Свои действия в Мукачево представители "Правого сектора" назвали попыткой самостоятельно покончить с процветающей здесь контрабандой. О том, что власть пустила эту проблему на самотек, говорят высказывания местных чиновников и депутатов, обвиняющих друг друга в "крышевании" контрабандных потоков. Вместе с тем, по мнению экспертов, "Правый сектор" не имел права подменять собой государство и применять силу по собственному усмотрению. Это наносит репутационный вред нашей стране и может погрузить Украину в кровавый хаос.
Силовое народовластие
В результате перестрелки в Мукачево 11 июля погибли два бойца "Правого сектора" (ПС) и четверо были ранены. Еще один убитый и семеро раненых — местные жители и милиционеры. В ходе перестрелки были задействованы автоматы, пулеметы и, по сообщениям милиции, гранатометы, которые попали в Мукачево из зоны АТО.
Как сообщал "Апостроф", бойцы ПС прибыли на встречу с народным депутатом Михаилом Ланьо (группа "Воля народу") на джипах с чешскими номерами. Они потребовали вызвать Михаила Ланьо и после перепалки с охранником выстрелили ему в голову. Он некоторое время лежал на земле, затем его перенесли и погрузили в багажник одного из джипов. Позже оказалось, что мужчина жив, но находится в коме; его доставили в реанимацию. На место прибыла милиция, бойцы ПС бросили дымовую гранату и попытались скрыться в районе села Лавки, выстрелив из гранатометов по милицейским авто, использованным для блокирования дороги.
В Мукачево выехал лидер ПС Дмитрий Ярош для ведения переговоров с силовиками. На следующий день после стрельбы в городе было спокойно, все, что напоминало об инциденте — это перекрытая трасса международного значения "Киев — Чоп" и блокпосты с милиционерами. В понедельник по трассе разрешили передвигаться, но только пешком и на велосипедах. Жители села Лавки вынуждены были провести ночь в городе, — домой их не пустили по соображениям безопасности. На пресс-конференции выступил заместитель председателя СБУ Виталий Маликов, который предъявил ПС ультиматум — они либо сдадутся, либо будут уничтожены. В город прибыли и представители мониторинговой миссии ОБСЕ.
В понедельник на своей странице в соцсети Facebook пресс-секретарь президента Святослав Цеголко сообщил о том, что бойцы ПС якобы захватили в заложники 6-летнего мальчика. "Правый сектор" эти обвинения отверг. Поздно вечером в пресс-службе СБУ заявили о задержании двух вооруженных бойцов "Правого сектора", причастных к стрельбе в Мукачево. По сообщениям пресс-службы, эти задержанные не являются теми, кто получил ранения в ходе перестрелки. В селе Лавки под Мукачево скрывались десять представителей ПС. В городе же появилось много военной техники, а также были выставлены милицейские блокпосты.
По словам пресс-секретаря ПС Артема Скоропадского, среди требований, которые выдвигает организация, — отставка министра внутренних дел Арсена Авакова, отставка и арест руководства закарпатской милиции, снятие депутатской неприкосновенности с депутата Михаила Ланьо и его арест. На вопрос "Апострофа", как "Правый сектор" собирается реагировать на требование сложить оружие и сдаться, Скоропадский заявил: "Мы устали от требований. 20 лет в Закарпатье идет контрабанда и происходят преступления. Мы пришли наводить порядок". Представитель ПС добавил, что в зоне АТО и Львовской области ПС помогает бороться с контрабандой. "Никто про это ничего не говорит, а теперь нас представляют бандитами и террористами, которые пытаются отжать бизнес. У них там уже рейтинг: у кого-то — 15%, у кого — 3-4 %, а у нас — уже 9%, им невыгодна такая политическая сила, которая превалирует, у которой еще и свое оружие есть", — сказал Скоропадский. Он уверен, что контрабандный беспредел — достаточно весомый повод для применения оружия даже в далеком от зоны боевых действий месте. "Это (перестрелка в Мукачево) называется самообороной. Если власть бездействует, а бандиты озверевшие делают, что хотят… если в стране беспредел, хаос, в стране идет война, то что нам ждать, пока полностью развалят всю страну?" — сказал Скоропадский.
В "Правом секторе" не боятся, что их организацию признают организованной бандитской группировкой, и считают, что их требования должны быть выполнены. "Полтора года новая власть бездействовала, если бы там (на Закарпатье) провели нормальную люстрацию, там не было бы такого, что менты крышуют контрабандистов. Чтобы провести люстрацию, нужно, чтобы у президента была политическая воля. А у него ее нет. Про контрабанду на Закарпатье пишут 20 лет, это один из самых главных криминальных регионов. Нам тоже предлагали огромные деньги, чтобы мы туда не лезли. Но там наркотрафик, умирают люди от наркоты, а мы должны сидеть и мирно на это смотреть и, как нас призывали, светить фонариками на Майдане? Мы не будем больше светить фонариками. Мы — за национальное народовластие. Если власть не будет это делать, значит, мы на себя возьмем эту функцию и эту обязанность", — добавил Артем Скоропадский.
