Беглый экс-президент Украины Виктор Янукович дал интервью программе ВВС-Newsnight, в котором он рассказал о расстрелах на Майдане, открестился от "Межигорья" и зоопарка, находящегося там, а также повторил ряд тезисов российской пропаганды о "народе Крыма" и "геноциде" на Донбассе.
Предлагаем главные тезисы первого интервью западным СМИ после бегства из Украины, высказанные бывшим украинским лидером в эфире ВВС.
О Майдане: "Я был противником, категорическим противником кровопролития. Я считал, что никакая власть не стоит капли крови людей. Поэтому я был против того, чтобы пролилась кровь в Украине. И я сделал всё, чтобы в Украине не было войны... Сегодня, когда прошло столько времени – уже полтора года – сегодня украинцы поняли, что в этих расстрелах не заинтересована была власть и президент, а заинтересованы были те… радикалы, те, я бы сказал, преступники, которые решили таким путем захватить власть".
"Я обратился сейчас в Генеральную прокуратуру с просьбой, чтобы эти материалы расследования публично могли показывать обществу, потому что общество не знает, что расследование фактически никакое не ведется. Прошло полтора года. Наоборот, уничтожаются все следы тех преступлений, которые совершены на Майдане (какие именно, Янукович не уточнил, - ред.)".
"Я никаких приказов не давал. Это не мои полномочия, во-первых. Во-вторых, я публично говорил, что я против применения силы, тем более - стрельбы. Я против кровопролития, я об этом постоянно говорил. Но работники правоохранительных органов выполняли свои обязанности согласно законов существующих, поэтому они имели право на применение оружия в тех случаях, когда это предусмотрено законом. И в каких случаях они его применяли, а в каких не применяли – у меня этих фактов нет".
О Крыме: "Люди, главное, крымский народ, 90% населения Крыма проголосовало за выход из Украины (Янукович повторяет тезис российской пропаганды о результатах псевдореферендума марта 2014 года, - ред.). Я считаю, что это очень плохо. Но это следствие того, что сделал Майдан. Это следствие того радикального националистического движения, которое напугало население Крыма, которое традиционно было пророссийским".
"То, что произошло там, было очень плохо. И мы должны сегодня найти выход из этой ситуации... Сейчас идет война. Они (имеется в виду украинская власть, - ред.) говорят о том, чтобы вернуть Крым обратно. Как? Войной? Нужна ли нам еще одна война?"
О Донбассе: "Вообще, я считаю, что всё, что сейчас происходит на Донбассе, это геноцид. Геноцид населения Донбасса".
"Если Киев хочет, чтобы Донбасс остался в Украине, - а я за это; я за то, чтобы Донбасс остался в Украине, - то нужно садиться за стол переговоров, сделать все, что угодно, достичь компромисса, договориться и начать выполнять Минские соглашения. Заслуга России – в том, что состоялись Минские соглашения".
Янукович также призвал США и ЕС "заставить" Киев вести прямые переговоры с лидерами сторонников боевиков ДНР и ЛНР. "Сегодня Европа, Соединенные Штаты Америки, которые напрямую влияют на Киев, должны заставить Киев сесть за стол переговоров с представителями Донбасса и выполнить Минские соглашения".
О "Межигорье": "Есть дом на территории этой резиденции, 630 квадратных метров, который принадлежит Януковичу, который я купил за собственные деньги, которые задекларировал – они у меня задекларированные, - я купил, официально заплатил в бюджет... все остальное, что было на этой территории, оно не принадлежит мне лично и никогда не принадлежало".
О зоопарке и страусах в "Межигорье": "Этот зоопарк, он находится вообще в стороне. Я если там бывал, то я бывал там два раза в год, условно говоря, когда у меня было время. У меня особенно времени не было там бывать. Я работал. Хотя я люблю животных, и когда у меня было время и была возможность, я туда ходил".
По словам экс-главы украинского государства, он просто "поддерживал этих страусов", которые "просто жили там".
Об угрозе своей жизни: Бывший президент Украины отметил, что сейчас большую часть времени проводит в Ростове-на-Дону, но вынужден передвигаться по России. Из-за угрозы жизни его постоянно сопровождает охрана. "...по-прежнему опасность или угроза моей жизни является актуальной, поэтому меры безопасности принимаются всевозможные, и я вынужден жить в таких условиях".
Он добавил, что еще надеется вернуться на родину.