RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

«Нужно просто почувствовать, что жизнь ‒ в тебе, и она сильнее, чем болезнь»

Художница Яна Седова (в центре) познакомила друзей и коллег со своими картинами Фото: Владислав Содель

Желание жить порой становится определяющей всех человеческих стремлений, особенно когда проходишь через сложный кризисный период, с которым сталкиваются многие и преодолеть который не всем хватает сил. Работы художницы Яны Седовой, чья первая персональная выставка-продажа картин открылась 7 ноября в Киеве, полны жизненной энергии и надежды. Они отличаются цветовым наполнением и уникальными техническими решениями. Историей о том, как художница прошла свою «цветную эволюцию», она поделилась с корреспондентом А’.

«Эта бабочка сейчас взлетит»

Переступая порог выставочного павильона, сразу погружаешься в мир сочных оттенков и ярких красок. Раскидистое, наполненное светом и цветом дерево, тянущееся вверх, приковывает внимание зрителя. Глядя на смешение красного, белого и зеленого, невольно улыбаешься и задумываешься о том, что жизнь все же прекрасна. Если не хватает именно таких эмоций, и вы устали от концептуальной сложности contemporary art, стоит окунуться в мир красок и лаконичных образов художницы Яны Седовой. За ходом «Цветной эволюции» (именно так называется выставка-продажа картин) можно проследить с 7 по 24 ноября в уютном арт-пространстве «Сахарный пакет», расположившемся на киевской Воздвиженке. В экспозиции представлены около 20 работ, выполненные акриловыми красками на холсте. С первых минут посетители погружаются в солнечную атмосферу яркой палитры красок и простых, но знаковых образов. Из них можно выделить два, которые и являются лейтмотивом выставки – имеющие четкую форму и наполненные цветом бабочки, и еще более красочные, тянущиеся к солнцу деревья. Но не все работы имеют силуэт – в экспозиции представлены и абстрактные полотна, в которых форма растворяется в игре цветов и тонов.

Сама художница считает свои картины «настроенческими». «Поймал эмоцию ‒ написал картину»,‒ говорит Яна Седова. Автор отмечает, что ее работы «не претендуют на глубокий смысл и концептуальность», а скорее, предназначены для украшения интерьера. «Кто-то медитирует, глядя на них по утрам. Говорят, просыпаться и видеть их перед собой – это значит настроиться на что-то светлое и жизнерадостное»,‒ говорит художница.

О том, что ее картины буквально излучают позитив, свидетельствовали улыбки гостей выставки, которые с удовольствием рассматривали и фотографировали работы, угощались легкими закусками. Приятная камерная атмосфера способствовала общению. Многие пришли с детьми, не скрывавшими неподдельного интереса к наполненным цветом образам.

‒ Мне кажется, что эта бабочка сейчас взлетит! Отойди подальше, чтобы ей не мешать,‒ обратился к маме один из юных зрителей.

Наступил момент

Сама художница говорит, что стала чувствовать цвет не так давно. В школьные годы ее художественный опыт преимущественно сводился к срисовыванию карандашом эскизов работ признанных мастеров. Писать картины Яна Седова начала в сложный, кризисный период своей жизни. Она перенесла тяжелую болезнь. «Я ‒ журналист и очень люблю свою профессию, это мое ремесло. Но для каких-то душевных вещей у нас, журналистов, часто не хватает времени. Творчество отошло на второй план, я забросила рисунок и к нему не возвращалась. Но, я думаю, то, что случилось – это где-то результат не только самой критической ситуации, но и глубокого творческого момента на уровне подсознания. Он просто не находил выхода»,‒ рассказывает автор. Первые образы пришли после сложного и агрессивного курса терапии, в стремлении настроить себя на позитивный лад. «Я поняла, что необходимо постараться переключиться,‒ делится опытом Яна.‒ Наступил момент, когда появились образы, возникла бабочка. Это символ хрупкости и мимолетности, символ перерождения и жизни». Художница также отметила, что эта ассоциация возникла не только у нее. Рассказывая о своем опыте общения с детьми со схожим заболеванием, она обнаружила, что для них мотылек также символизирует жизнь. Другой образ, которым наполнены работы Яны,– дерево. «Это нечто фундаментальное, у него есть корни, дерево растет…»,‒ делится художница. «В болезненном депрессивном состоянии ищешь легкости. Так вот легкость – это бабочка, а дерево – символ жизни. Я спросила у первой покупательницы моих работ о том, что они ей дают? Она ответила, что картины приносят надежду и желание жить. Это лучший отзыв, которого только можно пожелать»,‒ говорит Яна.

Фото: Владислав Содель
1 / 1
Фото: Владислав Содель
1 / 1
Фото: Владислав Содель
1 / 1
Фото: Владислав Содель
1 / 1
Фото: Владислав Содель
1 / 1

Клеточный уровень

Примечательно, что большинство работ Яны выполнены в авторской технике. Если смотреть на них издалека, кажется, что картины написаны цельными мазками, но подойдя ближе, можно рассмотреть, что изображение состоит из разноцветных акриловых точек. Художница рассказывает, что она сама придумала свой стиль и такое техническое решение. «Я услышала такой комментарий от одного из первых зрителей моих работ: “Это клетка. Клеточный уровень”. Для того, чтобы победить болезнь, врачи советуют находить какие-то визуальные решения, которые помогут установить контакт со своим организмом. У меня долго не получалось, но вдруг я представила, что какая-то яркая, искрящаяся субстанция очищает меня. А свой организм я представляла как какой-то часовой механизм, покрытый ржавчиной. Я увидела, как он очищается, я увидела блеск и чистоту».

Удивляет, что в работах художницы нет депрессивных нот, намека на борьбу, внутреннюю боль.

‒ Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в подобной ситуации?

‒ Здесь нет универсальных рецептов. Отношения с болезнью – отношения один на один, но когда у тебя есть поддержка, когда ты видишь рядом с собой людей, готовых разделить эту ношу, появляются силы. Дай бог, чтобы у каждого такая поддержка была. Я не люблю слово «борьба», хотя считаю себя сильным человеком. Как только я перестала бороться, как только я приняла и постаралась проанализировать, пронаблюдать за собой со стороны, я увидела то светлое, за которым нужно идти. Тогда отступает страх, а темнота просто растворяется. Нужно просто почувствовать, что жизнь ‒ в тебе, и она сильнее, чем болезнь.