Нацбанк пустил в ход административные меры борьбы за низкий курс гривны. Всем кредитным учреждениям необходимо теперь доказывать обоснованность своих и клиентских сделок. И хотя под запрет на проведение операций может подпасть любой банк, НБУ не имеет законных возможностей обвинять и карать кредитные учреждения за «манипуляции».
Угрожающие меры
Глава Нацбанка Валерия Гонтарева начала выполнять данное парламенту обещание использовать не только рыночные, но и административные способы коррекции курса с нынешнего уровня свыше 13,5 грн/$ до сбалансированного уровня в 11,5-11,9 грн/$. Своим письмом № 28-311/46106 от 20 августа «Относительно возможного манипулирования на денежно-кредитном рынке» НБУ предупредил банки об использовании системы выявления манипуляций.
Манипуляцией центробанк считает подачу заявки на межбанк по курсу, который существенно отличается от официально установленного; выставление банком заявки на сумму намного выше его среднедневного объема операций; подачу заявки на значительную для рынка сумму. Все такие заявки НБУ не будет подтверждать в Системе подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке.
После этого департамент контроля, методологии и лицензирования валютных операций НБУ в рабочем порядке, в том числе по телефону, будет требовать от банков объяснений и копии документов, обосновывающих эти операции. На «оперативный анализ» НБУ оставляет себе «один рабочий день». «В случае отрицательного результата такой оперативной проверки заявка банка в Системе подтверждения соглашений не будет согласована»,– говорится в письме.
Отсутствие четкости
Участники рынка удивлены тем, что НБУ сначала обещал придерживаться гибкого курсообразования и инфляционного таргетирования, а теперь все решает в ручном режиме. Они сетуют на то, что центробанк не указывает конкретные показатели, по которым будет определяться «манипулятивность сделки».
«Вводятся санкции за манипуляции, но при этом не уточняется, как понять, манипуляция это или нет. Что такое “существенное” отклонение от официального курса –10 коп. или 1 грн? Необходимо требовать у Нацбанка разъяснений, иначе попасть может каждый»,– негодует зампред правления одного из крупнейших кредитных учреждений. Например, 21 августа регулятор установил официальный курс 13,11 грн/$, средневзвешенный курс составил 13,19 грн/$, а межбанк закрылся на уровне 13,5 грн/$.
Банкиры также недовольны ограничением объема сделок. «Получается, что если к тебе приходит клиент и делает заявку на большую сумму, то нужно либо разбивать ее на несколько частей, либо не проводить, потому что есть риск попасть под определение “значительной для рынка суммы”. А рынок сейчас узкий, и выходит, что он не сможет нормально увеличиваться. В результате банку, который попадет под подозрение, будет довольно сложно доказать, что данная операция не была манипуляцией»,– говорит казначей одного из кредитных учреждений.
Печальный опыт
НБУ уже пытался бороться со спекуляциями, однако не очень преуспел в этом. В мае он отозвал валютные лицензии у банка «Капитал» и Акта-банка. Однако этим учреждениям очень быстро удалось добиться возврата лицензий через суд. Степан Кубив, возглавлявший тогда Нацбанк, объяснил это коррумпированностью судебной системы.
Тем не менее 27 мая группа депутатов подала в Раду законопроект № 4938, которым в закон «О Национальном банке» добавлялось определение понятия «манипулирование на денежно-кредитном рынке». За подобные нарушения предлагалось применять меры воздействия к ужреждениям и ограничивать их деятельность на межбанке.
В конце июня сменился глава НБУ. И уже при принятии 4 июля этого законопроекта во втором чтении из него исчезли (вероятно, по требованию МВФ) нормы, позволявшие наказывать кредитные учреждени. Таким образом, закон «Об НБУ», регулирующий полномочия центробанка, до сих пор не дает ему законного права бороться именно с «манипулированием» на валютном межбанке.