RU  UA

Пʼятниця, 19 квітня
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Промисловість

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Олексій Дорошенко: Зараз всі ринки ділять заново, як це було на початку 90-х

Генеральний директор Української Асоціації постачальників торговельних мереж розповів, що впливатиме на ціни на продукти в 2017 році

Генеральний директор Української Асоціації постачальників торговельних мереж розповів, що впливатиме на ціни на продукти в 2017 році Голова Асоціації постачальників товарів для торговельних мереж Олексій Дорошенко Фото: Владислав Мусієнко

В прошлом году украинцы тратили на продукты питания основную часть своего дохода. Поэтому любое повышение цен больно било по их кошельку. Например, чего только стоит резкое подорожание гречки, молочной продукции, а позже и яиц. Благо, цены на остальные продукты росли медленнее – украинцы пожинали благостные плоды спекулятивного подорожания товаров в 2015 году. Что влияло на цены в Украине в прошлом году, и какие факторы будут определять их стоимость в году наступившем «Апостроф» расспросил генерального директора Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

- Алексей, ваша ассоциация ежемесячно мониторит цены на продукты питания в супермаркетах и на рынках Украины. Можете сказать, насколько выросла стоимость продуктов в 2016 году?

- Сразу уточню: ассоциация, в первую очередь, смотрит на данные Государственной службы статистики. И только в случае, когда служба дает какие-то аномальные, на наш взгляд, цифры, мы мониторим цены самостоятельно. Но, в основном, ассоциация опирается на данные Госслужбы.

Теперь, если вернуться к вопросу о динамике цен в Украине. На них влияли, как рыночные, так и нерыночные факторы. Рыночные – это мировые цены на продовольствие. Например, если в Европе цена на какой-то товар снизилась на 1%, то буквально через неделю-две она снижается на 1% у нас. Причем, рядовой покупатель этого даже не замечает. Ему кажется, что это просто продавец уступил ему 1-2 грн на килограмме мяса.

Нерыночные же факторы – это влияние на рынок отдельных монополий, например, как это было с гречкой или хлебом. Например, раньше, в период подъема цены на гречку, ее начинали импортировать из-за рубежа. В этом же году такого не произошло. Рынок замкнулся. Поэтому и цены на гречку резко взлетели вверх.

Подобная ситуация могла произойти и на рынке хлеба. По крайне мере, по моим данным, его отдельные производители планировали поднять цены на 20%. Но не получилось. От этой идеи временно отказались.

- Почему?

- Скорее всего, потому, что после того, что творилось на рынке гречки, такое повышение цен сразу бы заметили. Поэтому производители планируют повысить цены на 5% в январе-феврале - вполне нормальный рост на фоне роста себестоимости производства и повышения минимальной заработной платы в хлебопекарной отрасли.

- То есть, я вас правильно поняла, на рынке зерновых, как и на рынке гречки, условия теперь диктуют монополисты?

- Да. Прошлогодний урожай гречки был скуплен несколькими крупными игроками, а тот запас, который остался, например, у небольших аграрных хозяйств, повлиять на ситуацию на рынке уже не смог. Да и кто отказался бы от прибыли в 300-400%?

Зерно же в этом, как, впрочем, и прошлом сезоне массово скупали новые политические элиты. Кроме того, у нас все больше монополизируется производство хлеба. Если раньше, например, в каждой области было от трех до 10 маленьких хлебокомбинатов, то сегодня на их место пришли комбинаты нескольких крупных производителей (например, «Одесский каравай», харьковская компания «Кулинич»), которые работают по всей Украине.

Голова Асоціації постачальників товарів для торговельних мереж Олексій Дорошенко Фото: Владислав Мусієнко

- Если все же вернуться к цифрам. Насколько выросли средние цены на продукты в 2016 году?

- Хочу отметить, что рост цен в этом году был достаточно терпимый. Лично я в начале года предполагал, что инфляция будет больше. Так, в январе-феврале, когда произошел очередной скачек доллара, мы в Ассоциации посчитали, что продуктовая инфляция будет 25%. Кабмин же озвучил цифру 18%. В итоге, продуктовая инфляция уложились в 15-17%. Объясню почему. Например, у нас очень сильно дорожала молочная продукция. Только за полгода цены на нее выросли более чем на 40%. Также баснословный рост показали цены на гречку. В то же время стоимость овощей в Украине в этом году снижалась – сначала с января по август, а потом еще раз - с августа по ноябрь. Соответственно, сейчас овощи на 30-40% дешевле, чем в прошлом году в этот же период.

