Коммунальные тарифы продолжают расти. В текущем году дважды увеличится стоимость электричества и, вероятней всего по договоренности с Международным валютным фондом, осенью снова подорожает газ для населения. Приводя тарифы к экономически обоснованному уровню, власти все глубже залезают в карманы граждан, доходы которых растут не так стремительно, как суммы в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом в Кабмине допускают, что с дальнейшим ростом "коммуналки" в бюджете не хватит денег для предоставления населению субсидий. Это приведет либо к накоплению долгов перед поставщиками услуг, либо к обнищанию граждан.
За последние несколько лет общая сумма в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине выросла почти в два с половиной раза. По данным Госстата, в январе средние начисления составили около 1250 грн на семью, тогда как еще два года назад этот показатель был почти на 700 грн меньше. В зависимости от площади жилья разница в стоимости услуг заметно отличается. Из отчета Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ следует, что в отопительный сезон население платило за коммунальные услуги от 927 до 2242 грн, что в среднем больше, чем подсчитал Госстат. Но в любом случае доходы населения растут не так стремительно, как стоимость коммунальных услуг. Средняя зарплата, начиная с 2013 года, увеличилась на 45% и составила по итогам января нынешнего года 4362 грн. Это значит, что среднестатистический украинец, исходя из данных Госстата, в начале года должен был отдать за "коммуналку" около 28% своих доходов, тогда как еще в начале 2013 года этот показатель был бы немногим более 18%.
Несмотря на рост тарифов и увеличение суммы "средней" квитанции, долг населения за ЖКХ услуги сократился с более чем 13 млрд грн на конец прошлого года - до 7,3 млрд грн по итогам января-февраля. К марту по газу вышла переплата почти на 4,7 млрд грн, что абсолютно нетипично, если сравнивать с предыдущими годами, когда тарифы были гораздо ниже. Однако это не население стало массово оплачивать услуги наперед, а государство перечислило больше субсидий. Собственно, это подтверждается в выводах Госстата. В итоге именно бюджетные сверхвыплаты скрасили общую картину статистики. Хотя по факту украинцы в начале 2016 года платили немного - около 75% от начисленного в январе-феврале. Правда, как правило, уровень платежей составляет 95% и выше. Как отметил директор аналитического центра "Институт города" Александр Сергиенко, население старается платить исправно, опасаясь отключения услуг. "С газом, особенно там, где идет отопление домов, население не "экспериментирует" и оплачивает услуги вовремя", – отметил Сергиенко.
Сложно сказать, удастся ли правительству сохранить контроль над ситуацией в случае повышения тарифов на газ. Изначально планировалось, что решение о повышении цен будет принято до 1 апреля. Это было согласовано с Международным валютным фондом. Однако, как ранее предполагал "Апостроф", решение о повышении было отложено минимум на месяц. Постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше по этому поводу заявил, что фонд все же рассчитывает на выполнение Украиной взятых обязательств по реформированию энергетического сектора. Тогда как в правительстве несколько неожиданно стали менять риторику относительно цены на газ. Министр социальной политики Павел Розенко заявил, что правительству следует начинать договариваться с МВФ об отмене повышения тарифов, поскольку стоимость газа в мире снижается. Но это далеко не основная причина. По словам Розенко, с ростом тарифов количество желающих получить субсидию возрастет. И едва ли государство сможет удовлетворить эти запросы. "Повышение цен на газ для населения приведет к тому, что в системе субсидий будет привлечено около 9,5 млн семей. На это финансирование не предусмотрено, и по нашим подсчетам нам нужно не 35 млрд грн, а самое малое 55 млрд грн, что приведет к резкому увеличению расходов государственного бюджета, а такого количества доходов у нас нет", – сказал Розенко.
По мнению вице-премьер-министра – министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, государство уже защитило всех, кто в этом нуждается, предоставляя им субсидии. "Все остальные, кто не оформил субсидии, может платить, но не хочет", – отметил вице-премьер, заявив также о необходимости разработать механизм отключения от предоставления услуг должников за ЖКХ услуги.
Но практика показывает, что украинцы со средними по официальным меркам доходами не могут рассчитывать на получение субсидий. Это подтверждают расчеты онлайн-калькулятора, размещенного на сайте правительства. Семья из двух взрослых и ребенка, имея две средние зарплаты (около 8724 грн), не сможет претендовать на субсидии при "средней" квитанции за ЖКХ услуги 1250,1 грн. И в таком случае расходы на "коммуналку" "съедят" более 14% всех доходов. Тогда как в семье из четырех человек при таком же уровне дохода полагается субсидия в размере всего лишь 36,5 грн, что едва ли облегчит им финансовое бремя. При этом важно учитывать, что далеко не во всех регионах уровень зарплат соответствует средним показателям по стране, и более 41% семей, получивших субсидии в январе, состояли из одного человека. И, к примеру, пенсионер с 1,5 тыс грн дохода, обратившись за субсидией, получит "скидку" около 1106 грн при начисленных к оплате 1250 грн.