Третий год правительство пытается тщетно избавиться от госсобственности, но доходы казны от приватизации до сих пор носят виртуальный характер. Осуществление масштабной приватизации в Украине в 1992 – 1998 годах было одним из ключевых элементов реформ, призванных изменить существующую экономическую систему и обеспечить рост народного хозяйства.
Известно, что в 1992 году доля государственной собственности составила 92% по стоимости основных фондов и более 70% по количеству предприятий. Но благодаря приватизации в исторически короткие сроки негосударственный сектор занял доминирующее место в экономике.
За годы реформ в Украине было разгосударствлено более 128 тыс. объектов, а удельный вес предприятий негосударственной собственности в производстве промышленной продукции составил около 70%.
Взятка на мизере
Новый этап приватизации начался в 2014 году. Правительство, сформированное после революции Достоинства, взяло курс на продажу крупных государственных предприятий, однако в течение 2014-2015 годов положительных результатов достигнуто не было. В течение этих лет доходы от продажи госимущества были мизерными – по 1% от запланированных.
Поэтому на 2016 год возложили большие надежды как на год масштабной распродажи госкомпаний. В проведении приватизации заинтересованные международные организации, которые сотрудничают с Украиной.
Но пока в стране не наблюдается большого притока иностранных инвестиций, справедливая и прозрачная приватизация государственных предприятий является единственным фактором восстановления экономики Украины в 2016 году.
Всего в качестве объектов приватизации в 2016 – 2017 годах рассматривается около 450 объектов. Из них 20 крупных предприятий, 50 – средних компаний и около 380 – объекты малой приватизации. Всего в государственной собственности должно остаться не более 300 предприятий.
От продажи госкомпаний в 2016 году ФГИУ планировал пополнить бюджет на 17,1 млрд грн. Однако и этот план по приватизации выполнен не был.
В прошлом году было продано лишь 139 объектов государственной собственности и 406 – коммунальной. При этом поступления от приватизации составили весьма скромные 188,9 млн грн. Данная цифра составляет лишь 11% от запланированного.
В ФГИУ такие низкие показатели объяснили тем, что большая приватизация еще не началась, эти средства были получены от продажи объектов малой приватизации и четырех пакетов акций на фондовых биржах. И поступления от приватизации в 2017 году ожидаются все те же 17,1 млрд грн. Впрочем, существует вероятность, что приватизация в этом году также будет сорвана.
Вишенка на торте
Итак, каковы же самые ликвидные с точки зрения правительства госактивы, выставленные на продажу в этом году?
Одесский припортовый завод
Конкурс по продаже 99,6% госпакета акций Одесского припортового завода (ОПЗ) в форме аукциона с открытым предложением цены был объявлен 13 июня 2016 года.
ОПЗ – второй по величине производитель аммиака и карбамида и третий – по выпуску азотных удобрений в Украине. Предприятие также осуществляет перегрузки химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт. Так, завод является конечным звеном аммиакопровода Тольятти – Горловка – Одесса. ОПЗ является монополистом на рынке услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака в Украине.
Согласно финансовому отчету, опубликованному на сайте предприятия, ОПЗ закончил 2015 год с чистой прибылью 218,5 млн грн, при этом в 2014 год предприятие получило убыток в размере 633,2 млн грн.
Условия конкурса приватизации предприятия предусматривают участие не менее двух соискателей, один из которых должен быть нерезидентом. Кроме того, существует законодательное требование – не допускать к приватизации компании из России.
Начальная цена бывает определена в 13,175 млрд грн ($527 млн по курсу НБУ). Но в МВФ и ЕБРР считают, что такая цена является завышенной. Международные организации опасаются, что многие авторитетные западные инвесторы, взглянув на цену, даже не станут интересоваться условиями продажи. В результате конкурс по приватизации ОПЗ в июле 2016 года был сорван.
Кроме высокой стартовой цены актива, проблемами для продажи стали: долг ОПЗ перед Group DF, суды с компанией "Нортима", ограничения на репатриацию дивидендов, отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора.
Энергетическая распродажа
В 2016-2017 годах на приватизацию ожидали около 20 крупных предприятий в энергетическом секторе, в которых государству принадлежит от 25% до 100% акций.
Центрэнерго
На конец 2016 года была запланирована приватизация ПАО "Центрэнерго". Сейчас продажа компании перенесли на I кв. 2017 года ПАО – непростой объект для приватизации. Многие котлы компании работают на угле марки А (антрацит), который добывается только на подконтрольных сепаратистам территориях Донбасса.
