Затянувшаяся неопределенность государственных органов с дальнейшей судьбой лотерейного рынка в Украине приводит к оттоку игроков в нелегальный онлайн-сектор. Ежедневно тысячи людей делают ставки на сайтах букмекерских контор, действующих неофициально или зарегистрированных за пределами Украины, в первую очередь,в соседней стране-агрессоре. Из-за отсутствия соответствующего законодательства, этот сектор никак не контролируется. В результате, казна не получает ни копейки налогов, хотя денежные обороты в этой сфере весьма значительные.
"Апостроф" уже сообщал, что из-за бездействия чиновников Министерства финансов страна потеряла полмиллиарда гривен бюджетных поступлений от лотерейной деятельности. Эти средства могли бы пойти на финансирование объектов олимпийской подготовки спортсменов, культуры, лечения онкобольных детей, о чем, кстати, прямо записано в действующем законе "О государственных лотереях в Украине". Однако эта норма чиновниками проигнорирована, как и стремление навести порядок на легальном лотерейном рынке. В то же время обороты нелегальных азартных игр баснословно растут.
Показатели оборота беттингового интернет-бизнеса в Украине (bet - ставка, пари), по оценкам портала Top100bookmakers.com, в августе 2015 года составили почти 1,3 млрд гривен. А поступления на счета наиболее известных представителей этого вида рынка спортивных ставок достигали 500 млн грн. В бюджет не поступило ни копейки, и это в то время, когда из-за нехватки денег Минфин чуть не уничтожил отказом в финансировании систему профтехобразования, на 300 млн гривен сократил финансовую поддержку фундаментальных исследований и научно-технических разработок украинских ученых, а Укравтодор на выделенные в этом году бюджетные средства сможет отремонтировать только 1% всех разрушенных транспортных магистралей.
Проблемы интернет-гемблинга власть Украины, похоже, не интересуют. Для удобства выкачивания денег иностранные организаторы онлайн-игр даже ставки принимают в национальной валюте, причем не неся никаких налоговых расходов, в отличие от легальных операторов игорного бизнеса, которыми сейчас являются исключительно представители лотерейного рынка.
Привлекательность и неконтролируемость онлайн-игр приводит к тому, что, по оценкам народного депутата Украины Павла Кишкаря, из страны через различные электронные платежные системы интернет-гемблингом каждый день выводится сумма, эквивалентная приблизительно $1 млн.
В большинстве стран мира нашли способ, как регулировать азартные игры в интернете. Например, в США онлайн-гемблинг недоступен для пользователя, поскольку запрещен на законодательном уровне, за исключением интернет-покера, и то только в некоторых штатах.
Политика Сингапура относительно игрорного бизнеса в интернет-сети довольно сурова и определяется специальным законом. В городе-стране за организацию нелегальных азартных игр в интернете предусмотрена даже уголовная ответственность.
В Германии только одна федеральная земля – Шлезвиг-Гольштейн - разрешает работу онлайн-казино и онлайн-покера, а их организаторы должны отчислять в бюджет земли 20% от своих доходов.
Даже российский рынок азартных игр находится под жестким контролем государственных органов. Здесь четко определены компании, которые могут предлагать услуги приема интерактивных ставок. За каждой закреплено одно доменное имя, а остальные ресурсы отслеживаются специальной службой и их IP-адреса блокируются.
По настоянию Федеральной налоговой службы с 2015 года Роскомнадзор закрыл более 6 тыс. онлайн-казино и нелегальных операторов букмекерства, в числе которых приблизительно пятьдесят мобильных приложений AppStore и Google Play.
Более того, российские организаторы онлайн-игр благодаря языковой доступности своих сервисов для граждан Украины активно "пасутся" в интернет-пространстве нашей страны. Причем, налоги со средств, оставляемых украинцами на российских онлайн-площадках, идут прямо в российский государственный бюджет. Получается, что участием в интернет-азарте наши незадачливые соотечественники финансируют российскую экономику и агрессию против Украины.
В Украине онлайн-игры имеют полную свободу – их никто не контролирует, а Министерство финансов как регулятор рынка после неудачной попытки в конце прошлого года протянуть через парламент версию закона, которая была признана коррупционной, вообще потеряло к этой сфере интерес.
Одновременно идет практически уничтожение легального лотерейного рынка, который в 2014 году достиг объема в 12 млрд грн. Операторов пытаются выжить с рынка непродлением лицензий, троекратным налогообложением, другими финансовыми санкциями, а также рейдерскими атаками и изъятием оборудования. Неудивительно, что объем рынка в 2015 году упал почти в 10 раз – до 1,5 млрд гривен.
Эксперты рынка заявляют, что хаос в игорном бизнесе создает проблемы не только для госбюджета, мимо которого проходят огромные суммы, но и для морально-психологического состояния всего общества.
По словам юриста Зоряны Топорецкой, азартные онлайн-игры являются одними из самых опасных, наравне с игровыми автоматами.
"Неурегулированность онлайн-игр позволяет человеку играть когда угодно и где угодно и на любые суммы. Все это приводит к стремительному росту игровой зависимости. Мы фактически подвергаем население этой угрозе. А государство, которое обязано контролировать эту деликатную сферу, вообще ничего не делает в этом направлении", - отметила юрист.
Кроме того, полная доступность игорных площадок в интернете способна полностью уничтожить легальных операторов. Ведь трудно конкурировать с теми, кто не платит никаких налогов. В то время, когда оператор, работающий законно, не только обременен высоким налогообложением, но и как налоговый агент обязан высчитать 19,5 % налогов с любого выигрыша, в Украине нелегалы онлайна не платят даже минимального налога.
"Человек априори будет отдавать предпочтение участию в незаконных играх, где не нужно платить налоги, нежели государственным лотереям, где игроку в случае выигрыша придется расстаться с почти пятой частью призовой суммы", - считает Топорецкая.
Чиновники и депутаты говорят, что знают о проблеме, но никто не спешит ее решать. Более того, закон "О государственных лотереях в Украине" не выполняют, налоговый пресс на операторов не смягчают, заседания рабочих групп по разработке нового законодательства не проводят.
Эксперты подсказывают, что можно было бы начать с малого – хотя бы блокировать нелегальные ресурсы, как это делают во всем мире. Технические возможности для этого в стране существуют.
Иначе возникает уверенность, что кому-то выгодно, чтобы нелегальный рынок интернет-азарта функционировал в Украине как можно дольше и без помех. А промедление с решением этого вопроса каждый день приводит к обогащению не только делков, которым безразлична Украина, но и к обогащению агрессора.