RU  UA

Четвер, 21 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Фiнанси

Сомнительный мораторий: бизнес могут обложить проверками по поводу и без

Из-за небрежности народных депутатов до сих пор неясно, кто кого и как будет проверять

Из-за небрежности народных депутатов до сих пор неясно, кто кого и как будет проверять В Україні розгорається скандал, пов'язаний з обмеженнями на проведення перевірок суб'єктів господарювання Фото: justiciafiscal.org

В Украине разгорается скандал, связанный с ограничениями на проведение проверок субъектов хозяйствования. 1 января в силу вступил закон "О временных особенностях проведения мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", согласно которому в течение года контролирующие органы будут ограничены в своих действиях (в первую очередь это касается проверок) относительно предпринимателей. Но, на самом деле, вследствие спешки (между принятием соответствующего законопроекта в первом и втором чтениях прошел почти год) и присущей нашим законодателям элементарной небрежности в законе столько "дыр", что его реализация сейчас невозможна.

Погладили по головке

Закон предусматривает, что до 31 декабря 2017 года контролирующие органы, которых в Украине не менее 30, будут ограничены при проведении плановых проверок. Внеплановые проверки им, конечно же, проводить разрешено, но по четкому списку оснований: по заявлениям граждан, по письменной просьбе самого предприятия, по решению суда и в связи с форс-мажором (несчастным случаем или смертью, связанными с деятельностью субъекта хозяйствования).

Собственно говоря, с самого начала действия таких ограничений (моратория) на проверки в 2014 году контролеров обязали проводить внеплановые проверки по тем же основаниям. Но в законе есть полезное, с "идейной" точки зрения, новшество. Заключается оно в том, что в случае проведения проверок по заявлениям физлиц (тех самых граждан) проверяющему органу необходимо будет получить согласование у Государственной регуляторной службы (ГРС), которая согласно новому закону, получила полномочия по надзору за деятельностью контролирующих органов. Причем такое согласование в обязательном порядке подлежит обнародованию на сайте ГРС.

Данная норма появилась потому, что ранее контролеры, лишенные права проводить плановые "рейды", активно использовали внеплановые проверки именно по заявлениям "неких" граждан для давления на предпринимателей.

"Именно по этим жалобам в Чернигове шел сплошной "чёс" по базарам и торговым точкам и вымогательство денег по факту якобы обнаруженных нарушений. Наши же попытки выяснить, кто эти жалобщики, успеха не имели", - отмечает заместитель Черниговского городского профсоюза "Предприниматель" Дмитрий Никишин.

Теперь же госорганы, опять же в теории, вынуждены будут раскрыть источник информации – иначе согласование им не выдадут.

80% контролеров – вне закона

Но на этом, к сожалению, полезности, подготовленные законодателями для украинского бизнеса, заканчиваются. Ибо, как это часто у нас бывает, депутаты предусмотрели в новом законе обширный и малопонятный как для предпринимателей, так и самих контролеров список исключений.

Вот вам пример. По статистике Совета бизнес-омбудсмена Украины, в третьем квартале 2016 года больше всего жалоб предпринимателей (56% их общего количества) касались действий Государственной фискальной службы (ГФС). Но на ГФС ограничения, предусмотренные данным законом, не распространяются. Льготы от законодателей также получили Госпродпотребслужба (настоящий монстр, вобравший в себя полномочия Госпотребинспекции, Госсельхозинспекции, печально известной своими необоснованными проверками Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Гостуризмкурортов и Госветфитослужбы), Госслужба по вопросам труда и прочие госорганы, прошедшие реформирование (чаще всего путем механического слияния под одной крышей).

Есть, правда, и здесь свои исключения из исключений – по каким-то неведомым причинам ограничительные меры касаются Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, в составе которой находятся органы Госпожнадзора (ныне Департамента предотвращения чрезвычайных ситуаций), также печально известные нашим бизнесменам в связи с поборами.

"80% контролирующих органов выведены из-под сферы действия этого закона. Поэтому я бы не говорила о моратории, а лишь об ограничениях для некоторых из них", - признается председатель ГРС Ксения Ляпина.

Но это еще полбеды. "Мудрые" авторы закона пошли дальше и предусмотрели исключения не только для ведомств в целом, но и для видов контроля и отдельных органов в составе этих ведомств. Вот где действительно черт ногу сломит!

Ну, например, ограничения не касаются проверок, проводимых центральным аппаратом Государственной экологической инспекции. В тоже время местные администрации плановые проверки проводить не могут, но если они во внеплановом порядке захотят проверить, как предприниматели соблюдают законодательство относительно охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (данные вопросы и курирует Госэкоинспекция), то обязаны будут выбивать согласование в ГРС.

Точно такая же ситуация с Государственной архитектурно-строительной инспекцией – центральный аппарат освобожден от ограничений относительно проверок, а местные органы – нет.

Анекдотичная ситуация складывается с Госпродпотребслужбой, которая, как указывалось выше, вобрала в себя функции пяти контролирующих органов, но получила полномочия без помех шерстить предпринимателей по двум вопросам – безопасности и отдельных показателей (каких?) пищевых продуктов и защиты прав потребителей (каких?).

Все эти тонкости и недоговоренности абсолютно непонятны чиновникам на местах и в центре. Поэтому они, как призналась Ляпина, буквально завалили ГРС вопросами о том, как же этот закон исполнять, когда неизвестно, кто, как и кого будет проверять.

Коррупционные риски

"Апостроф" взял обещание у Ляпиной о том, что ГРС в ближайшее время опубликует исчерпывающих перечень госорганов, на которые распространяются законодательные ограничения по поводу проверок. И это необходимо делать как можно быстрее. Поясним, почему.

Может показаться, что анархия только на руку украинскому бизнесу – его меньше будут проверять. На самом деле это не так. 17 января в ГРС прошел круглый стол, на котором обсуждался проект приказа Минэкономразвития и торговли и ГРС об утверждении порядка и формы согласования на проведение внеплановой проверки по заявлениям физлиц (граждан). Предусматривается, что вопросы предоставления согласований будут каждую пятницу рассматриваться на заседании специально созданного Совета по вопросам государственного надзора (контроля).

Нет сомнений в том, что такой приказ вскоре будет подписан и зарегистрирован в Минюсте. Но если контролеры не разберутся, кого же все-таки он касается, быть беде – предпринимателей могут обложить проверками по поводу и без него. Ведь законом определен очень сжатый срок рассмотрения заявок контролеров на проведение внеплановых проверок – всего пять рабочих дней.

"Процедура предоставления согласований на проведение внеплановых проверок, на мой взгляд, будет чисто формальной, - считает управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex Виктор Мороз. - Такие согласования, к сожалению, будут штамповаться сотнями под копирку. Таким образом, проверки бизнеса и в 2017 году будут проводиться при необходимости и наличии указаний сверху. Бизнес снова будут отжимать под конкретных заказчиков. А в случае реальных нарушений прав граждан добиться проверки действий нарушителя будет сложно – мораторий как-никак". Очень хотелось, чтобы он ошибался.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги