RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Прессинг власти и война: что мешает Украине получить новую Конституцию

Реформирование Основного закона зависит от внешних факторов

Реформирование Основного закона зависит от внешних факторов Простые украинцы мало интересуется вопросом поправок в Конституцию, несмотря на ее большое значение для страны Фото: Владислав Содель

Отечественные и зарубежные эксперты оценили ход подготовки поправок к Конституции и уровень общественного интереса к данному процессу. Выводы неутешительные: власти отказались от комплексного реформирования Основного закона, сроки поставлены сжатые, из-за чего проект изменений может выйти недоработанным. Кроме того, конституционная реформа проходит под влиянием войны на Донбассе. У боевиков свой взгляд на изменения, а простых украинцев эта реформа мало интересует.

В Международном центре перспективных исследований (МЦПИ) состоялся круглый стол под названием "Будут ли украинцы влиять на конституционную реформу. Роль гражданского общества в ее реализации". Председатель правления МЦПИ Василий Филипчук, открывая дискуссию, напомнил, что нынешняя попытка реформирования Конституции, принятой в 1996 году, проходит уже во второй раз. Как и в 2004 году, конституционный процесс происходит в режиме цейтнота и под жестким прессингом власти: "Сегодня повторяется та же самая ситуация, когда не хватает времени для того, чтобы сбалансировать Конституцию, которая по идее должна отображать консенсус в обществе. Невозможно даже провести широкое общественное обсуждение изменений".

Эксперт также подчеркнул, что реформа Основного закона на предмет децентрализации является обязательством Киева согласно Минским договоренностям. "До конца июня в Раде должны быть приняты поправки в Конституцию, касающиеся децентрализации. Далее пакет изменений изучит Конституционный суд, после чего он должен быть вынесен на осеннюю сессию и принят конституционным большинством", ожидает господин Филипчук, отмечая, что относительно сроков подачи поправок иного характера пока нет особой конкретики.

В свою очередь директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко посетовал, что работа над изменениями в Конституцию увязывается с другими реформами, из-за чего, по мнению эксперта, теряется концентрация на Основном законе. "Реформа Конституции должна быть целостным процессом, запущенным после серьезной дискуссии в обществе. Но логика политического класса состоит в том, чтобы проводить реформирование секторно, когда вносятся лишь фрагментарные изменения. У реформы судопроизводства есть свой конституционный компонент, без которого она не заработает, а у децентрализации, например — свой", отметил господин Сушко.

Продолжая тему децентрализации, он сказал о том, что на ход этой реформы накладывает отпечаток война на Донбассе. У боевиков — свой взгляд на статус регионов в Украине. Но их предложения неприемлемы для Киева. А если Украина представит проект без учета мнений ДНР/ЛНР, то рискует получить обвинение в попытке нарушить Минские договоренности. Возможность такого сценария, по мнению эксперта, вероятно, отстрочит представление поправок по децентрализации. Александр Сушко предлагает власти доносить свои аргументы западным партнерам, склоняя их на свою сторону: "У них не должно быть неверных ожиданий, что мы в скором времени нарисуем проект Конституции, которая устроит как саму Украину, так и Путина с его марионетками на Донбассе".

Политолог Виталий Бала также видит зависимость конституционного процесса в Украине от мнения извне. Он говорит, что украинская Конституция пребывает в статусе "заложника" последних политических процессов, затронувших Киев, а именно: подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом и противостояния на Донбассе при участии России. Эксперт подчеркнул важность самостоятельного изменения Киевом Основного закона страны. "Иначе это будет не наша Конституция", считает эксперт.

В ходе дискуссии также прозвучало мнение, что украинское общество в общем-то мало интересуется вопросом поправок в Конституцию, несмотря на ее большое значение для страны и имеющийся резонанс в СМИ. Как рассказал представитель фонда "Демократических инициатив" Алексей Сидорчук, многие украинцы не видят необходимости в скорейшем проведении конституционной реформы, считая, что в данный момент есть более важные проблемы для общества. Хотя вопрос децентрализации с учетом ее применения в ситуации Донбасса все-таки привлекает внимание. "Подавляющее большинство наших сограждан мало представляют, какие именно изменения в Конституцию сейчас готовятся. Это свидетельствует об отсутствии должной коммуникации власти и общества", говорит господин Сидорчук. В свою очередь представитель ассоциации законников Украины Александр Ильков считает, что если бы власть действительно хотела качественно переписать Конституцию, то пришлось бы идти наперекор общественному мнению. "В парламенте процветает популизм, и вряд ли он уберет из Основного закона норму о бесплатном лечении, хотя она уже расходится с действительностью", настаивает господин Ильков.

Между тем, директор программы конституционной реформы инициативы ООН Интерпис Мишель Брандт, приехавшая в Киев по приглашению МЦПИ, говорила о важности информирования граждан о ходе реформы Конституции. Это, по ее мнению, важная сторона процесса. "Если люди так или иначе не будут привлечены к процессу создания Конституции, они не будут чувствовать ее своей", резюмировала госпожа Брандт.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін