RU  UA  EN

Вівторок, 5 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Світ

Аппетиты России: грозит ли Беларуси «украинский сценарий»

Российские СМИ публикуют материалы о насильственном присоединении к Беларуси трех областей

Российские СМИ публикуют материалы о насильственном присоединении к Беларуси трех областей Владимир Путин может иметь виды и на Беларусь Фото: УНИАН

Бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный заявил, что внутри Беларуси начались дезинтеграционные процессы, инспирированные российской стороной. В российских СМИ эти процессы проявляются в виде публикаций, где утверждается, что большевики в 1920-х годах в состав Белорусской ССР силком загнали Витебскую, Могилевскую и Гомельскую области, ранее принадлежавшие РСФСР. Господин Бессмертный считает, что наступил момент, когда Россия с помощью Беларуси может попытаться «торпедировать балтийские страны». Белорусские эксперты, впрочем, видят угрозу лишь в отдаленной перспективе.

Планы по дестабилизации Беларуси

В марте на сайте известного российского националиста Егора Просвирнина появилась статья «Как укрупняли советскую Белоруссию».«Все знают, что в 1954 году Крым незаконно передали из состава РСФСР в состав Украинской ССР, многие слышали, что в 1918 году к Советской Украине присоединили территорию Донецко-Криворожской Советской Республики, однако мало кому известно, что в 1920-х годах в состав Белорусской ССР силком загнали Витебщину, Могилёвщину и Гомельщину, ранее принадлежавшие РСФСР. Как и в случае с Крымом и Донбассом, мнение жителей западнорусских губерний совершенно не интересовало большевистское руководство: Витебск, Могилёв и Гомель были переданы Советской Белоруссии, аки мешок картошки»,– среди прочего, говорилось в статье.

Подобная публикация в российских СМИ – далеко не единственная. По мнению белорусских наблюдателей, факт их появления является частью скоординированной информационной кампании. Тем более что вот уже в течение года на многочисленных российских интернет-ресурсах и даже на телевидении говорится о том, что якобы в Беларуси поднимает голову национализм, а власть чуть ли не братается с «белорусскими бандеровцами». Последним формальным поводом для таких утверждений стало разрешение горисполкома Минска на проведение 25 марта акции «Дзень Волi» – традиционного празднования белорусской оппозицией очередной годовщины объявления в 1918 году независимости Белорусской Народной Республики.

Бывший посол Украины в Беларуси Роман Бессмертный уверен, что речь идет о глобальной стратегии Кремля, в которой Украина и Беларусь – не цель, а механизмы.«Это не игра против Лукашенко, как и не игра на Донбассе против Украины. Это большая геополитическая игра, в которой и Украина, и Беларусь, и Лукашенко являются объектами, а не субъектами процесса»,– заявил господин Бессмертный в интервью белорусской службе Радио Свобода. На вопрос, зачем Кремлю дестабилизация ситуации в Беларуси, дипломат ответил:«Для усиления своего влияния. Что нужно на сегодняшний день Владимиру Путину? Усиление давления, чтобы развязать себе руки для воздействия на балтийские страны».

«Лукашенко есть, что терять»

В самой Беларуси аналитики не скрывают, что политика России представляет угрозу для их государства, хотя и не вполне разделяют точку зрения господина Бессмертного.Так, лидер движения солидарности «Разам» Вячеслав Сивчик в беседе с корреспондентом «Апострофа» называет сценарий господина Бессмертного «абсолютно реальным»: «Нас ждут тяжелые времена. И эта ситуация давно готовилась. Напомню, что и приход к власти Лукашенко был связан с реваншистскими планами Кремля в отношении Беларуси. Через создание так называемого "Союзного государства" еще во времена Ельцина Москва заложила механизмы контроля над Беларусью. Во времена Путина через евразийские интеграционные проекты этот контроль усилился. После оккупации Крыма и части Донбасса, естественно, Кремль задался целью возродить империю. Методика отработана в Украине и будет применяться не только в Беларуси».

