RU  UA  EN

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Політика

Вадим Новинский: В том, что церковный раскол у нас существует до сих пор, виноваты именно политики

Нардеп рассказал о ситуации в УПЦ МП

Нардеп рассказал о ситуации в УПЦ МП Народний депутат України Вадим Новинський Фото: Олександр Гончаров / Апостроф

"Апостроф" поговорил с народным депутатом Вадимом НОВИНСКИМ о ситуации с получением православной церковью в Украине томоса об автокефалии, настроениях среди верующих, атмосфере внутри партии "Оппозиционный блок", в парламентской фракции которой состоит политик, и многом другом. Первую часть интервью – о церковных делах – мы публикуем сейчас, накануне Крестного хода в Киеве, посвященному 1030-летию Крещения Руси.

- Вы активный участник процессов вокруг томоса об автокефалии и наверняка знаете, как обстоят дела. Решится ли все ко Дню крещения Руси 28 июля?

- Томоса точно не будет к этому дню. Священный Синод Константинопольской православной церкви заседал в начале июле, и там не был рассмотрен украинский вопрос. А следующее заседание намечено только на конец августа… Те заявления президента, да и всю развернутую с его подачи кампанию вокруг томоса нужно рассматривать не более как политическую акцию, очередной предвыборный ход, который, скажем так, не удался. Думаю, вообще до выборов не стоит ждать документа. Его не может быть в принципе…

- Вы настолько уверены?

- Церковь, отделенная от государства, живет по своим законам и традициям, которые сформировались за более чем две тысячи лет ее существования. И если рассматривать вопрос предоставления автокефалии той или иной церкви с точки зрения церковных законов и традиций, путь, который избрал президент Украины и о котором объявил на всю страну — ошибочный и даже незаконный. Так автокефалии не добиваются.

В 2016 года на совещании Предстоятелей православных церквей в швейцарском Шамбези был согласован документ под названием "Автокефалия и способы ее предоставления", в котором есть два ключевых момента – автокефалию может предоставлять только материнская Церковь, и это решение должно быть одобрено всеми поместными православными Церквями. На самом Критском соборе документ не рассматривался и не утверждался, но в нем заложены основные принципы, выработанные на основании церковных законов и традиций.

Мы очень часто слышим из уст президента и многих государственных мужей, мол, мы хотим создать поместную церковь. В Украине она есть, и это Украинская православная церковь во главе с блаженнейшим Онуфрием, признанная во всем мире, в том числе Вселенским патриархатом. Она является самоуправляемой с правами широкой автономии, ни административно, не финансово не завися от РПЦ, но находящаяся с ней в духовном единстве.

Нынешний статус нашей Матери-Церкви достаточный для того что бы в полном объеме выполняла свое служение. Как мы знаем, 25 июня на архиерейском совещании, которое прошло после празднования дня ангела Блаженнейшего Онуфрия, его участники поддержали эту позицию, составив соответствующее заявление…

Народний депутат України Вадим Новинський Фото: Олександр Гончаров / Апостроф

- А как вы прокомментируете последовавшее вскоре заявление митрополита Черкасского и Каневского Софрония, что он-де такого документа не подписывал…

- Он подписал и остается в лоне Церкви. Я, кстати, видел его на торжествах по случаю 30-летия возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской лавре…

Так вот, документ появился после обсуждения вопроса томоса на архиерейском совещании. Тема же сейчас на устах у всех. Страну трясет от этой инициативы президента, страну снова раскалывают… Участники совещания договорились письменно изложить позицию, которую все разделяют. Как я понимаю, тезисы были написаны за достаточно короткое время и были зачитаны, после чего все подписались. Что кто-то из участников чего-то не видел и не слышал — неправда…

- Но в Киевском Патриархате говорят еще об одном письме в поддержку автокефалии, которое подписали якобы около 10 архиереев УПЦ Московского патриархата, в том числе владыка Софроний и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко). Это ли не свидетельство раскола?

- Смотрите, никто не видел этих подписей. По информации, подписей насчитывается восемь, по другой – десять. А еще говорят, что все десять неизвестных архиереев написали письма-обращения к Вселенскому патриарху. Зато заявление епископата УПЦ публичное, подавляющее большинство архиереев его подписали, а те архиереи, которые по разным причинам отсутствовали поддержали его. Подписи Драбинко нет, потому что его не было…

Епископат УПЦ показал свою сплоченность и доказал, что он верен обету верности Церкви и ее предстоятелю. И когда спрашивали на том совещании, если кто-то подписал некое другое письмо, встаньте и скажите. Никто не поднялся!

Если кто-то из архиереев и подписывали какое-то письмо, то это было гораздо раньше. Подписями под общим заявлением епископата они дезавуировали предыдущее письмо. Мы же не знаем, в каких условиях эти письма подписывались. Но известно, какое давление оказывается сотрудниками СБУ на епархии по поводу поддержки автокефалии. В ход идут и банальный шантаж, и угрозы на всех уровнях. Прежде всего, на архиереев идет колоссальное давление, чтобы они присоединились к этой беззаконной, антицерковной акции…

- Какие вообще настроения в синоде Вселенского Патриархата сегодня? Оттуда звучат заявления, я бы сказал, с двойным дном, которые можно по-разному трактовать, что в принципе оппоненты и делают. Почему до сих пор не поставлена точку в этом вопросе?

