RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бізнес

​"Насосы" АП, "колеса" СНБО и кое-что от Кабмина: как чиновники наловчились "включать дурочку"

Комедия абсурда в четырех актах по мотивам пьесы Жванецкого и Райкина

Комедия абсурда в четырех актах по мотивам пьесы Жванецкого и Райкина Фото: УНІАН

Еще в прошлом веке Михаил Жванецкий написал гениальную пьесу о бюрократах под названием "Дурочка", которую затем непревзойденно воплотил в образах Аркадий Райкин. Прошли десятилетия, но его миниатюра "Насосы и Колеса" по этой пьесе и сейчас, словно зеркало, отражает происходящее в государственных кабинетах и коридорах.

В двух словах о сюжете пьесы. Группа чиновников из Белебердинска, чтобы не вылететь с работы по причине невозможности поставить заказчику насосы (их просто не существует в природе), решает "включить дурочку" и в ответ на запрос - послать телеграмму о… колесах. Дальнейший обмен телеграммами доводит заказчика почти до нервного срыва, ведь ответы Белибердинска становятся все более абсурдными: помимо "колес" там появляются все новые пассажи, никакого отношения к насосам не имеющие. Заканчивается пьеса символично: устав от "колес" и осознав невозможность получить свои насосы, заказчики сами решают использовать белибердинский метод и на требование главка прислать отчет о работе насосов отвечают: "Куры сдохли, высылайте телескоп".

В очередной раз сталкиваясь с цинизмом отечественной бюрократии, её умением перекладывать ответственность, плодить отговорки, уловки - поражаешься: насколько же это ее свойство "включать дурочку" и превращать "насосы" в "колеса" неистребимо.

Например, события, происходящие вокруг лотерейной компании "М.С.Л." похожи настолько, что будь Аркадий Исаакович жив, он мог бы использовать их в качестве готового сценария. И сходу, без репетиций, снимать продолжение "Насосов и Колес". Ведущий лотерейный оператор Украины вот уже больше двух лет не может добиться ответа на элементарный вопрос: кто и по какой причине решил внести компанию в санкционные списки. В ответ на десятки писем, обращений, запросов во все возможные инстанции "М.С.Л." получает лишь откровенные отписки в стиле "колес из Белибердинска".

Для лучшего понимания, о чем идет речь, попробуем передать атмосферу этой реальной трагикомедии или, скорее, настоящего фарса, берущего начало еще с позапрошлого года.

Первый акт, к членам СНБО приходит неизвестный

Представим себе, что летом 2015 года в СНБО, где как раз решают, кого наказать внесением в списки антироссийских санкций, а кого "помиловать", приходит некто, назовем его условно "доброжелателем". Впрочем, прийти он мог не прямо в СНБО, а к кому-то из его членов, влияющих на принятие решений, не суть. И вот этот "доброжелатель" просит, чтобы СНБО объявил компанию "М.С.Л." "пособником агрессора" – мол, "корни у нее российские", и ввел против нее санкции. А уж он, "доброжелатель", в долгу не останется.

Здесь нужно сделать лирическое отступление. Дело в том, что "М.С.Л." в самый тяжелый для страны 2014 год была признана лидером по перечислению военного сбора (который, как известно, и собирают для того, чтобы финансировать борьбу с террористами на востоке). Кроме того, ни о каких "российских корнях" в случае "М.С.Л." речь даже близко не идет, о чем свидетельствуют раскрытая компанией структура собственности. Но есть одно "но": "М.С.Л." категорически не хочет принимать участие в коррупционных схемах, подразумевающих "крышу" со стороны определенных чиновников из силовых и контролирующих ведомств. Владельцы и руководители компании почему-то считают, что страна движется в Европу, где такие вещи ой как не приветствуются, и старается соответствовать правилам цивилизованного ведения бизнеса.

Личность "доброжелателя", предложившего СНБО столь абсурдную инициативу, не является такой уж загадкой, поскольку во времена разгула коррупции многие норовят урвать свой куш да побольше. Поэтому стоит лишь задать себе вопрос: "кому это выгодно, кто выигрывает от создания проблем для "М.С.Л.", и все сразу становится понятным.

Так вот, выслушав "доброжелателя", в СНБО задают ему вполне резонный вопрос:

- А как собственно, мы сможем объяснить обществу, да и самой "М.С.Л.", что записали ее в террористы, ведь оснований к этому и близко нет? И что делать, если на нас за это подадут в суд?

Но наш "доброжелатель" – человек подкованный. Перед тем, как идти с таким рацпредложением в СНБО он готовился, учил матчасть и, наверное, не раз внимательно просмотрел "Насосы и Колеса" Райкина. Поэтому его ответ готов моментально:

- А что тут объяснять - в этом случае просто сделайте то, что умеете лучше всего - "включите дурочку!".

И судя по дальнейшим событиям – этот план СНБО чудесно устроил!

