Турецкая армия ведет артиллерийские обстрелы курдского ополчения в районе так называемого "Аазазского коридора" на севере Сирии, а также войск Башара Асада в провинции Латакия. Таким образом, турецкая артиллерия теоретически может угрожать позициям российских войск, которые воюют на стороне режима Асада и базируются в Латакии. При этом российская армия не сможет отвечать, поскольку Турция является членом НАТО и обстрелы ее территории будут расценены Альянсом как акт агрессии против одного из союзников. Это, в свою очередь, запускает механизмы коллективной безопасности Альянса, предусмотренные Североатлантическим договором 1949 года. Таким образом, российская группировка в Сирии может повторить судьбу украинских войск, которые летом 2014 года пытались перекрыть границу на Донбассе, и безнаказанно обстреливались с российской территории.
Артиллерийские обстрелы курдского ополчения на севере Сирии, в районе так называемого "Аазазского коридора", а также войск Башара Асада в северной части провинции Латакия, турки начали в минувшие выходные со своей территории. Как известно, сирийская армия, подконтрольная Асаду, пытается наступать на севере Сирии, а также в районе города Алеппо ("Аазазский коридор" находится неподалеку). Наступление развивается при поддержке российской авиации, которая базируется в Латакии.
Посол Сирии в Москве Рияд Хаддад заявил, что Турция начала обстрел сирийской территории, "выражая свой протест" против успехов сирийской армии: "Всякий раз, когда сирийская армия движется вперед, когда она побеждает, это, безусловно, вызывает ярость в Саудовской Аравии и Турции. Вот почему Турция начала обстреливать приграничные сирийские территории. Она продолжает вести эти бомбардировки и с воздуха, и из тяжелой артиллерии", — заявил посол российским журналистам.
Действия турецкой армии вызвали протест также в США и России. В частности, вице-президент США Джо Байден призвал турецкого премьера Ахмета Давутоглу "проявить сдержанность и прекратить обстрелы курдов в Сирии". А российская сторона высказалась еще жестче. "То, что сейчас происходит на турецко-сирийской границе — это абсолютный беспредел. В условиях подписания и принятия мюнхенского заявления Международной группы поддержки Сирии, когда все страны нацелились на прекращение насилия, Турция обстреливает населённые пункты через свою границу, перебрасывает туда деньги, людей, материально-технические средства. Просто потому, что не может пережить, что эти районы освобождаются от террористов, экстремистов — от тех, кого они так долго пестовали и так долго там поддерживали", — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Турция, впрочем, не собирается прекращать боевые действия. В среду президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Анкара продолжит обстреливать позиции курдских повстанцев в Сирии, поскольку лишь отвечает на огонь, который ведется со стороны курдов. "Пусть никто не подумает, что мы отступим. На каждый выстрел с той стороны (позиций сирийских курдов) мы ответим многократно", — заявил турецкий лидер.
Кроме этого, источники в Анкаре отмечают, что Турция хотела бы провести наземную операцию в Сирии вместе со своими международными союзниками. Желание принять участие в такой операции ранее выражали в Саудовской Аравии и ОАЭ.
Резкая реакция российской стороны на турецкие обстрелы, скорее всего, продиктована не только союзническим долгом перед Башаром Асадом. Дело в том, что российская группировка в Сирии может повторить судьбу частей Вооруженных сил Украины, которые летом 2014 года продвигались вдоль украинско-российской границы в Донецкой и Луганской областях, пытаясь взять ее под контроль. Тогда российская артиллерия, пользуясь тем, что украинские военные не могут ответить, безнаказанно обстреливала бригады ВСУ со своей территории, обеспечив формирование так называемого "южного котла" в июле-августе 2014 года.
Одним из самых трагических результатов таких безнаказанных обстрелов является ракетная атака под Зеленопольем 11 июля 2014 года. Только по официальным данным Минобороны Украины в тот день погибли 19 военнослужащих ВСУ и 93 получили ранения.
И хотя позиции российской армии в Латакии находятся достаточно далеко от сирийской границы (см. карту), но все же не настолько, чтобы турки не смогли устроить россиянам их собственное "Зеленополье". И тогда российские военнослужащие узнают, что такое не иметь возможности адекватно ответить. Ведь Турция является членом НАТО, а значит, любая попытка нанести ответный удар будет расценена как акт агрессии против одного из членов Альянса. Это автоматически приводит в действие механизмы коллективной безопасности, предусмотренные ст. 5. Североатлантического договора, и грозит военным ответом со стороны всего блока НАТО.
Красными квадратами (на карте справа) обозначены места обстрелов турецкой артиллерией
Фото: citeam.org