RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Бізнес

Фирташ включается в борьбу за Одесский припортовый завод

Group DF примет участие в конкурсе по приватизации предприятия

Group DF примет участие в конкурсе по приватизации предприятия DF Group примет участие в конкурсе по приватизации Одесского припортового завода Фото: УНИАН

Компания Дмитрия Фирташа GroupDF присоединилась к списку потенциальных участников конкурса по приватизации Одесского припортового завода (ОПЗ). Это не станет большой неожиданностью ни для основных игроков рынка, ни для экспертов, потому что компания давно заявляла о своей заинтересованности в покупке ОПЗ, а 15 февраля лишь в очередной раз ее подтвердила. При этом у Group DF есть серьезный аргумент для победы в конкурсе — предприятие задолжало ей серьезные деньги. Юристы отмечают, что, согласно украинскому законодательству, кредитор имеет право блокировать процедуры приватизации государственных предприятий до погашения задолженности. Тем временем, ОПЗ может остановиться из-за дороговизны основного сырья — природного газа. Поэтому после покупки ОПЗ новому владельцу, будет ли это Фирташ, или зарубежная компания, придется решать вопрос, где найти дешевый газ.

ОАО "Одесский припортовый завод" (г. Южный) — одно из крупнейших предприятий химической отрасли Украины. В понедельник, 15 февраля, стало известно, что к будущим иностранным участникам конкурса (Yara, IBЕ Trade, Koch Fertilizers, CF Industries и Ciech), которые ранее назвал председатель Фонда госимущества Игорь Билоус, присоединится главный игрок украинского химического рынка — компания Group DF Дмитрия Фирташа.

Ценный приз

Основная специализация ОПЗ — производство и реализация аммиака и карбамида. Также завод производит жидкий азот, диоксид углерода, жидкий кислород и сернокислый натрий. Продукцию предприятие выпускает с 1978 года. Химическая продукция поступает на предприятие по железной дороге и по уникальному аммиакопроводу Тольятти — Горловка — Одесса длиной 2417 км.

Преимущество ОПЗ — наличие перевалочных мощностей, морского терминала для перегрузки экспортной химической продукции. Это комплексы по перегрузке аммиака мощностью 4,3 млн тонн в год, карбамида мощностью до 5 млн тонн в год и метанола мощностью 1 млн тонн в год, а также другие подразделения. Пользуются этим терминалом предприятия и Украины, и России. Важно также и то, что ОПЗ является конечным пунктом аммиакопровода Тольятти — Горловка — Одесса. На одной "трубе" с заводом находятся такие мощные производства, как "Стирол" (Горловка, Украина) и "Тольяттиазот" (Тольятти, Россия). Кроме того, ОПЗ — монополист в Украине по приему, охлаждению и перегрузке аммиака, а 85% продукции предприятия продается за рубеж.

Основной недостаток завода — зависимость от стоимости газа. Удорожание сырья негативно отражается на рентабельности предприятия.

Зачем Фирташу ОПЗ

Интерес у Group DF к ОПЗ логичен. Будучи собственником большинства химпроизводств в стране, компании было бы выгодно интегрировать такой актив. "Group DF неоднократно ранее заявляла, что заинтересована участвовать в приватизации ОПЗ, и эта позиция не меняется", — рассказали "Апострофу" в пресс-службе Group DF.

В холдинге Ostchem (часть Group DF) Дмитрия Фирташа четыре азотных завода: "Концерн "Стирол", "Северодонецкое объединение "Азот" (Луганская область), "Азот" (Черкассы) и "Ривнеазот".

Приобретение ОПЗ увеличит долю Group DF на рынке. Контроль над терминалом улучшил бы логистику холдинга, позволяя формировать партии удобрений для отправки судами типа Panamax из порта "Южный". Чем больше судно, тем дешевле перевозка единицы груза. Холдинг уже владеет морским терминалом "Ника-Тера" в Николаеве. Но недостаточные глубины не позволяют там обслуживать очень большие суда.

Также ОПЗ привлекает Group DF наличием налаженной системы взаимоотношения с заводом, высоким качеством продукта, а также наличием складов, технологий погрузки и контролем качества.

