки утвердил состав Кабинета министров и его программу, поддержал законопроект об отказе от внеблокового статуса и углублении сотрудничества Украины с НАТО. Помимо этого, Рада одобрила расширение полномочий Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), предложенные правительством изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, ряд законопроектов, связанных с бюджетным процессом, а также сам закон о государственном бюджете на 2015 год, который был принят в ночь с 28 на 29 декабря.

Работа закипела

Отметим, что во фракциях коалиции работу Верховной рады в первый месяц оценили достаточно высоко. «Я думаю, что новая Рада провела свой первый месяц эффективнее, чем предыдущие. У нас есть стабильное большинство, как минимум фракции БПП и НФ находятся в таких условиях, в которых должны совместно работать над реформами»,‒ заявил А' народный депутат Николай Княжицкий («Народный фронт»). «Очень быстро были сформированы коалиция, руководство парламента, правительство, были приняты очень серьезные законы. За первый месяц мы уже провели одну реформу – в сфере межбюджетных отношений»,‒ подтвердил А' народный депутат Алексей Гончаренко (БПП).

В то же время, по мнению народного депутата Анны Гопко («Самопомич»), Верховная рада могла бы работать более эффективно. «В принципе, парламент справился с задачами, которые перед ним стояли. Однако депутатам следовало бы больше сосредоточиться на приоритетных вопросах, а не заниматься самопиаром и дешевым популизмом, поскольку неэффективное использование времени при законотворческой деятельности может дорого обойтись стране»,‒ заявила А' госпожа Гопко.

В оппозиции, напротив, раскритиковали работу парламента нового созыва. Так, по мнению народного депутата Юрия Павленко («Оппозиционный блок», ОБ), практически все решения Верховной рады VIII созыва принимались с нарушением процедуры и закона о регламенте. «Впервые коалиция сформировала руководящие органы Рады с нарушением принципов парламентаризма, причем не только украинского, но и европейского. Речь о том, что сейчас оппозиция не представлена ни в руководстве Рады, ни в руководстве комитетов»,‒ заявил А' господин Павленко. По его словам, это может привести к дискредитации украинской власти в глазах ПАСЕ и других международных организаций. «Вообще, то, что произошло за месяц в парламенте, дает серьезные основания говорить про установление в Украине диктатуры»,‒ отметил депутат.

Впрочем, в оценке работы парламента нового созыва эксперты склоняются к позиции депутатов большинства. «Можно сказать, что пока Верховная рада работает достаточно результативно. Несмотря на серьезные противоречия внутри коалиции, сходу было утверждено руководство парламента, была оперативно одобрена программа деятельности правительства и ряд важных законов, включая бюджет»,‒ отметил директор Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.

По мнению старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, новый парламент действительно показал пример эффективной работы. «Но во многом это произошло благодаря давлению ‒ как внутри страны, со стороны гражданского сообщества, так и извне, со стороны международных партнеров,‒ заявил господин Октисюк.‒ По сравнению с предыдущими созывами, эта Рада не имела времени на раскачку – надо было как можно быстрее договариваться между собой и принимать решения».

Оппозиция осталась без внимания

Отличием Рады VIII созыва стало почти полное отсутствие влияния оппозиции на политический процесс. В зале ее представителям в основном отводилась роль статистов. «Мы не можем влиять на работу комитетов, в сессионном зале спикер Владимир Гройсман постоянно нарушает права фракции ОБ, не предоставляя нам слова в установленном порядке,‒ заявил Юрий Павленко.‒ Мы будем продолжать требовать от парламента поддерживать наши законопроекты, однако в данный момент блокируется сам процесс их рассмотрения».

Владимир Фесенко согласен с тем, что у оппозиции сейчас нет реальной возможности влияния на парламентский процесс. «Оппозиции, которая была еще при Януковиче, насчитывала полторы сотни депутатов, а сейчас реальных оппозиционеров меньше четырех десятков. Кроме того, эффективность деятельности оппозиции в зале снижается ввиду ее неоднородности»,‒ уверен эксперт.