С этой мыслью отчасти согласен и публицист Вадим Казначеев: «Вполне возможно, что это действительно "пробный шар", пущенный для зондирования реакции – общественного мнения в целом и отдельных групп населения: чиновников, силовиков и политиков».

Впрочем «торпедирование балтийских стран» господин Казначеев считает маловероятным: «Российский правящий клан, при всех специфических особенностях, составляют отнюдь не самоубийцы. Прямого столкновения с НАТО избегал даже Советский Союз, у которого была и военная организация, и военная мощь, несопоставимая с российской. Беларусь – не три области конечно, а вся полностью – может являться целью, но в отдаленной перспективе. Если такой план и существует, то, скорее всего, на случай какого-либо переломного момента, примерно как с Крымом и востоком Украины, которого в Беларуси в ближайшее время не предвидится».

А политолог Александр Федута считает, что «господин Бессмертный несколько преувеличил масштаб опасности, грозящей Александру Лукашенко». «Александр Григорьевич давно занимает свой пост и обладает достаточно развитой интуицией, чтобы почувствовать, когда ему на самом деле что-то угрожает. Он сделал определенные превентивные шаги; в частности, поменял практически все руководство силовых структур. Кроме того, его дипломаты смогли убедить западных доноров белорусской оппозиции, что дестабилизация в Беларуси не соответствует их интересам. Поэтому вряд ли найдется политическая сила, способная помешать Лукашенко переизбраться. А прямой военной интервенции России в Беларусь, как мне кажется, не будет»,– заявил «Апострофу» человек, лично знакомый с главой Беларуси.

Политолог Алесь Логвинец называет сценарий Романа Бессмертного «возможным, но маловероятным»: «Безусловно, подобные угрозы могут возникнуть. Мы все свидетели процесса дальнейшей милитаризации России. На первом плане "сборная" партии войны, которая от захвата и агрессии испытывает большое удовлетворение. Да, Беларусь во многом беззащитна от такого сценария, а пропаганда Кремля имеет здесь довольно-таки большой эффект, но Лукашенко есть что терять, если война перенесется на территорию Беларуси. Также не думаю, чтобы здесь нашлось большое количество местных реализаторов кремлевских планов. А Путин споткнулся в Украине. Скорее всего, он не решится на агрессию против Беларуси, не достигнув своих целей в Украине».

В свою очередь политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский считает, что белорусские власти, несмотря на пророссийскую риторику, никогда не позволяли пророссийским организациям вырасти в действительно самостоятельную силу.«Было буквально несколько попыток использовать российскую карту в белорусской политике, но они всегда жестко пресекались. Монополистом в отношениях с Россией выступает президент Александр Лукашенко. Все информационное пространство Беларуси, включая доступ в интернет, находится под контролем белорусских властей. Российские телеканалы ретранслируются только в качестве совместных проектов с белорусскими государственными телеканалами, что дает возможность блокировать распространение нежелательного контента»,– сказал «Апострофу» аналитик.

Впрочем, по мнению господина Быковского, это не означает, что суверенитет Беларуси полностью защищен: «Угрозу я вижу в том, что белорусские идеологи воспитаны в духе советской культурной традиции, продолжением которой является так называемый "русский мир". Без настоящей опоры на собственные ценности они продолжают себя мыслить провинцией российской империи».

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: СвітЕкс-СРСР Тема: СНГ

Читайте також

Біля ніг Путіна: чому Тбілісі відвертається від Заходу

Через ухвалення закону Грузія ризикує залишитись у цілковитій міжнародній ізоляції

Російська гра престолів: що задумав Путін, змістивши Патрушева та Шойгу

Путін явно хоче, щоб Росія остаточно перейшла на військові рейки

Росія заробляє мільярди на нафті: як перекрити цей "кран"

Захід має посилити санкції проти Росії, щоб позбавити її більшої частини чорних доходів