RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00

Есть способ нивелировать роль олигархов в Украине, — экономические эксперты из Словакии

Сколько лет нужно Украине для экономических реформ?

Сколько лет нужно Украине для экономических реформ? Исполнительный директор Business Alliance of Slovakia Роберт Кицина Фото: Ivan Majerský

pravda.sk

Сложное экономическое положение в Украине можно преодолеть в течение ближайших 4-5 лет. Для этого нужны политическая воля официального Киева и привлечение в страну международных инвесторов. Заграничный капитал не только поспособствует притоку финансов в Украину, но и нивелирует роль в государстве отечественных олигархов: по сравнению с крупными зарубежными бизнесменами они будут казаться местными сошками и утратят былой контроль над властью. Об экономических перспективах Украины, способах борьбы с коррупцией и увеличении прозрачности на местах корреспонденту "Апострофа" рассказали словацкие эксперты исполнительный директор Business Alliance of Slovakia РОБЕРТ КИЦИНА и директор Института экономических и социальных реформ ПЕТЕР ГОЛЯШ.

Словацкие специалисты приехали в Украину с инициативой "Транспарентность, финансовое здоровье и конкурентоспособность муниципалитетов". Она направлена на увеличение прозрачности органов местной власти посредством установления над ними общественного контроля. При поддержке киевского Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) к началу 2017 года Роберт Кицина и Петер Голяш намерены запустить в Украине интернет-портал с данными о расходах местных муниципалитетов и составить рейтинг самых прозрачных областных городов. Планируется, что сайт будет постоянно обновляться и поспособствует увеличению эффективности работы чиновников на местах. В Словакии, отмечают собеседники издания, эта инициатива имела огромный успех.

— Петер, Роберт, рад приветствовать вас в Украине! Вы приехали сюда, чтобы презентовать проект, который будет реализован совместно с Международным центром перспективных исследований. Можете рассказать об этой инициативе поподробнее?

Петер: Проект называется "Транспарентность, финансовое здоровье и конкурентоспособность муниципалитетов". Он основывается на трех основных столпах. Первый из них — транспарентность и внедрение новых антикоррупционных мер на уровне местных органов власти. Второй — прозрачность финансовых операций муниципалитетов, а третий — улучшение конкурентоспособности регионов в Украине. Таким образом, эта инициатива должна сделать Украину более привлекательным местом для ведения бизнеса и привлечения инвестиций извне.

— Насколько я понимаю, вы решили сконцентрироваться на органах местного самоуправления. Почему?

Петер: Потому что успех любой страны, вне зависимости от того, маленькая она или большая, зависит от работы государственной власти на местах. Именно так мы действовали в Словакии. Теперь мы хотим передать полученный в нашей стране опыт Украине. Вот эти три компонента нашей программы по большому счету сконцентрированы вокруг одной глобальной цели — повышения уровня демократии в Украине. Потому что для построения демократического государства недостаточно изменения только законодательной базы. Нужно чтобы люди, обычные граждане страны, участвовали в деятельности органов власти, а для этого они должны владеть информацией о происходящих там процессах.

— Что в этом контексте вы можете сказать о нынешней ситуации в Украине?

— Мы понимаем, что сейчас в Украине проходит налоговая реформа. Это важный процесс, который проходил в Словакии еще 10 лет назад. Сейчас очень важно, чтобы заинтересованные люди получили необходимую информацию и полномочия по контролю над этим процессом. Потому что с увеличением полномочий местных органов власти нужно чтобы увеличивались полномочия гражданского общества по контролю за ними. Если этого не произойдет, то существует огромный риск роста коррупции, неэффективной работы властей и так далее. Поэтому основной целью нашего проекта является увеличение роли общественного контроля за данными процессами. Мы хотим обеспечить общественность информацией о финансовых расходах местных властей, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению прозрачности их деятельности.

— То есть, начать более тщательно контролировать власти нужно именно сейчас, пока реформа еще не завершена?

— Совершенно верно. Потому что когда вы проводите реформу по децентрализации, перераспределяете потоки денег, статьи бюджета, но при этом не разрабатываете инструменты для повышенного контроля, в стране только возрастают риски для коррупции.

— Говоря на тему децентрализации, интересно узнать ваше мнение о предлагаемых изменениях в этой части. Некоторые эксперты говорят, что данные правки в Конституцию окажут противоположный эффект — приведут к еще большей концентрации власти в руках президента. Что вы думаете на этот счет?

