RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Політика

Украина разменяла многовек­тор­ность на без­инициатив­ность

Инициативы Петра Порошенко в международном переговорном процессе закрыты для общественности Фото: Владислав Содель

Канцлер Ангела Меркель и президент Франсуа Олланд перешли к "челночной" украинско-российской дипломатии, после того как стало окончательно ясно, что, во-первых, президенты Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев с этой ролью не справились. Во-вторых, двухнедельная пауза в общении Киева и Москвы и эскалация насилия на Донбассе начали угрожать превращением ситуации в неконтролируемую. Ведь не секрет, что сегодня все контакты между Петром Порошенко и Владимиром Путиным приостановлены, причем как через официальные каналы МИД, так и с помощью непубличной дипломатии Владислава Суркова, Виктора Медведчука, Бориса Ложкина и Руслана Демченко. В Киеве, Вашингтоне, Берлине и Париже стал отчетливо ощущаться вакуум дипломатических инициатив, а по правде говоря, – откровенная растерянность после терактов в Волновахе и Мариуполе, особенно после массовых смертей гражданских в районе Дебальцево.

О неустойчивости и сверхвысокой взрывоопасности ситуации на фронте свидетельствуют указ президента РФ Владимира Путина от 5 февраля 2015 года об объявлении в России общих военных сборов резервистов, а также подписанный в тот же день президентом Украины Петром Порошенко закон об увеличении предельного возраста и срока службы призывников в Вооруженных силах Украины. Пытаясь удержать ситуацию от скачкообразной эскалации, МИД ФРГ решил заблокировать поступление иностранного оружия в зону АТО с украинской стороны. Для предотвращения возможных поставок в Украину летального оружия из Польши и стран Балтии, в тот же день в Риге и Варшаве побывал министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Он попытался убедить лидеров и дипломатов Латвии и Польши в нецелесообразности продажи оружия украинцам.

Путин делает первый шаг

Первым за дело взялся президент России. В начале текущей недели он прислал обширные предложения по ревизии Минского меморандума в Берлин и Париж. К этому шагу Москва прибегла примерно через неделю после скандального телефонного разговора с Петром Порошенко, в котором Владимир Путин «непечатным словом» охарактеризовал несамостоятельность внешнеполитической линии украинского президента.

Представленный господином Путиным февральский проект «по урегулированию ситуации на Донбассе», между прочим, предусматривает два принципиальных для Москвы параметра: 1) пересмотр линии разграничения, зафиксированной в приложении к Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 в пользу текущего статус-кво на украинско-российском фронте; 2) введение международных миротворческих сил на оккупированные территории Донбасса, в частности, под эгидой ООН, о чем недавно прозрачно намекнул официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Вследствие украинско-немецко-французских консультаций 5 февраля 2015 года по первому пункту удалось достичь компромисса. Реализация второго находится под большим вопросом, что делает дальнейшие перспективы всего переговорного процесса весьма призрачными, учитывая принципиальное несогласие господина Порошенко ввести миротворцев.

Для Вашингтона новый подробно выписанный многостраничный план Путина оказался неприемлемым, ведь, среди прочего, в нем содержались практически неприкрытые угрозы. Поэтому после предыдущих телефонных консультаций в формате Олланд-Меркель-Обама было решено его доработать, взяв за основу Минский меморандум и, исключив все неприемлемые пункты, чтобы после согласования итогового текста с украинским президентом 5 февраля, выйти на его предметное обсуждение с Владимиром Путиным уже вечером следующего дня.

Переговоры по расписанию

Уже сейчас примерно понятен дальнейший переговорный график «нормандской группы»:

1) 05.02.2015 Киев: консультации Ангелы Меркель и Франсуа Олланда с Петром Порошенко, наработка пакета встречных предложений для Кремля;

2) 06.02.2015 Москва: обсуждение пакета мирных инициатив в формате Меркель-Олланд-Путин;

3) 06-08.02.2015 Мюнхен: отработка финального многостороннего документа дипломатами на встрече министров иностранных дел Штайнмайера-Фабиуса-Климкина-Лаврова. Не исключено, что там же состоится и его подписание, и публичная презентация, а также промежуточное подведение итогов мирных инициатив в формате Меркель-Байден-Порошенко;

