Следователи Главного следственного управления (ГСУ) МВД провели обыски в квартирах и служебных кабинетах директора департамента по вопросам люстрации при Министерстве юстиции Татьяны Козаченко, ее заместителя Дмитрия Дымова и еще четырех сотрудников ведомства. Кроме того, милиция обыскала квартиру бывшего заместителя начальника Главного управления Государственной фискальной службы (ГФС) в Киеве Анны Игнатенко, а также помещения столичного управления ГФС. Поводом для обыска стало уголовное производство, открытое по факту фальсификации документа о том, что Игнатенко не подпадает под действие закона о люстрации. По данным ГСУ МВД, Татьяна Козаченко проходит по этому делу как свидетель, но в Минюсте не понимают, зачем у нее проводились обыски, ведь это именно она сообщила о фальсификации документов.
Как сказано в сообщении МВД, следственные действия проводились в рамках уголовного производства, открытого по факту обращения министра юстиции Павла Петренко. Советник министра внутренних дел, народный депутат Антон Геращенко («Народный фронт») объяснил в парламентских кулуарах, что причиной для обысков стало подозрение в фальсификации письма из Министерства юстиции, свидетельствующего о том, что Игнатенко не подпадает под действие закона «Об очищении власти». Геращенко же утверждает, что бывшая чиновница как раз подлежит люстрации и Минюст подготовил именно документ такого содержания. «В данный момент милиция проводит следствие касательно того, кто и при каких обстоятельствах подделал письмо Минюста, что подпадает под статью 358 Уголовного кодекса “Подделка документов”»,‒ заявил Геращенко журналистам.
Секретарь общественного совета по вопросам люстрации при Минюсте Максим Маньковский, присутствовавший при обыске в квартире и служебном кабинете Козаченко, сообщил «Апострофу», что следователи при обыске ничего не изъяли, однако, по его информации, в квартире Дымова были изъяты CD-диски, а в помещении департамента ‒ жесткие диски компьютеров. При этом Маньковский выразил недоумение касательно того, что обыск проводился именно у Козаченко и у ее заместителя. «Странно, что именно их обыскивали, ведь это Козаченко заявила о подделке документов, которыми сейчас занялась милиция по просьбе Минюста»,‒ заявил изданию Маньковский.
Он высказал предположение, что внезапное появление следователей не связано с подделкой письма. «Дело в том, что обыски проводило ГСУ, начальник которого ‒ заместитель министра внутренних дел Виталий Сакал ‒ сам подпадает под люстрацию и должен быть уволен»,‒ сказал Максим Маньковский. По его мнению, обыски могут быть попыткой дискредитации самой идеи люстрации. Такого же мнения придерживается и один из источников «Апострофа» в «Блоке Петра Порошенко».
Член общественного совета по вопросам люстрации, журналист Денис Бигус говорит, что письмо, которое в МВД считают фальсифицированным, подписано первым заместителем министра юстиции Натальей Севостьяновой. Он также предполагает, что Виталий Сакал мог инициировать проведение обысков у Татьяны Козаченко, чтобы показать ее связь с фальсифицированным письмом. «Возможность у ГСУ была, и ею воспользовались. Человек, который имеет непосредственное отношение к следственным действиям, крайне заинтересован в дискредитации люстрации, которая его непосредственно касается»,‒ сказал изданию Бигус.
Отметим, что журналист Дмитрий Гнап, который также входит в общественный совет, сообщил в Facebook, что 23 апреля Окружной административный суд Киева будет рассматривать отстранение Виталия Сакала, а также другого заместителя министра внутренних дел Василия Паскала в связи с люстрацией, так как оба работали в руководстве МВД при министре Виталии Захарченко. По словам Гнапа, иски подготовлены Министерством юстиции.
Вместе с тем, как сообщил СМИ сам Виталий Сакал, Татьяна Козаченко проходит по данному делу как свидетель: «Провести обыски было поручено еще полтора месяца назад». Отвечая на вопрос, почему не были проведены обыски у заместителя министра юстиции Натальи Севостьяновой, от имени которой якобы было подано фиктивное письмо, начальник ГСУ МВД отметил: «Мы уже провели везде обыски. Изъяли документы и у Севостьяновой. Она нам просто выдала документы с ее подписями для проведения экспертизы добровольно».
Высокопоставленный источник «Апострофа» в руководстве МВД, лично знающий Виталия Сакала, говорит, что обыски у Татьяны Козаченко и ее подчиненных вряд ли проводились по инициативе заместителя министра. «Здесь идет политическая игра. Сакал прекрасно понимает, что такая инициатива сразу окажется в интернете, что, собственно, и произошло. Поэтому он не мог принять решение об обысках самостоятельно. Думаю, что было указание свыше. Не стоит забывать, что инициатива пошла от министра юстиции Петренко. С другой стороны, будет ли люстрирован Сакал, решает точно не Козаченко, а министр внутренних дел Арсен Аваков»,‒ сказал «Апострофу» источник.