- Точка в этом вопросе ставилась неоднократно, в том числе и Вселенским патриархом. В 2016, году на совещании в Шамбези,на вопрос "Как вы относитесь к украинской проблеме?" он ответил: "Я поддерживал и поддерживаю каноническую церковь Украины и никогда не признаю раскольников". Примерно то же самое говорилось на встрече 23 июня делегации Украинской православной церкви с руководством Вселенского патриархата, на котором, помимо, Вселенского патриарха Варфоломея присутствовали митрополит Пергамский Иоанн, митрополит Гальский Эммануил, митрополит Смирнский Варфоломей, а также сотрудники патриархии. Представителем вселенского Патриархата было сказано - мы признаем каноническую церковь Украины во главе с блаженнейшим Онуфрием, ни о каком признании раскола и речи быть не может. Мы хотим помочь нашим украинским православным братьям уврачевать раскол. Если "лекарства", которые ранее использовались при этой "болезни", не действуют, надо значит совместно найти новое средство. Мы будем руководствоваться принципом "Не навреди".

Народний депутат України Вадим Новинський Фото: Олександр Гончаров / Апостроф

Наши собеседники были также против политического вмешательства в церковные дела. Политики приходят и уходят, а Церковь была, есть и будет. Церковь не должна подстраиваться под желания политиков или сиюминутное настроение общества, иначе она превратится в политическую организацию. Следить за общественным мнением – удел политиков, хотя в Украине и это редко делают…

В том, что церковный раскол у нас существует до сих пор, виноваты именно политики. Если бы они не опирались на раскольников, проблему уже преодолели. Тем более она была бы преодолена, если бы еще и некоторые из иерархов других церквей своим молчанием, косвенно, не поддерживали раскольников иногда.

Мы знаем, что в ноябре прошлого года так называемый патриарх Филарет обратился с покаянным письмом в адрес архиерейского совещания РПЦ. После обнародования письма опять-таки вмешалась политика, и ему банально не дали покаяться. А ведь он не может, например, на Афон приехать. Нет, как мирянин – пожалуйста. Снимай облачение и поезжай на Святую гору. Но, как священнослужителя, никто его не пустит туда. И не примут никогда ни в каком патриархате.

- Вы не допускаете даже малейшей возможности, что томос об церковной самостоятельности будет предоставлен?

- Глубоко убежден, что даже косвенного документа о даровании автокефалии по просьбе так называемого "Киевского патриархата" и УАПЦ (отдельная Украинская автокефальная православная церковь – ред.) не может быть. Он спровоцирует гражданскую войну на религиозной почве, а это самая страшная из бед. В каждом селе и городе будут захватывать храмы нашей канонической Украинской православной церкви (УПЦ МП – ред.) в пользу Киевского патриархата. Кроме того, Филарет повторяет, что Киево-Печерская и Почаевская Лавры должны принадлежать "церкви", которую он создает при помощи государства. А народ Божий выйдет на их (Лавр) защиту, потому что это сердце и душа украинского православия. Прольется много крови, и велика вероятность того, что страна расколется. Вот к чему могут привести неразумные инициативы Президента Порошенко. И конечно же, ближайшие сто лет в Украине точно не будет единой Православной церкви.

- Учитывая автокефальное лобби внутри УПЦ Московского патриархата, переход части приходов и целых епархий под новую церковную юрисдикцию возможен…

- Всякое может быть. Однако подавляющее большинство архиереев, священства и верующих останутся верными обету, который они давали при рукоположении и крещении – быть верными своей Церкви…

Народный депутат Украины Вадим Новинский Фото: Олександр Гончаров / Апостроф

- Ваш прогноз: насколько массовым будет крестный ход в честь годовщины крещения Руси 27 июля?

- Мы знаем из опыта прошлых лет, что собиралось около 100 тысяч человек. В этом году, думаю, будет больше. Когда Церковь подвергается гонениям, народ мобилизуется. В разных епархиях УПЦ тысячи людей добровольно записываются ехать в Киев. Вместе с тем, в оргкомитет Крестного хода стекаются очень много фактов вопиющего вмешательства сотрудников СБУ в эти процессы. Транспортным компаниям и даже владельцам автобусов запрещают везти наших людей. В Одессе под давлением спецслужб вообще сняли "бронь" с вагонов в Киев. В то же самое время, из Администрации президента вышла разнарядка всем областным госадминистрациям собирать бюджетников для участия в шествии Киевского патриархата. И здесь ситуация прямо противоположная. Перевозчикам даются все преференции.

Если верующие так называемого Киевского патриархата будут во время своего шествия молиться за мир в Украине, то, слава Богу.

Власть нарушила все мыслимые стандарты и правила поведения в отношении церкви и верующих, поддерживая одних и создавая проблемы другим. Запреты, угрозы, давление… Я об этом уже написал в своем обращении в СБУ, ГПУ и МВС, надеюсь будет хоть какая-то реакция. Верю, у власти будет достаточно мудрости или хотя бы инстинкта самосохранения чтобы обеспечить уважение к правам человека и свободе совести в Украине.

- Каково ваше участие в подготовке крестного хода?

- Я как и миллионы верующих делаю все от меня зависящее, чтобы мероприятие прошло на высоком организационном и духовном уровне. И я конечно же приму участие в Крестном Ходе.

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter
Розділ: Політика

Читайте також