Петер: Сегодня мы были на семинаре, где много внимания уделялось децентрализации. Большинство спикеров согласилось, что Украина нуждается в этом. Я, в свою очередь, пока не могу выразить окончательного мнения по этому поводу, потому что реформа еще не закончена.

— Заметен ли вам, как иностранным экспертам, какой-то прогресс, который удалось достичь украинским властям за последнее время?

— На самом деле, мы не изучали этот вопрос детально. Потому что для реализации нашего проекта это не имеет большого значения. Наш проект будет полезным вне зависимости от того, когда закончатся начатые реформы: через год или десять лет. Наш проект — ноу-хау из Словакии, которое поможет бороться с коррупцией на местном уровне. Мы покажем, как использовать различные данные о финансовых расходах местных властей в качестве инструмента по контролю за ними.

— О каких показателях вы говорите?

Петер: Среди прочего речь идет о дефиците бюджетов, их задолженностях, а также расходах. Эти показатели будут посчитаны и опубликованы. Таким образом, общественность будет знать, сколько денег ушло на выплату заработной платы чиновникам, на сферу здравоохранения и так далее.

— С кем вы намерены сотрудничать, чтобы реализовать этот проект?

Петер: Наш главный партнер в Украине — Международный центр перспективных исследований. Вполне возможно, что представители центра привлекут к процессу еще несколько общественных организаций. Пока что МЦПИ занимается сбором данных со стороны муниципалитетов, следовательно, мы сотрудничаем также с органами местной власти и Министерством финансов Украины.

— Какова окончательная цель проекта?

Роберт: Говоря на эту тему, необходимо учитывать, что наша инициатива не имеет отношения к составлению проектов реформ или их внедрению. Это инструмент, который поможет установить более эффективный контроль со стороны общественных организаций.

Петер: У нас есть около ста мер, которые успешно применялись в Словакии для борьбы с коррупцией на местах. Именно эти меры мы планируем использовать в Украине. Впоследствии добытая нами информация будет размещена на отдельном интернет-ресурсе, что можно назвать окончательной целью проекта. Таким образом общественные активисты получат инструмент для контроля за местными властями.

— Вы планируете охватить всю Украину?

Петер: Можно и так сказать. Для начала мы планируем собрать и опубликовать информацию о 24 областных центрах Украины.

Директор Института экономических и социальных реформ Петер Голяш Фото: Nový Čas

cas.sk

— Вы уже несколько раз упомянули, что подобная инициатива в Словакии была очень успешной. В чем проявляется этот успех?

Петер: Словацкие политики используют цифры с нашего сайта в ходе избирательных кампаний для подтверждения своей правоты или упреков в сторону оппонентов. Ресурс оказался очень востребованным и значительно повысил прозрачность и эффективность наших властей, а также снизил уровень коррупции.

— Снизил, но не искоренил полностью, как я понимаю?

Петер: Да. Коррупция есть почти во всем мире. Разница состоит только в том, насколько она распространена, и какие есть инструменты для противодействия ей. Очень важно, чтобы общественность максимально снижала возможность для проведения каких-либо теневых операций и схем. Одним из способов для этого является публикация всех контрактов, которые заключают местные и центральные власти, в интернете. Мы добились того, что они просто обязаны залить эту информацию в сеть, потому что если этого сделано не будет, контракт не будет считаться действительным. Это очень полезная мера, применить которую нужно будет также в Украине. Еще один важный фактор для увеличения прозрачности властей, который мы внедрили в Словакии и хотим применить здесь, — установка видеокамер в залах заседания местных советов. На основании этих и прочих показателей мы сформировали рейтинг прозрачности муниципалитетов, и теперь, видя этот рейтинг, представители местной власти соревнуются между собой, чтобы занять место повыше.

— Значит, ваш проект подразумевает, что в Украине также создадут некий сайт с данными о расходах местных властей?

Петер: Да. Но пока это еще в процессе. Проект заканчивается в марте 2017 года, поэтому у нас еще много времени, чтобы сделать сайт. Пока что мы работаем над методологией сбора данных и адаптацией словацкого опыта к украинским реалиям. Вторая фаза — сбор и накопление данных. А запуск интернет-портала — последняя часть нашей работы. Это будет сделано перед окончанием срока проекта.

— Сколько денег нужно для воплощения вашей инициативы в жизнь?

Роберт: Не очень много. Тут дело даже не столько в финансах, сколько в желании изменить ситуацию в Украине к лучшему. Более того, какие бы деньги ни вкладывались в реформы, они всегда окупаются.