Второй акт, "М.С.Л." сразу не верит, что власть "подсела на колеса"

День 2 сентября 2015 года, когда в компании узнали о непонятном решении о введении против нее санкций, стал как гром с ясного неба.

Можно даже предположить, что сперва в "М.С.Л." посчитали это решение ошибкой, ведь она лидер по перечислению военного сбора, плательщик миллионных налогов и работодатель для тысяч украинцев, а еще и благотворитель. Поэтому, компания вежливо обратились в СНБО и АП (напомним, решения СНБО вводятся в действия указами президента) с просьбой разъяснить: кто был инициатором этой инициативы и какие такие мифические причины стали основанием для включения ее в списки.

Понятно, что никаких объяснений о причинах в "М.С.Л." от АП и СНБО не дождались, видимо, избегать конкретики было осознанным маневром, "дабы чего не вышло". А что касается инициатора – ну не можем же мы на полоном серьезе предположить, чтобы там ответили: "да вот, приходил "доброжелатель" и попросил "М.С.Л." сделать пособниками агрессора"? Поэтому в СНБО и АП выбрали единственное возможное для них в этой ситуации решение. Помните, как у Жванецкого и Райкина?

- Давайте честно напишем и откажемся.

- "Честно?!" За такой ответ нас сегодня же разгонят и никуда больше не возьмут.

- Давайте молчать.

- Тогда нас завтра разгонят и никуда больше не возьмут. Нам нужно выиграть время.

- Что же делать?

- Отвечать, писать, тянуть резину. А за это время или завод реорганизуют, или насосы отменят, или министерство ликвидируют. У пишущих есть выражение: "Запустить "дурочку".

Вот такую же "дурочку" решили запустили сразу два ответственных института власти. И в ответ на обоснованную законом просьбу компании "М.С.Л." предоставить информацию (по Райкину – "где наши насосы?"), ответили: "а мы тут не причем, обращайтесь в Кабмин, СБУ, Нацбанк и вообще, куда хотите" (по Райкину – "ваши колеса уехали").

Вслед за АП и СНБО "колесную эстафету" подхватили и другие ведомства – Кабмин ("мы тут не причем, о материалах по "М.С.Л." ни сном, ни духом, обращайтесь в министерства, Нацбанк и силовые структуры"). А министерства отвечали, примерно, - "мы вообще не в курсе". Эта эпопея длится без малого полтора года, к ней подключились суды, но пока хоть сколь ни будь вразумительного ответа "М.С.Л." добиться не удалось.

Очередная попытка пролить свет предпринималась совсем недавно – в декабре прошлого года, но ответ, как и прежде – канцелярская отписка "я – не я, и хата – не моя".

1 / 1
1 / 1
33.jpg
1 / 1

Здесь необходимо еще одно лирическое отступление, объясняющее, как, начав эту схему по "запуску дурочки", клерки из Администрации президента и Совета нацбезопасности и обороны фактически грубо подставили собственных патронов.

Бюрократию часто ругают за нерасторопность, но, с другой стороны, она обладает свойством регламентировать свою деятельность. Это нам с вами позволено делать все, что не запрещено. Чиновник же напротив, может делать исключительно то, что ему предписано. То есть любой нормативный акт, который выдается любым ведомством, предполагает обоснование в виде ссылки на соответствующий закон, подзаконный акт, инструкцию, или на информацию других ведомств и так далее.

Теперь рассмотрим ситуацию, допустим, с чиновником аппарата СНБО, который готовит официальный документ (в нашем случае – решение Совета о санкционном списке). К столь важному документу, прежде чем передать его на подпись секретарю СНБО, обязательно должны были готовиться внутриведомственные сопроводительные документы, объясняющие логику решения по каждому из фигурантов списка. Их не обязательно мог готовить аппарат СНБО – это могло быть и другое ведомство. Но то, что они в распоряжении СНБО должны были быть – непреложный факт. Без таких документов эти списки не должны были подписывать, иначе этот шаг продемонстрировал бы абсолютную некомпетентность ведомства.

Все вышеизложенное полностью подтверждает письмо Министерства юстиции, где четко указано: все подобные материалы должны быть в распоряжении аппарата СНБО:

Именно такую информацию, которая априори должна находиться в распоряжении СНБО, и попросила предоставить "М.С.Л.". Отметим, что компания имеет на это полное право, которое четко прописано в законе "О доступе к публичной информации".