Отмечу, что тут свою роль сыграл и нерыночный фактор. Мы создали ажиотаж на рынке овощей в 2015 году, когда с октября по ноябрь цены выросли сразу на 70%. Поэтому следующим шагом было снижение стоимости овощей до нормального уровня в 2016 году. Иными словами, сейчас мы испытываем привилегии очень сильного подорожания продукции в прошлом году. То же самое происходит и на рынке яиц.

- А как будут меняться цены на продукты в новом году?

- В 2017 году повышение цен на питание будет еще менее значительным. Но это при умеренном сценарии, то есть, при росте курса до 30 грн/$. Но вот если курс подскочит до 33-35 грн/$, то, поверьте, 12% продуктовой инфляции и близко не будет. Она будет значительно выше.

Сейчас, к слову, продукты дорожают быстрее, чем растет инфляция. Что, впрочем, неудивительно - обычно дорожает то, что больше всего покупают. А доходов украинцев сейчас хватает только на продукты питания и коммунальные услуги. Например, согласно данным Госслужбы статистики, за третий квартал 2016 года 49% дохода мы тратили на продукты питания, алкоголь и табак.

- К слову, поднятие акцизов на алкоголь и табак сильно ударит по потребительской корзине?

- У нас сегодня повышаются не только акцизы, но и растут минимальные розничные и минимальные оптовые цены на алкоголь. Таким образом, каждый квартал дорожает спиртное и табак. Поэтому в следующем году цены будут повышаться, даже не знаю, еще сколько раз. Это, конечно же, приведет к росту теневого сектора на этих рынках.

- Есть вероятность того, что контрафактная продукция попадет даже в супермаркеты?

- В торговых сетях с алкоголем все хорошо. У них все легальное. А вот в небольших магазинах, не говоря уже о киосках или каких-то «генделиках», можно найти и поддельный алкоголь, и контрафактные сигареты.

Голова Асоціації постачальників товарів для торговельних мереж Олексій Дорошенко Фото: Владислав Мусієнко

- Уже несколько лет в супермаркетах наблюдается тенденция замены импортной продукции на отечественную. В новом году она продолжиться?

- В сегменте алкоголя нет. Поскольку акцизы на него в Украине постоянно растут, то импортная продукция становиться все более конкурентоспособной, а наша, наоборот, теряет позиции. Сейчас нередко украинские вина дороже, чем импортные – молдавские, чилийские. То же касается и пива.

Если же говорить о продуктах питания, то доля украинской продукции продолжит расти, потому что она хоть немного, но дешевле импортной.

Вообще, интересно, что все эти перетрубации со спросом и поставками привели к тому, что после многих лет торговые сети наконец-то начали конкурировать между собой. Сейчас они борются не за прибыль, а за жизнь. Многие торговые сети ушли или собираются уходить с рынка.

- Вы можете сказать, кто ушел с рынка в 2016 году?

- Тут нужно говорить, скорее не об уходе, а об оптимизации активов некоторых ритейлеров. Например, появилась тенденция, когда торговая сеть не продает все магазины одному конкуренту, а продает их трем-пяти разным компаниям в разных городах. Так, например, поступает Billa. В Харькове оператор продал свои магазины местной региональной сети. Также в этом городе поступила и «Фора». В Киеве происходит тоже самое. При чем, если раньше было: «не дай Бог уступить торговую точку своим конкурентам», то сейчас – хотите, берите. Сети все борются за выживание. Все находятся на пределе.

Я могу сказать, что за кадром остается много договоренностей, сделок, переговоров, которые выльются в очередные поглощения магазинов и торговых сетей в 2017 году. У нас останется всего несколько сетей. Но, как ни парадоксально, чем меньше их у нас будет, тем больше сети будут конкурировать между собой.

- Насколько я знаю, слухи о поглощении торговых сетей ходят по рынку годами. Но тот же «Фуршет», которому постоянно приписывают банкротство, до сих пор жив…

- «Фуршет» закрывает определенные магазины, уменьшает их площади, но продолжает бороться за свою жизнь, оставляя точки, которые еще конкурентоспособные. Приблизительно также ведет себя «Велика кишеня». У нее также все плохо, но она продолжает бороться. Тут еще нюанс в следующем – многие владельцы торговых сетей больше ничего не умеют, кроме как вести ритейл-бизнес.

- В конце декабря Кабинет министров продолжил отмену госрегулирования цен на продукты. Вы считаете это правильное решение?

- Цены за три месяца, в любом случае, выросли. Быстрее всех дорожали молочка и яйца. Повышение цен на эти продукты происходили по ряду причин, среди которых и отсутствие ценового регулирования, и сезонный фактор, и монополии. Именно из-за неудовлетворенности результатом правительственного эксперимента премьер-министр хочет продлить сроки эксперимента. Таким образом, Кабинет министров хочет иметь рычаг влияния на недобросовестных производителей. Ведь, если последние цены поднимут, правительство в любой момент может вернуть госрегулирование. Премьер Владимир Гройсман же не сказал, до какого срока они продлили отмену госрегулирования? Нет. Более того, правительство даже не говорило, какой рост цен ожидало. В январе три месяца закончились, а никто не сказал, что хотел получить на старте.

Голова Асоціації постачальників товарів для торговельних мереж Олексій Дорошенко Фото: Владислав Мусієнко

- 22 декабря Антимонопольный комитет, Министерство аграрной политики и продовольствия и Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей подписали Меморандум о сотрудничестве. Главной задачей их взаимодействия якобы будет оперативное решение проблемных вопросов по ситуации на рынках потребительских товаров, в том числе ценовых. С чего вдруг такое рвение АМКУ решать потребительские вопросы?

- В течение года мне неоднократно приходилось критиковать работу или вернее бездействие АМКУ на потребительском рынке. При этом я подчеркивал, что Антимонопольный комитет плодотворно работает в секторе услуг для бизнеса. Но в период падения уровня жизни его бездействие на потребрынке становится угрожающим. Сегодня как никогда необходимо сотрудничества АМКУ и Госпродпотребслужбы. Ведь только совместными усилиями и с участием профильных ассоциаций можно обоснованный необоснованный рост цен на некоторые продукты, который мы имели в том числе в 2016 году. Отсутствие конкуренции и картельный сговор является главной причиной роста цен на такие товары, как гречневая крупа, куриное филе, куриные яйца и пр.

Учитывая это, на последнем заседании общественного совета при АМКУ наша ассоциация устроила маленький скандал: мы заявили, что подаем свое заявление о выходе из совета, если АМКУ не включится в решение проблем потребрынков. И после этого мы видим, что ключевые госорганы таки подписали меморандум о сотрудничестве. И я могу это только приветствовать. Ведь по вопросу бездействия антимонопольного регулятора мы планировали обращаться даже непосредственно к Президенту.

Другой вопрос, что за декорацией должен быть какой-то результат. Поэтому сейчас важно посмотреть, будут госорганы что-то делать вместе или нет. По крайней мере, обмен данными между ними будет производиться. Например, предполагается, что АМКУ и Госпродпотребслужба будут взаимодействовать по предоставлению взаимной методической помощи по мониторингу рынков потребительских товаров, оперативному обмену информацией в случае возникновения ценовых колебаний на этих рынках, в разработке проектов законов, других нормативно-правовых актов по вопросам регулирования деятельности рынков потребтоваров.

Торговые сети мы уже побороли, теперь нужно побороть монополизим на некоторых рынках продуктов питания. То есть, разобраться с производителями той же курятины, яиц, хлеба, кондитерских изделий.

- Какие еще тенденции будут наблюдаться на рынке продтоваров в 2017 году?

- Я точно уверен, что многие вещи в следующем году будут нетрадиционными и нестандартными. Будет наблюдаться такая же аномалия, как в прошлом году. Также будет становиться меньше торговых сетей, что, как я уже говорил, благотворно повлияет на обслуживание покупателей. В Киеве продолжит уменьшаться количество рынков.

В то же время, будет все больше попыток монополизировать рынки производства: хлеба, кондитерских изделий, еще каких-то продуктов. Даже тех, о которых мы не догадываемся. Сейчас все рынки делятся заново, как это было в начале 90-х. Поэтому сейчас возможно все.

Читайте також

Нова війна між США і Китаєм: хто заволодіє нафтою XXI століття

Між США та Китаєм загострюється боротьба за лідерство у сфері виробництва мікрочіпів, що загрожує потрясіннями для всього світу

На США сподівань мало: чим українська зброя може бути корисною Європі

Україна та ЄС співпрацюватимуть у сфері ОПК через військову загрозу з боку Росії

Нова "Лелека" в небі: як працює надсучасний БПЛА

Новий українсько-чеський розвідувальний комплекс Leleka LR незабаром надійде на озброєння ЗСУ