Крышуют все
"Закарпатская контрабандная республика" — так называют иногда Закарпатье за нескончаемый поток нелегальных товаров через границу. В первую очередь речь идет о поставках сигарет. Местная власть пустила ситуацию на самотек. Об этом говорят взаимные обвинения в "крышевании" контрабанды, звучавшие после перестрелки. Например, Михаил Ланьо заявил, что контрабанду сигарет якобы "крышуют" глава Закарпатской областной государственной администрации Василий Губаль, таможенники, Госпогранслужба и СБУ. О причастности СБУ также заговорил мэр Мукачево Золтан Лендьел. Народный депутат, заместитель лидера Радикальной партии Андрей Лозовой на своей странице в соцсети Facebook указал на "двух серьезных игроков на черном рынке контрабаса — (Виктора) Балогу (бывший глава Закарпатской обладминистрации и бывший глава МЧС) и Ланьо. Обое рябое".
В свою очередь, Виктор Балога обвинил в желании взять под контроль контрабандные потоки представителей "Правого сектора": "Если и идет борьба, то не с контрабандой, а между некоторыми представителями "Правого сектора" и депутатом Ланьо за право ее "крышевать", — отметил он на своей странице в соцсети Facebook.
О попытке перераспределить потоки контрабанды как о главной причине конфликта заявил в понедельник и президент Украины Петр Порошенко. "Мы должны распутать клубок старых проблем, требующих немедленного решения. Я о клановости, контрабанде, коррупции и тому подобном. Картина того, что сейчас там происходит, не черно-белая. Она просто исключительно черная", — сказал глава государства. Он потребовал провести "жесткое и принципиальное расследование касательно причастности к контрабандным потокам виновных, провести обыски и задержания" и пообещал, что от уголовной ответственности не спасут "ни депутатские мандаты, ни связи во власти": "Контрабандисты Закарпатья бросили вызов всей Украине. Я хочу заявить — мы этот вызов принимаем".
Президент также назвал действия ПС попыткой дестабилизировать ситуацию в глубоком тылу. "Это дискредитация настоящих патриотов Украины. Ни одна политическая сила не должна и не будет иметь никаких военных ячеек. Ни одна политическая сила не имеет права обзаводиться банальными уголовными группировками", — подчеркнул Петр Порошенко. Президент заявил, что МВД, СБУ и другие правоохранительные органы должны разоружить незаконные военные формирования.
Монополия на насилие
Военные эксперты и аналитики соглашаются с представителями "Правого сектора" только в одном — за последние полтора года ничего не было сделано для борьбы с коррупцией, а объемы контрабанды и в зоне АТО, и на мирных территориях приобрели невиданный размах. Однако все в один голос осуждают попытку решать вопросы в стиле лихих 1990-х.
По словам старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Анатолия Октисюка, инцидент в Мукачево — это крайне негативный сигнал из-за попытки оспорить монопольное право государства на применение силы. "Такого элемента как партия, имеющая вооруженные отряды, не может быть в правовой и демократической стране, — говорит эксперт. — На переходной период это вписывалось в картину, но теперь репутационных рисков для Украины намного больше. Когда внутренняя ситуация стабилизировалась, есть избранные президент и Верховная рада, наличие таких организаций, как ПС, ставит под сомнение возможность власти исполнять свои прямые обязанности. Это уже играет на руку России. Украина там опять показывается как страна, разваливающаяся на куски, где парализована и бездействует система власти". Анатолий Октисюк считает, что ПС по-прежнему можно было бы предложить легализацию в составе ВСУ или МВД, и это стало бы оптимальным вариантом для решения конфликта, а если такой вариант окажется неприемлемым, тогда военное подразделение следует разоружить, иначе история может повториться в любой другой области, где есть чей-то конфликт интересов.
Эксперт проводит параллели с 1930-ми годами в Западной Европе, когда у партий были военизированные подразделения. "Но теперь нормы демократического государства предполагают решение любых политических вопросов через избирательный процесс. Однако ПС не продемонстрировал широкой поддержки электората. И Дмитрий Ярош, как депутат, должен был бы говорить о проблемах, регистрировать законопроекты и работать в правовом поле. Надо было довести до ведома гражданского общества и информацию о контрабанде (на Закарпатье) и предложить какое-то решение этого вопроса, а не брать оружие. А теперь выходит, что каждый может взять оружие и отстаивать свои интересы", — отметил он.
Эксперт по программам внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник также отмечает, что у народного депутата Дмитрия Яроша за время его работы было множество мирных возможностей заявить о беспределе на Закарпатье, однако он в крестовом походе против коррупционеров замечен не был. Алексей Мельник считает, что президенту, в связи с событиями в Мукачево, стоило выступить с обращением к народу, поскольку эта трагедия может повлиять на дальнейшие события в стране. Если не будет жестких мер в отношении тех, кто устроил перестрелку в мирном городе среди бела дня, то это может стать прецедентом, и тогда, считает эксперт, Украине грозит хаос: "Вооруженные до зубов люди будут решать проблемы так, как посчитают нужным, пуская оружие в ход, а российская агрессия на востоке страны покажется цветочками по сравнению с угрозой гражданской войны на пока еще мирных территориях".