Во вторник, 15 декабря, в НАТО сообщили о запуске первых двух трастовых фондов, которые помогут Украине повысить свою обороноспособность. Первый из них касается логистики и стандартизации, а второй — медицинской реабилитации. Как удалось выяснить "Апострофу", в 2016 году ожидается запуск еще трех трастовых фондов. В частности, они предполагают доставку новейшего оборудования для контроля над воздушным пространством и улучшения системы кибербезопасности. Эксперты предполагают, что НАТОвские системы по контролю над авиаперемещением помогут Украине возместить потери в этой сфере, понесенные из-за аннексии Крыма.
15 декабря директор офиса связи Североатлантического Альянса в Украине Александр Винников сообщил о начале практической реализации первых двух трастовых фондов, которые были сформированы НАТО для того, чтобы помочь нашей стране справиться с военной агрессией России. Напомним, на саммите НАТО, который прошел в начале сентября прошлого года в Уэльсе, Альянс принял решение о создании четырех трастовых фондов в поддержку Украины. Позже был внедрен еще и пятый трастовый фонд по кибербезопасности. Также Украина и НАТО договорились о создании еще одного трастового фонда по разминированию.
По словам Винникова, реализация каждого из фондов будет приближать украинских военных к стандартам НАТО. Первые два касаются усовершенствования логистики и стандартизации ВСУ, а также медицинской реабилитации украинских военных, получивших ранения во время проведения АТО. Александр Винников отметил, что проект НАТО в реформировании логистики украинской армии рассчитан на три года, а его стоимость будет составлять 4,1 млн евро.
Трастовый фонд по медицинской реабилитации рассчитан на два года. Его бюджет составит 2,25 млн евро. Он предполагает организацию протезирования раненых военнослужащих, закупку необходимого оборудования, а также общее улучшение возможностей медицинского обеспечения Украины. "13 украинских военнослужащих уже получили помощь в виде медицинской реабилитации и закупки протезов. Профинансированы 4 визита экспертов и 11 мероприятий для повышения квалификации украинских специалистов", — отметил Александр Винников.
Таким образом, в Украине осталось запустить еще 3 трастовых фонда НАТО. Речь идет о модернизации системы связи и автоматизации ВСУ, улучшении уровня киберзащиты, а также запуске новой системы переподготовки и социальной адаптации военнослужащих. Как заявил "Апострофу" заместитель министра обороны Украины по вопросам европейской интеграции Игорь Долгов, переговоры по запуску оставшихся трастовых фондов находятся на заключительном этапе, а их реализация планируется в 2016 году.
Достаточно важной для обороноспособности Украины будет помощь НАТО в модернизации систем связи (Command, Control, Communications and Computers), пояснил Долгов: "Первым проектом в рамках этого фонда будет расширение возможностей Украины в плане контроля над воздушным пространством. Это позволит нам восстановить средства, потерянные в результате временной оккупации Крыма, и обеспечить более эффективный контроль над авиаперемещением". Игорь Долгов отметил, что в рамках этого фонда предполагаются также поставки Украине новейших средств связи.
В сфере кибербезопасности, как сообщил представитель Минобороны, сделаны все необходимые исследования, а также проведен тендер на закупку и поставку необходимого оборудования. "Сейчас мы заканчиваем необходимые юридические процедуры, и эти средства будут поставлены в Украину", — подчеркнул он. При этом, заметил Долгов, программа НАТО по переподготовке и социальной адаптации военнослужащих осуществлялась в Украине еще до начала российской военной агрессии: "Если раньше возможности фонда были направлены на подготовку военнослужащих после выхода на пенсию, то сейчас мы вместе с нашими партнерами думаем об адаптации воинов после демобилизации. Эта работа проходит через высшие учебные заведения по всей территории Украины. В течение следующего учебного цикла ожидается, что переподготовку пройдут около 600 военнослужащих".