4) 09.02.2015 Вашингтон: подведение окончательных результатов "челночной" дипломатии на встрече Ангелы Меркель и Барака Обамы. Также в этот день президент США рассчитывает согласовать с (а фактически – переложить на плечи) госпожой Меркель решение об отказе в предоставлении Украине летального вооружения. Накануне немецкий канцлер уже заявила об отказе ФРГ предоставлять Украине летальное оружие, поэтому результат встречи с Бараком Обамой известен заранее – свой фактический отказ предоставлять Украине оборонительное оружие президент США планирует закамуфлировать под согласование позиций США и ФРГ.

Чем ответит Меркель?

Исходя из имеющейся информации, по состоянию на утро 6 февраля, пакет договоренностей, на которые президент Петр Порошенко и его западные союзники вышли после пятичасовых консультаций накануне за закрытыми дверями, может выглядеть следующим образом: 1) сохранение территориальной целостности Украины; 2) предоставление отдельным регионам Донецкой и Луганской областей расширенных прав местного самоуправления; 3) запуск политического процесса путем проведения на оккупированных территориях выборов в органы местного самоуправления по украинскому законодательству; 4) конституционная реформа и децентрализация украинского государства; 5) гарантированное Москвой прекращение огня на условиях признания новой линии разграничения, отличной от зафиксированной в приложении к Минскому меморандуму; 6) отвод от линии соприкосновения тяжелых вооружений и обмен пленными; 7) создание СЭЗ в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; 8) восстановление социальных выплат на оккупированных территориях Донбасса; 9) нейтралитет, то есть отказ Украины от вступления в НАТО, который может быть оформлен и зафиксирован различными способами для того, чтобы позволить сторонам переговорного процесса сохранить лицо.

Не исключены из общего списка предложений, но крайне проблематичными пока остаются такие пункты, как: 1) введение международных миротворческих сил; 2) установление «эффективного контроля» на российско-украинской границе в той части, где она совпадает с территориями «ДНР» и «ЛНР». Именно по поводу последнего пункта, на котором особенно настаивают Киев, Берлин и Париж, ожидаемо могут возникнуть самые большие разногласия с Кремлем, ведь в таком случае Москва потеряет рычаги военно-оперативного управления ситуацией на оккупированном Донбассе. Впрочем, по первому пункту у Киева также есть существенные замечания и предостережения, о которых речь пойдет ниже.

Особенности национальной дипломатии

Развитие украино-российского кризиса в течение последней недели вскрыло целый ряд тревожных тенденций, которые требуют безотлагательного реагирования и корректировки своих действий со стороны руководства страны.

1. Слабость украинской дипломатической службы, которая: 1) фактически самоустранилась от реального переговорного процесса; 2) не генерирует никаких инициатив, которые могли бы лечь на стол переговоров в женевском, нормандском или минском форматах. Остановка процесса на уровне Минска вовсе не означает, что не нужно работать с европейскими столицами и Вашингтоном. Тем более, что климат в экспертной среде США и в самой Администрации Барака Обамы способствует более тесному взаимодействию посольства Украины с представителями Белого дома.

О вопиюще-пассивной роли украинского дипломатического ведомства следует упомянуть отдельно. Не секрет, что с недавних пор Павел Климкин вызывает нескрываемое раздражение в российском МИД, как и его предшественник Андрей Дещица. По свидетельствам источников, работу украинского МИД уже долгое время фактически остановлена. Министр Климкин очень редко встречается с подчиненными, не проводит совещания и мозговые штурмы, не говоря уже о стратегических дискуссиях.

Настоящим конфузом для него стала недавняя история с несвоевременным предоставлением контрольных образцов биометрических паспортов иностранным посольствам. Поэтому консульские отделы иностранных диппредставительств отказались выдавать визы украинским гражданам с паспортами европейского образца. Рассказывают, что в Администрации президента с нескрываемым разочарованием отреагировали на такое ведение дел руководством украинского МИД. Мол, «с такими друзьями - Путина не нужно».