В то же время, Анатолий Октисюк считает, что «Оппозиционный блок» сознательно избрал политику выжидания. «Время и экономическая ситуация играют на руку ОБ, так как негодование у людей растет, а бывшие представители Партии регионов активно спекулируют социальными вопросами»,‒ заявил господин Октисюк, подчеркнув, что ставка в данном случае делается на хороший результат на местных выборах, особенно в восточных областях страны.

Противоречивое большинство

Впрочем, и фракции коалиции в первый месяц работы новой Рады не всегда находили общий язык по спорным вопросам, согласование которых иногда затягивалось на длительный срок. Сюда можно отнести конфликт вокруг законопроекта о расширении полномочий СНБО. Против этого закона выступили три малые фракции коалиции, назвав его неконституционным и написанным под нового секретаря СНБО Александра Турчинова. И хотя в итоге закон все-таки был принят с рядом поправок, консультации по нему внутри коалиции заняли две недели. Не менее сложным и противоречивым оказался и процесс принятия закона о бюджете на 2015 год.

В большинстве признают наличие противоречий между фракциями коалиции, однако не считают их неразрешимыми. «Проблемы, конечно, есть, в последний раз они проявились при голосовании за бюджет, когда половина фракции ”Самопомич'” и фракция ”Батькивщина” не приняли в нем участия, но я надеюсь, что эти проблемы будут решаться»,‒ заявил Николай Княжицкий. Он отметил, что хотя дискуссии между фракциями вероятны и в дальнейшем, оснований для глубокого идеологического конфликта у них нет. «Очевидно, что на уровне переговоров легко не будет, но в целом коалиция останется стабильной»,‒ подчеркнул господин Княжицкий.

«В коалицию входит более 300 человек, пять ее фракций также нельзя назвать однородными. Понятно, что существуют какие-то нестыковки, но я бы не называл их конфликтами – по большинству вопросов голосуют все фракции»,‒ заявил в свою очередь Алексей Гончаренко.

При этом Анна Гопко сравнила фракции большинства с молодоженами, которые после свадьбы какое-то время притираются друг к другу. «Сейчас среди депутатов много новичков, которым следует учиться слаженно и профессионально работать. Рада не может резко, за месяц, начать функционировать так, как это делают парламенты ведущих европейских стран, где есть соответствующие традиции»,‒ отметила госпожа Гопко, не исключив, что для повышения эффективности работы Верховной рады нужно будет поменять ее регламент.

Рада ответит вне очереди

Однако мнения экспертов относительно перспектив существования нынешней парламентской коалиции куда менее оптимистичны. «Я думаю, что коалиция в существующем виде проживет еще несколько месяцев, но противоречия в ней будут только усиливаться по мере проведения реформ. Кроме того, будут нарастать противоречия между парламентским большинством и правительством»,‒ заявил Владимир Фесенко.

По его мнению, эти процессы в результате могут привести к трансформации коалиции – из ее состава выйдут либо некоторые фракции, либо часть депутатов. Также очень вероятна такая ситуация, что де-юре коалиция будет, а де-факто по многим вопросам не будет хватать голосов. «Кроме того, наверняка произойдут изменения в составе Кабинета министров, а одной из главных интриг 2015 года будет то, останется ли Арсений Яценюк премьер-министром»,‒ отметил эксперт. Он подчеркнул, что если ситуация останется в правовом поле, то к концу 2015 года Верховная рада может оказаться в положении, которое обусловит внеочередные парламентские выборы.

С тем, что Украина может столкнуться с внеочередными выборами народных депутатов. согласен и Анатолий Октисюк. «Думаю, выборы в Раду опять пройдут раньше положенного срока, поскольку мы видим, с каким скрипом происходят реформы, двигателем которых должен быть парламент»,‒ отметил он. По мнению эксперта, существующая коалиция ‒ очень нестабильна, что особенно проявляется при рассмотрении ключевых вопросов, и не исключено, что в ближайшем будущем из нее выйдут «Батькивщина» и Радикальная партия. «Рост социального напряжения может потребовать от власти еще одной перезагрузки, причем, уже в 2015 году могут пройти как парламентские, так и президентские выборы»,‒ предположил господин Октисюк.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін