В Украине начала работу Конституционная комиссия, на которую возложена задача скорейшей подготовки изменений в Основной закон. В ней прослеживаются сильные влияния президентской администрации, а состав КК не является репрезентативным ни в географическом, ни в политическом плане. Об этом в статье для "Апострофа" пишет директор Департамента внутренней политики Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ярослав Ковальчук.
Общественную легитимность новой Конституции можно обеспечить либо посредством инициирования широкого общественного обсуждения с привлечением представителей всех регионов, либо путем организации выборов в Конституционную ассамблею, которая стала бы полноценным органом с полномочиями для разработки нового текста Основного закона. Однако украинская власть выбрала третий вариант — быстрые косметические изменения, которые должна разработать комиссия под контролем президентской администрации с целью показательно выполнить обязательства в рамках вторых Минских договоренностей.
Для того, чтобы Конституция стала инструментом объединения общества и использовалась для противодействия российским сценариям, с самого начала необходимо сделать процесс подготовки изменений максимально прозрачным и инклюзивным. Только это будет гарантировать их поддержку со стороны общества и восстановление доверия граждан к власти.
Новая Конституция может перезагрузить государственный механизм, создав действенную систему сдерживания и противовеса между ветвями власти и условия для обеспечения верховенства права. Кроме того, при условии максимальной прозрачности и инклюзивности ее подготовки у Конституции есть потенциал превратиться в инструмент объединения всего общества в условиях, когда внешний агрессор пытается внести раздор между разными регионами и социальными группами.
Удачное использование этого инструмента повысит субъектность украинской власти и позволит ей предлагать собственные инициативы, а не только реагировать на сценарии, навязанные извне. С другой стороны, формальный подход к подготовке новой Конституции уменьшит доверие общества относительно возможности эффективных реформ и желания власти изменить существующую систему.
Несмотря на исключительную важность этой реформы, после презентации Петром Порошенко наспех подготовленного текста изменений в Основной закон в июне 2014 года (большинство предложенных изменений касались децентрализации и распределения полномочий между президентом и парламентом) вопрос конституционной реформы был отложен на долгие восемь месяцев. О ней снова вспомнили лишь во время подписания в феврале 2015 года вторых Минских договоренностей, в соответствии с которыми украинская власть взяла обязательство провести конституционную реформу до конца 2015 года.
31 марта 2015 года Порошенко сформировал Конституционную комиссию (КК) как специальный вспомогательный орган при президенте Украины. Членами комиссии стали 72 человека, в том числе — 13 экспертов международных организаций. При этом в соответствующем указе не упоминаются принципы формирования этого органа и его полный количественный состав. До сих пор цели КК официально не зарегламентированы, поставленные задачи чрезвычайно размыты, отсутствует техническое задание для работы над ее положениями.
Члены комиссии не представляют украинское общество ни в географическом, ни в политическом смыслах. Большинство из них неизвестны широкой общественности, а некоторые публичные личности, в том числе три бывших президента, не являются лидерами общественного мнения.
Состав комиссии также не представляет весь политический спектр Украины, даже ту его часть, которая имеет представительство в парламенте. В работе нового органа примут участие 13 нынешних народных депутатов, из которых пятеро представляют "Блок Петра Порошенко", трое — "Самопомич", двое — "Народный фронт", двое — "Батькивщину" и один — "Оппозиционный блок".
Большинство в комиссии составляют юристы, ученые и представители юридических учебных заведений (позитивом является то, что два члена комиссии представляют университеты Мариуполя и Донецка). В то же время, в новом органе слишком мало выходцев из общественного сектора, которые могли бы взять на себя задачу информирования общества о наработках КК. Инклюзивность органа можно было бы усилить включением большего числа представителей Донбасса и Крыма, даже если речь идет о привлечении внутренне перемещенных лиц из этих регионов.
Показательно, что орган формировался специально под Владимира Гройсмана. Когда политик занимал должность вице-премьера, КК планировалось создавать при Кабмине. После того, как близкий соратник Петра Порошенко стал председателем Верховной Рады, комиссия была создана при президенте, а цель его председательства в этом органе — показать единство главы государства и парламента в вопросе конституционной реформы.
Первые два заседания КК состоялись 6 и 15 апреля 2015 года соответственно. Были созданы три рабочие группы, которые четко озвучили приоритеты президентской администрации в вопросе конституционной реформы.
Самую многочисленную группу — по вопросам децентрализации — возглавил Владимир Гройсман. Учитывая предыдущие наработки в этой теме, спикер парламента утверждает, что базовый проект по децентрализации будет представлен 13 мая 2015 года, а все изменения могут быть готовы к середине июля 2015-го.
Вторая группа будет заниматься вопросами судебной реформы. Ее возглавил представитель АП Алексей Филатов, курирующий президентские законодательные инициативы касательно судебной власти. В частности, именно он проталкивал принятие закона "Об обеспечении права на справедливый суд", многие положения которого, а также сам механизм принятия документа, были подвергнуты мощной экспертной критике.
Третья группа во главе с Владимиром Буткевичем, бывшим судьей Европейского суда по правам человека, будет заниматься направлением защиты прав человека в Основном законе.
Вызывает удивление то, что работа комиссии сосредоточится именно на этих трех направлениях, хотя еще с 1997 года международные эксперты настаивали на том, что практически каждый раздел украинской Конституции требует изменений. Подобный комплексный подход становится еще более актуальным, учитывая декларации Петра Порошенко о необходимости реализовать более 60 реформ в рамках "Стратегии 2020".
Нынешняя Конституционная комиссия — это уже пятый подобный орган, созданный в Украине за последние 15 лет. Деятельность предыдущих институтов не принесла результатов. Все они инициировались властью, создавались в период борьбы за расширение полномочий, их членами становились ученые и представители оппозиции, что должно было создать видимость привлечения всего общества, тогда как на самом деле работа органа полностью контролировалась со стороны президентской администрации.
Таким образом, членам нового органа следует сделать выводы из опыта предшественников и обеспечить реальную, а не формальную конституционную реформу, которую поддержит все общество. Это позволит перезагрузить всю систему государственной власти в Украине.