RU  UA  EN

Понеділок, 23 грудня
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Політика
Погляд

Кабмину Яценюка дали время до сентября,— Алексей Гарань

Правительство не отправят в отставку до осени, но уверенности в быстрых реформах тоже нет

Правительство не отправят в отставку до осени, но уверенности в быстрых реформах тоже нет Критика в адрес правительства продолжится, а фракции, призывавшие Яценюка к отставке, будут только увеличивать свои претензии Фото: Владислав Содель

Во вторник, 16 февраля, Верховная рада не смогла отправить в отставку премьер-министра Арсения Яценюка. Насколько прогнозированным было это решение и чего ожидать от Кабмина, а также парламентской коалиции в дальнейшем, "Апострофу" рассказал профессор политологии Киево-Могилянской академии, научный директор Фонда "Демократические инициативы" Алексей Гарань.

О сохранении Арсения Яценюка на посту премьер-министра как об одном из возможных вариантов голосования в Раде я говорил с самого начала. Когда мне днем позвонили из одной газеты и попросили комментарий, ссылаясь на то, что все идет к уходу правительства в отставку, то я сказал, что такие выводы преждевременны и нужно дождаться итогов волеизъявления депутатов.

Более того, по моему мнению, к подобному исходу был готов сам Яценюк и его партия "Народный фронт". Представители этой политической силы говорили, что не нужно затягивать с процессом и сразу ставить вопрос на голосование. Судя по всему, они чувствовали, что достаточного количества голосов не найдется.

Обращение президента Петра Порошенко с призывом к Яценюку и Шокину сложить свои полномочия, скорее всего, было сделано в надежде на то, что премьер-министр сам подаст в отставку. Все выглядело так, что голоса для снятия Кабмина в Раде могли быть, а заявление Порошенко позволяло Яценюку красиво выйти из ситуации и самому добровольно заявить о сложении полномочий.

Западным партнерам смена правительства Яценюка могла быть выгодна только в том случае, если бы потом получилось достаточно быстро сформировать новый состав Кабмина. При этом опасения западных лидеров состояли в том, что после отставки правительства Яценюка в Верховной раде могло не хватить голосов для назначения нового состава исполнительного органа. То есть, между сохранением Яценюка и нестабильностью, по моему мнению, Запад хотел, чтобы в Украине сохранилась стабильность. Но это не значит, что Яценюка защищали.

С политической и формально-юридической точек зрения, сейчас эту стабильность действительно удалось сохранить. Правительство осталось и может работать как минимум до сентября. Почему? Да потому, что в ходе одной пленарной сессии дважды голосовать за отставку Кабмина нельзя.

Таким образом, Запад получил четкий сигнал, что в Украине не будет роспуска Верховной рады и досрочных парламентских выборов. При этом от нас ждут конкретных шагов по реформам. Отставка Виктора Шокина может пойти этому на пользу.

Тем не менее, я полагаю, что критика в адрес правительства продолжится, а фракции, которые призывали Яценюка уйти в отставку, будут только увеличивать свои претензии.

Выход из данной ситуации будет найден в том случае, если к осени правительство сможет продемонстрировать свою состоятельность. Впрочем, уверенности в этом нет. Потому что голоса за отставку Кабмина не дали как раз те фракции, которые связаны с нашими олигархами (именно из-за них, по мнению некоторых политиков и экспертов, в Украине достаточно медленно проходят реформы, "Апостроф").

При этом я не исключаю некоторых изменений в нынешнем составе правительства. Вопрос состоит в том, как они могут происходить. К примеру, в последнее время много разговоров о введении должности вице-премьера по европейской интеграции. Не исключено, что этот портфель мог бы успокоить кого-то из членов коалиции.

Большого оптимизма насчет того, что нынешнее правительство начнет быстро проводить реформы, нет. В то же время какое-то движение в этом направлении должно проходить хотя бы из-за их инстинкта самосохранения. В контексте изменений в государстве сейчас больше возможностей открывается для президента Порошенко. Он может принимать знаковые для общества решения, как, например, отставка Шокина. Дальше он может поддерживать или ветировать определенные законы. То есть у него больше возможностей проявить свою инициативу в проведении реформ. Будучи вынужденным сотрудничать с Яценюком, Порошенко сможет подталкивать правительство к изменениям.

Читайте також