Украина должна разработать четкий план победы в военном противостоянии с Россией и провести для этого всего лишь несколько реформ. В то же время многое из происходящего сейчас непонятно с точки зрения национальных интересов. Об этом заявил в интервью "Апострофу" третий президент Украины Виктор Ющенко.
О двух выходах из войны:
Когда мы говорим о войне с Россией, то должны понимать, где проходит красная линия, ниже которой Украина не опустится. По моему мнению, красной линией для Украины в войне с Россией являются наша территориальная целостность и суверенитет. Из войны есть два выхода. Один — победа, второй — поражение. Мир наступает и после победы, и после поражения. Но какой мир мы выбираем? Я слышу, как многие говорят, что мир прежде всего. Однако в условиях этого перемирия (на Донбассе, — "Апостроф") мы в течение года потеряли больше людей, чем за 10 лет войны в Афганистане. Это нас чему-то научило? Наша нацеленность должна быть на мир, который мы достигаем через реализацию украинских национальных интересов. Не мир капитуляции. Черчилль когда-то сказал: "Хотите мира? Сдавайтесь. И вечером у вас будет мир. Мир несвободы. Мир раба. Мир, который вы примете на оккупированной земле, без политического суверенитета". Нам такой мир нужен? Этот вопрос я оставляю риторическим. Если мы верно выбираем политическую цель, мы дальше будем говорить о средствах ее достижения.
О ситуации вокруг аннексированного Крыма и торговле с ним:
С точки зрения простого гражданина, который наблюдает за ситуацией, я не понимаю, почему парламент Украины принимает решение о создании свободной экономической зоны на аннексированной территории (против которого выступают участники блокады Крыма, — "Апостроф"). Я — экономист по образованию. У меня нет ни одного аргумента, чтобы дойти до того видения ситуации, которое есть у правящих сил украинского парламента. Зона свободной торговли с Крымом — это метод предоставления мощной финансовой поддержки оккупанту, агрессивной политике Путина. Это колоссальные деньги. Мы понимаем, что 80% продуктов, идущих на аннексированную территорию, — это продукт, который не адресован Крыму. Это образ жизни. Бизнес на войне. И поэтому, конечно, образование (возможное, — "Апостроф") свободной экономической зоны на Донбассе является большой ошибкой. А крымскотатарские лидеры делают блестящую государственную работу. Я полностью разделяю такой подход на гражданском уровне.
Об отношениях Украины и России:
Я, как и миллионы украинцев, не понимаю, почему к нам летает "Аэрофлот" (разговор состоялся до решения Кабмина ввести санкции против этой компании и запретить ей полеты, — "Апостроф"), почему ходят московские поезда, почему через нашу территорию они ходят дальше... Я не понимаю, почему у нас безвизовый режим: с людьми, со страной, которую они ненавидят и оккупируют. Я не понимаю существующей двусторонней дипломатической активности. Адекватную ли мы оценку даем действиям агрессора и оккупанта? Или мы видим в этом что-то другое, что деморализует нацию, подрывает наш патриотизм. Великий гуманист Илья Эренбург когда-то говорил: "Для того, чтобы победить врага, его нужно ненавидеть". Другой формулы победы нет. У нас газеты московские, фильмы московские, речь московская. Нас обвиняют в том, что мы уважаем украинских героев, украинскую память, украинскую церковь, украинский язык. Так в этом суть нации! Нам нужна интегрированная нация. Это необходимый компонент для процветающей страны.
О плане победы над Россией:
Когда сегодня говорят о 26 реформах, которые необходимо провести, у меня складывается впечатление, что мы не понимаем приоритетов. Нам нужно провести 3-4 понятных реформы первого порядка.
Первое — это вопрос войны на востоке. У нас должен быть четкий национальный план победы. Слово ПОБЕДА я пишу большими буквами. Нам нужно не поражение, а победа над российской агрессией. Потому что без этой победы мы никогда не будем жить спокойно. Когда я говорю о победе, то имею в виду не только милитаристский компонент. Это целый ряд вещей, которые действуют параллельно для достижения одного результата. Это дипломатическое направление, военное, финансовое, экономическое, гуманитарное, санкционное и другие. В большинстве из них должен присутствовать международный компонент.
Вторая задача — финансовая стабильность. Я знаю мало исторических примеров, когда страна, которая побеждает, так сильно потеряла контроль над деньгами и ценами. Если мы девальвировали национальную денежную единицу на 320% и имеем инфляцию около 60%, мы, по сути, открыли второй фронт. Кроме российской оккупации, мы открыли второй фронт для нашего поражения. Финансовая стабильность не менее важна, как компонент победы, чем дипломатическая или военная.
Третий блок — новая экономическая политика. Это то, что должно быть на базе первых двух параграфов: дать ответ на то, как самообеспечить каждого украинца, дать ему рабочее место и денежное довольствие. Я не хочу ничего плохого сказать о финансовой помощи, но мы должны воспитывать себя на значительной доле самодостаточности. Работающая экономика, пакет новой экономической политики, — это то, что на две трети дает ответ относительно нашего благополучия сегодня, завтра, послезавтра. Это, кстати, является одним из компонентов победы над путинской агрессией. После этого можно говорить о коммунальной реформе, реформах образования, медицины и еще 26 реформах, которые называются. Понимая при этом, что одну реформу нужно делать в течение нескольких лет и больше нескольких реформ никакое правительство не потянет. Я не знаю правительства, которое провело 26 реформ.
Полный текст интервью с Виктором Ющенко читайте на "Апострофе" в ближайшие дни.