Стаття 10. Доступ до інформації про особу

1. Кожна особа має право:

1) знати у період збирання інформації, але до початку її використання, які відомості про неї та з якою метою збираються, як, ким і з якою метою вони використовуються, передаються чи поширюються, крім випадків, встановлених законом;

2) доступу до інформації про неї, яка збирається та зберігається;

3) вимагати виправлення неточної, неповної, застарілої інформації про себе, знищення інформації про себе, збирання, використання чи зберігання якої здійснюється з порушенням вимог закону;

В данном случае отказ СНБО предоставить эти данные и перевод стрелок на Кабмин может обозначать, что все делается намеренно с понятной целью, чтобы тот сделал так же. Скорее всего, этой информации физически не существовало (иначе ее бы без проблем нашли в сопроводительных документах), а включение "М.С.Л." - просто "подмахнули не глядя", демонстрируя собственный непрофессионализм. Кроме того, это лишний раз подтверждает то, что здесь не обошлось без вмешательства неизвестного "доброжелателя". Самое печальное, что аналогичная ситуация, похоже, произошла и в случае с Администрацией президента.

Третий акт, судебный

В третьем акте нашей истории помимо ведомств, "включивших дурочку", появляется новый герой – "самый компетентный в мире украинский суд".

Компания "М.С.Л.", которая превыше всего ставит свою репутацию, чтобы ее защитить использовала все возможные законные рычаги, в том числе обращение в судебные инстанции.

К сожалению, "колесная пандемия" коснулась и украинской фемиды. Почти за год тяжб было целых 8 судебных заседаний по искам "М.С.Л.", в ходе которых суд так и не удосужился хоть бы раз рассмотреть дело по сути. Следует отметить, что ответчиком в суде выступает президент Украины, как лицо, подписавшее указ о санкциях, а также в качестве третьих сторон СНБО (включившее компанию в списки) и Служба безопасности Украины.

Последняя появилась в качестве третьего лица потому, что после многочисленных обменов посланиями и начала судебных тяжб, "наверху" (читай – в СНБО и АП) решили избавиться от надоедливой "М.С.Л." с помощью… засекречивания информации о ней же самой. Можем себе предположить очередной гениальный диалог, который состоялся внутри этих ведомств:

- А давайте, вместо "колес" им в этот раз придумаем что-то новое?

- "Куры сдохли, высылайте телескоп", как у Райкина?

- Отличная идея! Давайте ответим, что информацию, ставшую основания для введения против них санкций готовила СБУ, но попросим, чтобы те сказали, что эта информация секретная. Тогда еще месяц-другой "дурочку" протянем.

О ходе событий читатель может догадаться. СБУ в суде заявляет, что данные, согласно которым "М.С.Л." сочли "врагом народа" и "пособником террористов" – это страшная тайна, доступная не всем. Тут же подключаются представители АП и СНБО, которые начинают жаловаться, что у них нет "секретного" допуска. СБУ предлагает сделать рассмотрение дела закрытым. Весь этот цирк, понятно, длится не один день и даже не один месяц. В конце концов суд (все- таки, не все там "на колесах") принимает решение сделать заседания закрытыми, но только в части рассмотрения секретных документов и обязывает СБУ предоставить секретные документы. Представители СБУ дважды "забывают", принести секретные документы на заседания, а затем и вовсе перестают на них ходить. Еще бы, ведь предъявить суду им просто нечего.

Закончить этот акт хочется на обнадеживающей ноте: в СБУ, похоже, решили, что пора прекращать ломать комедию и в очередном ответе "М.С.Л." прямо заявили, что не видят основания для введения против нее санкций.

Четвертый акт, обнадеживающий

В письме СБУ от 8 сентября 2016 года в адрес "М.С.Л.", дословно сказано: "…нами направлено соответствующее письмо в адрес СНБО с предложением рассмотреть вопрос об отмене вышеуказанной санкции".

К сожалению, это не ставит окончательную точку в нашей "комедии абсурда", ведь, как известно, спустя месяц после этого письма СНБО приняло решение о продлении санкций, "забыв" исключить из списков "М.С.Л."

В то же время и ряд других ведомств указали на отсутствие претензий к лотерейному оператору. Это, в частности, подтверждает ответ МВД на запрос нашего издания, где прямо сказано, что ведомство не инициировало включение компаний "М.С.Л." и "Патриот" (которую также по непонятным причинном объявили "пособником агрессора") в санкционные списки. Об отсутствии претензий к "М.С.Л." также идет речь и в письме МИД в ответ на запрос одного из народных депутатов.

1 / 1
1 / 1

А если учесть ответы АП, СНБО и Кабмина, которые, по их собственному утверждению, не инициировали внесение "М.С.Л." в списке (иначе должны были бы предоставить эту информацию в ответ на запросы компании) – это может стать железным аргументом для компании при рассмотрении в суде вопроса о снятии с нее санкций. По нашим данным, такое заседание должно состояться уже в ближайшее время.

Но перспективу победы здравого смысла или продолжения изобретения "новых колес", скорее всего, не стоит рассматривать только с позиции борца с бюрократией. Создавать прецедент, идя наперекор политической конъюнктуре, чиновники при должности навряд ли смогут, а поэтому будут сопротивляться. Но как говорил Шота Руставели: "Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет".

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: Бізнес

Читайте також