— Сколько, по-вашему, Украине, которая занимает 142-е место в рейтинге Transparency international, необходимо времени для того, чтобы в плане противодействия коррупции достичь уровня Словакии, которая на 54-й позиции?

Петер: Это зависит от многих факторов, ключевым из которых является наличие у украинских властей политической воли. Если соответствующее желание у них будет, то принять нужное законодательство и внедрить его можно за один избирательный цикл, то есть за 4-5 лет. Вместе с тем, мы понимаем, что это сложно сделать. Потому что у вас есть много групп, заинтересованных в том, чтобы все оставалось так, как есть. Потому что именно нынешняя система привела к их мощи и богатству. Эти группы всячески препятствуют и будут препятствовать реформам. Поэтому важно, чтобы правительство страны было независимым от влияния со стороны. Удастся ли это сделать в Украине — покажет время.

— А как вы относитесь к инициативе приглашения в Украину специалистов из-за границы?

Петер: В Словакии во время проведения реформ мы справились своими силами. Но у нас на то время были люди, которые очень хотели что-то сделать, провести изменения в государстве. Вместе с тем, Словакию поддерживал Запад. В частности, в вопросе приватизации. Это сильно помогло государству и значительно снизило уровень коррупции. Потому что до этого в Словакии был очень ограниченный доступ к капиталу. После приватизации банков все изменилось к лучшему. Вместе с тем, если в Украине для реформирования страны пригласили специалистов извне, я не имею ничего против. Главное, чтобы все получилось.

— Может ли все получиться, если одновременно в стране проходят реформы практически во всех сферах? Возможно, было бы лучше сконцентрироваться на двух-трех реформах, но быстро довести их до конца, чем браться за все сразу и иметь очень ограниченный успех в каждой из них?

Петер: У нас было то же. В конце 90-х годов наша экономика была в очень сложном положении. Ставки по кредитам в стране достигали 30%, была высокая инфляция. То есть, было практически так, как у вас сейчас. Поэтому у нас взялись за проведение реформ практически во всех сферах. Но их провели быстро, приблизительно к 2002 году уже были заметны изменения. Потом реформы затронули все новые и новые сферы. В случае с Украиной могу сказать одно: никогда не бывает слишком рано для проведения реформ. Вместе с тем, их нужно провести как можно быстрее, потому что чем больше будет затягиваться этот процесс, тем сложнее будет довести его до конца.

— Одной из причин, почему реформы в Украине тормозятся, является влияние на процесс со стороны олигархов, крупных бизнесменов, которые занимаются политикой. Были ли олигархи у вас, и как удалось перебороть их влияние?

Петер: Конечно, они были у нас и есть даже сейчас. Но дело в том, что когда в Словакии проводились реформы, у этих людей не было очень большого влияния в государстве. Руководство страны не было в сильной зависимости от них.

Что бы вы посоветовали украинским властям в вопросе противодействия олигархам?

Петер: Это очень сложный процесс, но лучшим способом борьбы с коррупцией является установление прозрачности на всех уровнях. Не менее важную роль в этом играют независимая правоохранительная и судебная системы страны. Более того, после того, как в Словакии прошла приватизация, и в государство пришли крупные иностранные бизнесмены, местные олигархи, по сравнению с ними, оказались мелкими сошками. Они потеряли предыдущее влияние. Поэтому, среди прочего украинским властям необходимо сконцентрироваться на привлечении внешних инвестиций в страну и нивелировать роль местных олигархов по примеру Словакии.

— Насколько это возможно ввиду продолжающейся войны на Донбассе и нестабильной ситуации в государстве в целом?

Петер: Совершенно очевидно, что любой инвестор хочет свести все риски к минимуму и не в восторге от ведения бизнеса в нестабильном регионе, где продолжаются боевые действия. Поэтому вопрос установления безопасности в Украине является очень острым. Вместе с тем, никто не запрещает вашим властям решать несколько задач параллельно: привлекать доноров извне и заниматься Донбассом и Крымом. При поддержке международного сообщества, которая у вас есть, это вполне возможно. Украина сделала правильный выбор, ступив на евроинтеграционный путь. Потому что демократия ведет к процветанию. Просто продолжайте двигаться в этом направлении и все будет хорошо.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter

Читайте також

Не лише чорнозем: чим багата українська земля, та які її ресурси можуть зацікавити союзників

Найбільш перспективними з точки зору інвестицій в Україні є родовища літію, титану та графіту

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту

В Росії не можуть зупинити інфляцію: чи чекати на кризу в 2025 році

Росія найближчим часом може увійти у стагфляцію, є ризик настання повноцінної економічної кризи