В состав "Центрэнерго" входят три ТЭС - Трипольская, Змиевская и Углегорская, которая находится почти на линии соприкосновения, что также не упрощает продажу актива.
Суммарная установленная проектная мощность составляет 7665 МВт – 14% генерирующей мощности Украины. Фонд госимущества рассматривает возможность продажи трех тепловых электростанций, входящих в состав "Центрэнерго", отдельно.
Облэнерго
Государству принадлежит контрольный пакет акций в шести облэнерго: 70% "Николаевоблэнерго" и "Харьковоблэнерго", 71% "Черкассыоблэнерго", 60% "Запорожьеоблэнерго", 51% "Тернопольоблэнерго", 70% "Хмельницкоблэнерго". Продав все эти энергокомпании, Фонд госимущества планировал получить 300 млн грн еще в 2016 году.
Незадолго до объявления приватизации шесть энергокомпаний под свой полный контроль пытался взять олигарх Ринат Ахметов. В компаниях ПАО "Киевэнерго", ОАО "ДТЭК Крымэнерго", ОАО "ДТЭК Донецкоблэнерго", "ДТЭК Западэнерго", "ДТЭК Днепрооблэнерго", "ДТЭК Днепроэнерго" 25% акций принадлежит государству, а контрольный пакет – Ринату Ахметову. Тем не менее попытка сделать публичные акционерные общества частными не увенчалась успехом.
Так, собрания акционеров данных предприятий для рассмотрения этого вопроса проводились, но представители ФГИ, зарегистрировавшись на собраниях, не голосовали за принятие таких решений, благодаря чему они не были приняты.
Также государство должно планах продать Херсонскую, Николаевскую Днепродзержинске и Одесскую ТЭЦ.
Банки, шахты и отели
В этом году Минагропрод планирует передать на приватизацию все госпредприятия аграрного сектора. Наиболее дорогой актив – "Кировоградский комбинат по выпуску продовольственных товаров", в котором государству принадлежит 99,5%. По данным ФГИ, его стоимость составляет 22,4 млн грн.
В горнодобывающей промышленности в оценке стоимости пока лидирует "Львовская угольная компания", в которой государственная доля 37,6% была оценена в 82,7 млн грн.
Минфин анонсировал выход из капитала крупнейших государственных банков – "Ощадбанка" и "Укрэксимбанка", начиная с середины 2018 году, а также остальных банков – уже к концу 2017 года.
В частности, на 2016 га была запланирована реорганизация или приватизация Государственного земельного банка Украины (Госзембанк). Рассчитывали, что продажа этого финансового учреждения принести бюджету 200-250 млн грн. В прошлом году так же пытались избавиться от государственного "Украинского банка реконструкции и развития", который успели оценить в почти 119 млн грн.
Ожидает покупателей 100% акций "Президент-отель", с оценочной стоимостью 330,1 млн грн.
Однако стоимостное лидерство всех этих предприятий весьма условно – большинство компаний все еще находятся в процессе оценки.
Быстро и мало
Одной из ключевых проблем в приватизационной сфере в 2014-2016 годах стала несогласованность стратегических целей и задач приватизации с концепцией осуществления экономических реформ, ориентирами социального развития, задачами инвестиционной модели развития.
Сформировался конфликт целей, при котором приватизационные процессы часто подчиняются сугубо текущим фискальным потребностям, а иногда – и узким лоббистским интересам отдельных корпоративных групп.
Это стало особенно ощутимым на пороге новой волны приватизации, которая будет охватывать ряд стратегически важных, системообразующих для национальной экономики объектов.
Проведение широкомасштабной приватизации государственного имущества в этом году имеет ряд серьезных рисков.
Во-первых, возможны низкие цены на объекты приватизации. Продажа имущества будет проходить, по сути, в экстремальных условиях, поэтому цена объектов государственного имущества может оказаться в 3-5 раз ниже, чем при обычных условиях.
Во-вторых, существует угроза недополучения бюджетом доходов вследствие ненадлежащей подготовки объектов к продаже из-за срочной необходимости проведения этого этапа приватизации.
В-третьих, в результате отсутствия четкости и прозрачности процессов приватизации 2015-2016 годах можно ожидать усиления недовольства населения.
В-четвертых, существуют риски, связанные с социально-экономическими последствиями приватизации в базовых отраслях экономики, особенно в энергетике.
В-пятых, есть риски, связанные со снижением эффективности деятельности приватизированных предприятий (по сравнению с предприватизационной периодом).