Следует отметить, что в Украине действуют еще два трастовых проекта Североатлантического Альянса, реализация которых началась до российского вторжения. Это инициативы по перезахоронению радиоактивных отходов, а также уничтожению боеприпасов, легких вооружений, стрелкового оружия и противопехотных мин типа ПФМ-1.
По словам заместителя директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Антона Михненко, российская военная агрессия в отношении Украины значительно усилила диалог между Украиной и НАТО, в котором наметился некоторый спад после отказа Альянса удовлетворить заявку Киева на присоединение к Плану действий по членству (ПДЧ) в НАТО в 2008 году. В последние два года изменилось также мнение украинцев относительно членства в Альянсе. По данным социологического опроса фонда "Демократические инициативы", результаты которого были представлены 8 декабря, если бы в ближайшее время в Украине прошел референдум по вопросу членства в НАТО, то в нем бы приняли участие 64% от общего количества избирателей, из которых 75% поддержали бы присоединение к Альянсу.
Расширение сотрудничества между Украиной и НАТО не ограничивается запуском трастовых фондов. 26 ноября министр обороны Украины Степан Полторак сообщил об утверждении плана выполнения основных мероприятий по переходу Вооруженных Сил Украины на стандарты НАТО. По словам министра, документ содержит конкретные мероприятия с четкими сроками их выполнения к 2020 году. Он отметил, что в украинской армии уже введены 115 нормативов Альянса, а также разработан перечень из 402 стандартов, которые будут внедрены в ближайшее время. Задачу обеспечить полную совместимость ВСУ со стандартами НАТО к 2020 году поставил президент Петр Порошенко во время обсуждения новой военной доктрины. Эта цель достигается не только усилиями государства, но и волонтерами. К примеру, еще в конце лета участники так называемого "Волонтерского десанта" в Минобороны разработали летний камуфляж "Варан". Экспериментальная партия "Варана" в конце июля была направлена бойцам 79-й аэромобильной бригады ВСУ. Кроме того, с апреля инструкторы из Канады, Польши и США обучают своих украинских коллег на Яворовском военном полигоне во Львове, и это обучение тоже ведется по нормативам Альянса.
"Мы будем продолжать переходить на стандарты НАТО. Но дело в том, что этих критериев существует очень много. Это разветвленная система, которая насчитывает более 3 тыс пунктов. Причем там речь идет не только о материале из которого должна быть пошита военная форма, но и таких нюансах, как протоколы допроса военнопленных", — пояснил Игорь Долгов.
Вместе с тем, как заявил "Апострофу" военный эксперт, народный депутат Дмитрий Тымчук ("Народный фронт"), процесс перехода украинских военных к стандартам НАТО мог бы проходить интенсивнее: "На самом деле, сейчас в Минобороны и в Генштабе идет война мировоззрений — "совкового" подхода и сторонников современных методик. Из-за этого страдает эффективность процесса перехода к новым стандартам, который по пятибалльной системе я бы оценил на тройку".
Главными недостатками существующей системы Тымчук считает устаревшие принципы карьерного роста военных, когда хорошо проявивших себя в АТО бойцов не повышают в звании, а также сложную систему руководства в ВСУ: "Помимо того, что она является малоэффективной, эта система создает возможности для коррупции. Ведь чем больше звеньев участвуют в принятии решений, тем проще потом скрывать незаконные действия. В НАТО, например, действует принцип "чем проще система, тем проще ее контролировать".
"Конечно, все могло бы происходить гораздо быстрее, — соглашается Антон Михненко. — Но в целом, процесс изменений идет и есть основания надеяться, что мы рано или поздно станем членами НАТО. Потому что в коммюнике, подписанном в Будапеште (в 2008 году, по итогам саммита Североатлантического Альянса, на котором Украина рассчитывала получить ПДЧ, — "Апостроф"), было четко сказано, что Украина станет членом НАТО. Поэтому сейчас это вопрос времени".