Российский историк Даниил Коцюбинский провел параллель между Россией в 1916 и 2016 годах.
В интервью "Радио Свобода" он отметил, что Россия развалилась в результате революции из-за того, что народ не хотел воевать, но при этом также не хотел признаться себе в этом нежелании воевать.
"Поэтому был придуман миф о том, что мы так плохо воюем не потому, что мы не умеем воевать и не очень хотим воевать, а потому что немецкие шпионы, в лице Распутина, царицы Александры Федоровны, дескать, "по прямому телефонному проводу" сообщают наши военные секреты противнику. И из-за этого возникли все наши проблемы. Поэтому вот надо уничтожить вот этого "внутреннего немца", и тогда все будет замечательно. Уничтожили "внутреннего немца", убили Распутина, свергли монархию, но воевать от этого лучше не стали, и после этого как раз фронт и посыпался. На самом деле, конечно же, это стремление перенести ответственность с себя на какого-то внешнего демона, внешнего врага, и тогда проявлялось, и сегодня эта идея вновь актуальна. И каждый раз она играет с российским обществом злую шутку. Потому что разрешение проблемы лежит не в той плоскости, которую хочет видеть российский социум", — сказал Коцюбинский.
Историк отметил, что народ каждый раз хочет найти выход в принесении в жертву некоего козла отпущения.
"Но козел отпущения, как показывает историческая практика, оказывается ложным способом решения проблем, с которыми мы сталкиваемся, к сожалению, на протяжении многих веков нашего исторического развития", — сказал он.
По мнению Коцюбинского, сегодня невозможно, чтобы на протяжении нескольких лет общество обсуждало один и тот же информационный сюжет.
"Они сменяют друг друга в калейдоскопе. Поэтому сегодня, если политический кризис откуда-то придет, то он случится по другим механизмам. Он будет гораздо более внезапным, гораздо более спонтанным, чем это происходило 100 лет назад", — отметил он.
Как сообщал "Апостроф", известный российский блогер Рустем Адагамов сравнил персонажей карикатуры времен гражданской войны в России с нынешней российской политической и общественной элитой.