Сегодня Кабинет министров ввел в Донецкой и Луганской областях режим чрезвычайной ситуации. По сути, этот режим является облегченным вариантом чрезвычайного положения ‒ он не предусматривает ограничение связи и введение комендантского часа, но усиливает полномочия местной власти и меры безопасности. Руководство на местах еще не до конца разобралось, какие последствия повлечет за собой введение в их регионах режима ЧС. В то же время эксперты считают, что его объявление является попыткой власти снизить общественный запрос на введение военного положения, усиливающийся в связи с активизацией боевых действий на Донбассе.
В понедельник правительство провело выездное заседание в здании Государственной службы чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), где было принято решение о введении режима чрезвычайной ситуации (ЧС) на территории Донецкой и Луганской областей. Кроме того, как сообщил премьер-министр Арсений Яценюк, в соответствии с Кодексом гражданской защиты (КГЗ), Кабмин решил ввести на всей территории Украины режим повышенной готовности к реагированию на ЧС, а также создать Государственную комиссию по чрезвычайным ситуациям и региональные координационные центры по ЧС.
«Цель принятия этих решений ‒ полная координация деятельности всех органов власти для обеспечения безопасности граждан и защиты населения»,‒ пояснил премьер.
Господин Яценюк сообщил, что задачами Госкомиссии и региональных центров являются «инвентаризация всех объектов гражданской защиты, а также формирование единого запроса на поставки материально-технических ценностей, имущества, лекарств и продуктов питания».
Отметим, что, согласно ст. 2 КГЗ, чрезвычайная ситуация – «это обстановка на отдельной территории, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело или может привести к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, нанесению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте и проведения на ней хозяйственной деятельности».
В зависимости от характера происхождения, ЧС делятся на техногенные, природные, социальные и военные. Кроме того, в зависимости от степени распространения, они могут быть государственного, регионального, местного или объектового уровня. «Порядок классификации чрезвычайных ситуаций по уровням устанавливается Кабинетом министров»,‒ говорится в КГЗ.
Как пояснил А' директор департамента реагирования на чрезвычайные ситуации ГСЧС Григорий Марченко, главной задачей введения режима чрезвычайной ситуации является ликвидация такой ситуации, а также создание условий жизнеобеспечения пострадавших. «Такой режим позволяет правительству привлекать максимум необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации ресурсов, в частности, из резервного фонда»,‒ заявил господин Марченко. При этом, по его словам, «такой режим не предполагает каких-либо ограничений для населения или частного бизнеса».
О том, что режим ЧС не ограничивает права граждан, заявил и глава Донецкой областной госадминистрации Александр Кихтенко. «Никаких ограничений прав и свобод режим чрезвычайной ситуации не подразумевает. Он направлен, в первую очередь, на восстановление инфраструктуры»,‒ заявил господин Кихтенко.
Впрочем, отдельные ущемления режим ЧС все же предполагает. Согласно ст. 33 КГЗ, режим чрезвычайной ситуации может подразумевать общую или частичную эвакуацию населения. Более того, в ряде случаев, в том числе во время военного конфликта, эвакуация из регионов, где объявлена ЧС, может быть принудительной. При такой эвакуации возможно привлечение частного автомобильного транспорта. На государственном уровне решение о проведении эвакуации принимает Кабмин, а на региональном уровне ‒ областные государственные администрации.
Примечательно, что представители Луганской ОГА не смогли объяснить А', какие полномочия они смогут получить в результате введения ЧС. «Мы сами недавно узнали об этом, сейчас разбираемся с нормами Кодекса гражданской защиты»,‒ заявил А' помощник главы Луганской областной госадминистрации Геннадия Москаля Ярослав Галас.
Как рассказал А' старший юрист правовой группы «Побережнюк и партнеры» Николай Якименко, в отличие от военного и чрезвычайного положения при режиме ЧС менее ограничены права и свободы граждан. «В отличие от военного положения, когда действуют максимальные ограничения и ЧП, когда ограничиваются определенные вещи, ЧС ‒ это облегченный вариант. Он предусматривает создание единого координационного центра. В органах государственной власти существуют такие спецподразделения и теперь они начнут реализовывать свои полномочия в полной мере. Кроме того, на некоторых бюджетообразующих предприятиях может быть определен человек, который будет нести ответственность, обучать, информировать, готовить места укрытия, создавать аварийно-спасательные бригады»,‒ пояснил эксперт.
Господин Якименко не исключил, что местные органы власти получат большие полномочия, что должно дать возможность более оперативно решать какие-то проблемы без согласования. «Но, как говорится, хорошо то, что в меру. Возможно, усиление полномочий будет давать возможность настоятельно “просить” некоторый бизнес помогать государству в ликвидации последствий военных действий. Вообще, когда в стране все плохо, то целесообразно, чтобы был единый центр, а не разрозненные решения»,‒ добавил юрист.
Экс-глава Донецкой областной госадминистрации, а ныне внефракционный народный депутат Сергей Тарута считает, что властям первым делом следует обеспечить эвакуацию граждан, желающих покинуть «горячие зоны»: «Все, кто хочет выехать из пораженной войной территории, должен иметь право это сделать без дополнительных бюрократических зацепок. Если введение режима помешает гражданам Украины покидать территорию, где они чувствуют себя в опасности, то всему депутатскому корпусу необходимо будет вмешиваться в срочном порядке и исправлять эту ситуацию».
Помимо этого, введение режима чрезвычайной ситуации призвано снизить общественный запрос на введение военного положения, усиливающийся в связи с активизацией боевых действий на Донбассе и ростом террористической угрозы в Украине, полагает политический аналитик Ярослав Макитра. «Действующая власть рассматривает военное положение как крайнюю меру, боясь спровоцировать еще более масштабный конфликт. И чтобы не вводить такое положение, но продемонстрировать, что государство реагирует на последние события на востоке страны, вводится режим чрезвычайной ситуации в двух областях,‒ заявил эксперт.‒ Однако, судя по тому, как развивается ситуация на Донбассе, рано или поздно мы все равно придем к объявлению военного положения».