RU  UA

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.15
НБУ:USD  41.00
Фiнанси
Погляд

Богатые богатеют: кому достаются дотации на аграриев в Украине

Кто получает аграрные дотации, и кому их стоит дать

Кто получает аграрные дотации, и кому их стоит дать Фото: pixabay.com

В конце 90-х годов прошлого века сельское хозяйство в Украине начало умирать. На тот момент сельхозпроизводители не имели никаких преференций, 90 процентов агропредприятий были убыточными, большинство земель сельскохозяйственного назначения простаивали и становились заброшенными.

Ситуация изменилась коренным образом после событий на востоке Украины и потери значительной части бюджетных поступлений от металлургических и горных предприятий, расположенных в зоне АТО. Экспортный потенциал агросектора стал исключительно важным для национальной экономики. По разным подсчетам, отрасль генерирует более 40% валютной выручки, украинскую агропродукцию покупают 190 стран мира, а сельское хозяйство демонстрирует стабильный рост в минимум 10% ежегодно.

Помочь аграриям

Реагируя на ситуацию в экономике страны, Верховная Рада Украины приняла ряд важных законов для поддержки аграрной отрасли. Среди предложенных стимулов важным для сектора игроки рынка называли специальный режим (налоговая льгота по НДС), суть которого заключалась в том, что товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции не платит НДС в бюджет, а взамен аккумулирует сумму НДС на специальном счету и использует эти средства для развития предприятия.

Однако, в конце 2015 года народные избранники попытались отменить спецрежим НДС, чем спровоцировали бурную реакцию и протесты аграриев. При принятии Госбюджета-2017 власть сделала четкое заявление о том, что спецрежим НДС для аграриев будет отменен полностью, однако бюджетом будут предусмотрены значительные средства на дотации в сферах животноводства и растениеводства. Премьер-министр Владимир Гройсман в октябре 2016 заявил о выделении из государственного бюджета 10 млрд грн для поддержки аграрного сектора экономики, хотя фактически в Госбюджете-2017 на указанные цели предусмотрено гораздо меньше средств, а именно - 4 млрд грн.

Бюджетная дотация - кому, как и сколько?

В декабре 2016 года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины и Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства в Украине". Налоговую льготу по НДС для аграриев заменила бюджетная дотация для развития сельскохозяйственных производителей. Новеллы законодательства предусматривают автоматический режим (без вмешательства органов власти) ежемесячной выплаты дотации, пропорционально уплаченной сумме НДС.

Кому:

Право на бюджетную дотацию имеют сельскохозяйственные предприятия, которые отвечают трем требованиям:

· предприятия, занятые в животноводстве, выращивании винограда, фруктов, ягод, орехов, овощей, табака и сахарной свеклы;

· основной деятельностью которых является поставка сельскохозяйственных товаров, произведенных ими с помощью собственных или арендованных основных средств при условии, что удельный вес стоимости таких товаров составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров, поставленных ими в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно;

· включенные в Реестр получателей бюджетной дотации.

Обратите внимание, что среди указанных видов деятельности отсутствуют те, которые связаны с выращиванием зерновых культур, то есть у таких сельскохозяйственных производителей права на дотацию нет.

Попасть в реестр

Внесение предприятия в Реестр осуществляется непосредственно по обращению руководителя или представителя предприятия в контролирующий орган по месту своего учета в качестве плательщика НДС. Обращение подается в форме, установленной ГФС Украины. Налоговый орган может отказать во внесении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр, если существует хотя бы одно из следующих условий:

· по результатам рассмотрения заявления установлено, что сельскохозяйственный товаропроизводитель не соответствует требованиям удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров в стоимости всех товаров, поставленных таким товаропроизводителем;

· сельскохозяйственный товаропроизводитель не зарегистрирован плательщиком НДС;

· по такому товаропроизводителю принято решение о прекращении.

В случае отсутствия оснований для отказа во внесении сельскохозяйственного товаропроизводителя в реестр, контролирующий орган обязан в течение трех рабочих дней после поступления к нему заявления внести такого производителя в Реестр.

Исключение из Реестра может произойти на основании заявления самого сельскохозяйственного товаропроизводителя или в случае:

· несоблюдения требования по удельному весу стоимости сельскохозяйственных товаров в стоимости всех товаров, поставленных сельскохозяйственным товаропроизводителем;

· принятия по товаропроизводителю решения о его прекращении путем ликвидации или реорганизации;

· аннулирования регистрации сельскохозяйственного товаропроизводителя в качестве плательщика НДС.