Долг ОПЗ перед Фирташем

Холдинг Ostchem с 2011 года является основным поставщиком газа на завод. После ухудшения экономической ситуации платежная дисциплина упала, и ОПЗ начал накапливать долг перед компанией Фирташа.

На сегодняшний день задолженность ОПЗ перед Фирташем состоит из двух частей. Около 4 млрд грн (за вычетом выплат в 2015-м) — это долг перед компанией "РГК Трейдинг", близкой к Ostchem. Еще $190 млн ОПЗ должен кипрским структурам Фирташа.

Одесский апелляционный хозсуд в декабре 2014 года признал наличие долга ОПЗ перед компанией "РГК Трейдинг". А Хозяйственный суд Киева 3 января 2016 года утвердил мировое соглашение, согласно которому Одесский припортовый завод вернет компании "РГК Трейдинг" долг в размере 345 млн грн до конца мая 2016 года.

В то же время по валютной части долга продвижения нет.

Есть ли у Фирташа, как одного из крупнейших кредиторов, преимущество на приватизационном конкурсе? И да, и нет. Формально все участники равны, вне зависимости от существующих экономических отношений с объектом продажи. В то же время, отмечают эксперты, если завод попытаются продать, не очистив его от долга, то Group DF может юридически атаковать это решение. И почти наверняка выиграет суд.

"В соответствии с положениями действующего законодательства Украины кредитор имеет право блокировать процедуры приватизации государственных предприятий до погашения задолженности, — пояснил управляющий партнер АО "Suprema Lex", адвокат Виктор Мороз. — В связи с этим существует практика, по которой с кредитором согласовывают условия погашения задолженности после приватизации предприятия".

Тем более кредитор всегда имеет право взыскать в судебном порядке существующую задолженность, ведь продаваемое предприятие сменит собственника, но не прекратит своей деятельности. Так что эффективно провести приватизационный конкурс без согласования нереально.

Кроме того, вопросы стоимости приватизируемого предприятия и размера задолженности взаимосвязаны. "Государство обязано учитывать интересы кредитора, — добавил Мороз. — Вопрос задолженности будет урегулирован в письменном виде либо в основном договоре, либо отдельным соглашением. При этом возможен как вариант, когда задолженность будет погашена до приватизации, так и вариант, когда задолженность будет погашаться новым собственником после приобретения предприятия".

Живых денег в таком количестве у завода нет. Но если власть реально намерена провести конкурс, то выход все же существует — просто напечатать деньги и отдать их Фирташу. Формально схема будет выглядеть как предоставление ОПЗ кредита от государственных банков — тех же Ощадбанка или Укрэксимбанка.

"Мы обсуждаем сейчас несколько вариантов: или мы продаем завод как есть — с долгом, и инвестор сам будет решать, что с ним делать. Или реструктуризируем долг, или заместим его государственным кредитом", — рассказал Игорь Билоус.

Фактор газа

Среди формальных условий конкурса, скорее всего, будут прописаны традиционные критерии: наибольшая цена, обязательство сохранить профиль производства, обязательство свободного доступа к перевалочному терминалу, сохранение численности штата определенное количество лет и прочие.

Однако в реальности для ОПЗ жизненно важен еще один фактор: способность нового покупателя обеспечить завод дешевым природным газом. Падение мировых цен на удобрения и подорожание газа — постоянная угроза рентабельности завода.

Сегодня стало известно, что основное производство ОПЗ могут остановить с 20 февраля. "Сейчас, когда мировая цена на углеводороды упала, стоимость газа на мировых рынках снизилась до уровня $200 за 1000 кубометров. Однако ОПЗ вынужден покупать газ у украинского монополиста — "Нафтогаз Украина" по цене $280", — говорится в заявлении пресс-службы ОПЗ.

Чтобы завод заработал, ему нужно где-то закупать газ дешевле, чем сейчас. Ведь продавать удобрения дороже просто не выйдет, поскольку не ОПЗ диктует мировые цены.

Смогут ли указанные главой ФГИ американские, норвежские и польские фирмы справиться с этой не прописанной, но жизненно важной задачей — пока не известно. В одном можно быть уверенным: подключение Фирташа к борьбе за ОПЗ наверняка сделает приватизационную эпопею крайне увлекательной.

Читайте також