Постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги вынуждает украинцев, особенно тех, кто не имеет права на получение субсидий, более рационально подходить к вопросу использования энергоресурсов. При этом в правительстве утверждают, что энергоэффективные меры могут сократить расходы на отопление в несколько раз. "Апостроф" выяснил, так ли это, и что нужно делать гражданам, чтобы платить меньше по счетам за услуги ЖКХ.
Уже совсем скоро украинцы ощутят всю "прелесть" повышения цены на газ – в декабре, в преддверии зимних праздников, в их почтовых ящиках появятся платежки с новыми цифрами. Как известно, правительство с 1 ноября 2018 года повысило цену газа для населения на 23,5% ради получения финансирования со стороны Международного валютного фонда (МВФ), без которого страну мог накрыть очень серьезный кризис. Чего властям совершенно не хотелось делать накануне президентских выборов весной 2019 года. В связи с чем было принято решение согласиться на меньшее из зол в виде увеличения тарифов.
Но рост цен на газ – лишь первая часть "Марлезонского балета". Дело в том, что это тянет за собой повышение тарифов на горячую воду и отопление – на 15%, а то и больше. Эту "радость" украинские граждане ощутят, скорее всего, когда получат платежки за декабрь.
Тарифы на отопление и сегодня достаточно внушительны, составляя нередко до половины всей суммы расходов на услуги ЖКХ. С ростом цен неизбежно увеличится число получателей жилищных субсидий и, соответственно, общие расходы государственного бюджета на их выплату. Таким образом, государству повышение стоимости коммунальных услуг так же невыгодно, как и простым потребителям.
И выход из этой ситуации есть! По крайней мере, так считает вице-премьер - министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. По его словам, существуют определенные меры, которые смогут сократить суммы в счетах за отопление в 4 раза. В качестве примера он привел некий дом в Днепровском районе Киева, который "за счет проведенных энергоэффективных мер" платит за отопление в четыре раза меньше, чем соседние дома.
(Энерго)эффективный аудит
Тут возникает главный вопрос: можно ли опыт упомянутого дома использовать в масштабах всей страны?
"Действительно можно, особенно, если речь идет о домах относительно нестарых, в которых не требуется проведение кардинальных изменений, капитального ремонта", - сказал "Апострофу" директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.
По словам эксперта, сейчас стоимость тепловой энергии и горячей воды может отличаться не только в зависимости от города или даже района, но и каждого конкретного дома. "Это связано с тем, что дома строились в соответствии с разными требованиями, с разными нормами, в частности, касающимися термоизоляции. Если термоизоляции вообще нет, на тепловизоре нельзя будет отличить, где стена, а где окно", - пояснил он.
Таким образом, одной из ключевых энергоэффективных мер является термомодернизация.
Однако прежде, чем осуществить ее, следует провести так называемый энергоаудит. Как рассказал нашему изданию эксперт в сфере ЖКХ Андрей Никончук, в ходе такого аудита определяется базовый уровень энергопотребления, то есть то, что есть сейчас, а также перспективный уровень потребления - то, чего можно ожидать после осуществления всего комплекса мероприятий, рекомендуемых энергоаудитором.
По словам Никончука, такие мероприятия могут включать в себя утепление крыш и стен, а также подвальных помещений. "Также, безусловно, это - утепление абсолютно всех инженерных коммуникаций, которые связаны с горячей водой и отоплением", - рассказал эксперт. Он добавил, что также рекомендуется установка регуляторов на батареи, чтобы можно было регулировать потребление в каждом конкретном жилище.
Все это, по его словам, поможет существенно сократить расходы населения на отопление. "В четыре раза – это много. Наверное, если говорить, что это – сооружение без окон и дверей, то тогда, можно эти три четвертых (расходов) убрать. А, если это – убитая "хрущевка", то реально – на 40%", - заявил он.
Андрей Никончук считает, что потребитель сам должен решать, имеют ли смысл модернизационные мероприятия. В некоторых случаях, по его словам, их проведение будет нецелесообразно. Речь идет о старых и изношенных домах. "Дешевле их снести и на их месте построить что-то новое", - пояснил специалист. По его словам, речь идет о "комплексной реконструкции кварталов устаревшего жилого фонда".
В Украине до сих пор нет единого видения решения этой проблемы. На сегодня Минрегионразвития предлагает, как проводить модернизацию таких домов, так и отправлять под снос наиболее ветхое жилье. Но для этого нужно вносить изменения в законодательство, поскольку для таких действий сейчас необходимо заручиться согласием 100% жильцов таких домов, что практически нереально, тогда как в мировой практике применяется норма 60-70%.
Бюджетное (недо)финансирование
Важным моментом в вопросе проведения энергоэффективных мероприятий является финансирование.
В Украине создан так называемый Фонд энергоэффективности, который, по словам Геннадия Зубко, должен полноценно заработать в 2019 году. Вице премьер рассказал, что в уставный капитал Фонда правительство направило 1,5 миллиарда гривен, а еще 3 миллиарда гривен предоставили международные партнеры. В свою очередь, премьер-министр Владимир Гройсман сообщил на днях, что в следующем году на программу "Теплые кредиты" планируется выделить 400 миллионов гривен. Гройсман сообщил, что за время действия этой программы с 2014 года ею воспользовались около 500 тысяч домохозяйств, приобретая на кредитные средства энергоэффективное оборудование. При этом, если брать текущий год, возмещение по использованным "теплым кредитам" составляет от 20% до 70%.
Однако выделяемых на "теплые кредиты" средств недостаточно, убежден Андрей Никончук. "Эта сумма будет выбрана за 4 месяца", - заявил он, добавив, что она должна быть увеличена, как минимум, в 10 раз. По словам эксперта, выделяемые на энергоэффективность суммы в десятки раз меньше, чем расходы на субсидии - в проекте госбюджета предусмотрена сумма в 55,1 миллиарда гривен, которая, по мнению Никончука, может вырасти до 90 миллиардов гривен.
Но украинцам, которые хотят сделать свое жилье более энергоэффективным, не стоит особо рассчитывать на власть. "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если мы хотим платить меньше, то это – наше дело", - пояснил Геннадий Рябцев.
А Андрей Никончук, в свою очередь, считает, что постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги заставят наших граждан ответственнее относиться к тому, сколько и за что они платят. "С этими ценами на услуги ЖКХ все станут специалистами", - сказал он.
Потребитель (не)всегда прав
Но это не значит, что власти могут самоустраниться от решения этой проблемы.
По словам Геннадия Рябцева, правительство должно сформировать политику в этой сфере. В частности, считает он, в ней должен быть сформулирован отказ от "затратного тарифообразования". "Цены должны не только стимулировать население к рациональному использованию энергоресурсов, но также стимулировать поставщика к сокращению его затрат, в первую очередь, непроизводственных потерь. У нас сейчас все, что течет мимо трубы, все, что рассеивается в окружающей среде, - это ответственность не поставщика, а потребителя. Мы платим за дырявые трубы, мы платим за отсутствие тепловой изоляции, за коэффициент полезного действия в районе 60%, притом, что у современного – 96-98%", - отметил эксперт.
Также, по его словам, важным моментом является защита прав потребителя. "Потребитель имеет только обязанности – не имеет абсолютно никаких прав. Перед потребителей никто не несет никакой ответственности. Неверно, когда говорят, что рынок – это возможность выбора. Рынок – это защита твоих прав. Возможность выбора между двумя бандитами ничем не лучше монополии. Это (защита прав потребителей) – задача государства", - резюмировал Рябцев.