Сколько?

Распределение бюджетной дотации осуществляется по двум направлениям:

1) товаропроизводителям, которые занимаются птицеводством (КВЭД 01.47, 10.12 и 10.80)

2) другим товаропроизводителям, осуществляющим виды деятельности, указанные в п. 161.3 ст. 161 Закона №1877.

Ежемесячный размер бюджетной дотации товаропроизводителям, которые занимаются птицеводством, не может превышать 50% выделенных в текущем месяце ассигнований на бюджетную дотацию.

Для проведения соответствующих расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями Министерство аграрной политики и продовольствия (Минагрополитики) открывает в казначействе соответствующий небюджетный счет. После перечисления казначейством средств дотаций на небюджетный счет Минагрополитики, ГФС Украины ежемесячно в течение трех рабочих дней после предельного срока уплаты НДС в соответствии с Реестром и представленной налоговой отчетности по НДС определяет сумму средств для каждого получателя с применением упомянутых выше коэффициентов пропорциональности.

Следующий шаг - отправка ГФС Украины в казначейство реестра информации о сельскохозяйственных товаропроизводителях и суммах бюджетных дотаций. На основе этих данных казначейство в автоматическом режиме перечисляет соответствующим производителям суммы бюджетной дотации с небюджетного счета Минагрополитики.

Богатые богатеют?

Если проанализировать принципы и механизмы предоставления дотаций, возникает много вопросов. Один из них - почему дотации получают не убыточные или малые агропредприятия, а, наоборот, компании, которые имеют большие прибыли?

Министр аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Кутовой заявил, что на основании реестра и представленных документов об уплате НДС, ГФС формирует список получателей бюджетных дотаций и передает список в казначейство. После чего казначейство в автоматическом режиме ежемесячно осуществляет распределение средств, Минагрополитики не влияет на механизм и очередность распределения средств. Этот процесс происходит автоматически и реализуется ГФС и Казначейством. С одной стороны, все выглядит как забота государства о малом и среднем агробизнесе. Тем более, Госбюджет-2017 правительство и Минагропром представили, как бюджет коренных изменений, который создаст условия для развития мелких фермерских хозяйств и стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а главными принципами господдержки должны стать адресность и прозрачность.

Однако, половина из 4 млрд грн, которые предусмотрены как дотация для АПК, будут направлены на поддержку производителей птицы. Доля компании "Мироновский хлебопродукт", которая известна своим брендом "Наша ряба", на рынке мяса птицы составляет более 50 процентов, таким образом, "МХП" может получить около, 1,1 млрд грн дотационных средств. Другим заметным игроком на рынке производства птицы является "Комплекс Агромарс", который может получить около 300 млн грн. Соответственно, около 35 процентов всех дотаций АПК получат эти две частных компании. Получается, что изменения в законодательстве оказались такими, которые поддержат и без того прибыльных производителей птицы.

Очевидно, что в связи с отменой налоговой льготы по НДС и применением государственных дотаций для аграриев в таком виде сложнее выживать сегодня малым и средним хозяйствам, которые категорически требуют дополнительных льгот и страдают от недостатка средств. Мелкий агробизнесмен вынужден продавать сразу весь свой урожай, тогда как крупные компании имеют возможность отвечать требованиям законодательства по удельному весу стоимости своего товара и срока его реализации, что дает им конкурентную возможность для получения государственных дотаций. Внедрение дотаций дискриминирует права на компенсацию потерь предприятий, которые выращивают зерновые культуры.

Учитывая, что мелкие товаропроизводители не имеют своего финансового стабилизационного фонда, постоянно рискуют всем своим бизнесом, формируют рабочие места на селе, правительству необходимо направить вектор государственной поддержки именно на малых и средних аграриев, дотации нужно предоставлять именно таким товаропроизводителям.

Читайте також

Банківські таємниці "Національного кешбеку": які ризики для українців

Розкриття банківської таємниці учасників програми Національного кешбеку навряд чи становить загрозу, але є ризик злому

"Вовина тисяча": на що українці витратять нову допомогу від влади

Допомога на 1000 гривень навряд чи покращить економічне становище українців, але дозволить сплатити за комуналку та задонатити на ЗСУ

Світу загрожує нова фінансова криза: що буде з допомогою союзників для України

Світова фінансова криза найближчим часом можлива, для України вона означатиме скорочення закордонної допомоги

Опитування

Необходима ли Украине 4-ая волна мобилизации?