2. Произошел определенный сдвиг настроений в американском внешнеполитическом экспертном сообществе по вопросу о предоставлении Украине летального оборонительного вооружения. Однако, несмотря на это, в ближайшем кругу президента Барака Обамы все еще остаются влиятельные чиновники, которые выступают идейными вдохновителями и провайдерами доктрины «военного невмешательства» в украино-российский кризис. Это, прежде всего, помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс, которая также возглавляет Совет национальной безопасности. Вместе со своим заместителем Аврил Гейнс она входит в внешнеполитическую команду президента Обамы, которая отвечает за стратегию и принятие ключевых решений – в том числе, и относительно украино-российского кризиса. По их мнению, предоставление летального оружия Киеву может спровоцировать еще более кровавую военную кампанию Кремля и осложнить и без того непростые отношения Вашингтона с Москвой в области ядерной безопасности и контроля за распространением ядерного оружия.

Пентагон традиционно оппонирует госпоже Райс по "украинскому вопросу" в лице своего бывшего руководителя, министра обороны Чака Хэйгела и действующего военачальника НАТО, генерала Филиппа Бридлава. В этом контексте особенно примечательным является опубликованный на текущей неделе доклад по украино-российскому кризису восьми бывших американских дипломатов-"тяжеловесов", в том числе Строуба Тэлботта, Иво Даалдера, Стивена Пайфера и Джона Хербста, который будет представлен на Мюнхенской конференции по безопасности 6-8 февраля. В докладе авторы утверждают, что предоставление Киеву летального вооружения позволит нанести большие потери пророссийским боевикам. Это повысит ставки в игре для Москвы, которая весь прошлый год поднимала их первой. По мнению экспертов, главное, в чем заключается задача поставок в Киев летального оборонительного вооружения – это заставить Путина вернуться за стол переговоров и отказаться от исключительно силового способа разрешения конфликта.

Госсекретарь США Джон Керри занимает выжидательную позицию и «открыт для нового обсуждения», колеблясь вместе президентом Бараком Обамой. Поэтому, от его визита в Киев на этой неделе источники в Белом доме с самого начала не ожидали реальных результатов, кроме обнадеживающей и морализаторской риторики, которая стала уже традиционной, но без намека на реальную эффективную помощь в противодействии агрессии России.

3. Сегодня в международном переговорном процессе нет ни одного сценария или проекта, который бы предложила сама Украина. По сути, в ближайшие дни все усилия «нормандской четверки» будут направлены на определение направления дальнейшего движения – одного из нескольких альтернативных форматов миротворческой миссии по урегулированию украино-российского конфликта. Таким образом, из-за пассивности ее дипломатического руководства Украине будет навязана переговорная повестка дня, содержащая отрицательный или сдержанно-негативный для нее сценарий дальнейшего развития событий. В интервью El Pais Петр Порошенко отказался от идеи введения миротворцев. Такая позиция представляется обоснованной, так как в составе международного миротворческого контингента в Украину могут войти (или быть легализованы уже расположенные на Донбассе) российские войска. Способна ли украинская сторона предложить свою альтернативу этому? Может случиться так, что в ходе дальнейших переговоров западные партнеры предложат Киеву финансовую помощь МВФ в обмен на миротворцев из РФ.

Источник: "Военно-промышленный курьер", № 8 (476) за 27.02.2013

Выдвинутый российской стороной миротворческий план содержит в себе еще одну опасность. Согласно докладу 2013 года начальника Генштаба ВС РФ генерала Валерия Герасимова о принципах ведения гибридных войн, введение миротворческого контингента является финальной стадией достижения и закрепления окончательного успеха в вооруженном конфликте. С этой точки зрения, целенаправленное уничтожение транспортной и коммунальной инфраструктуры сепаратистами создает основания для объявления в регионе гуманитарной катастрофы и склоняет общественное мнение к необходимости введения «голубых касок».

Любая война заканчивается переговорами. Предложения и инициативы – ткань переговорного процесса. К сожалению, приходится констатировать провал этого направления дипломатической работы с украинской стороны. Роль, которая должна была бы принадлежать украинской власти, сегодня взяли на себя лидеры Германии и Франции. Не предлагая инициатив, Киев собственноручно лишает себя международной субъектности. Предоставление оружия западными партнерами призвано лишь посадить Владимира Путина снова за стол переговоров. Что будет на этом столе – должны решать сами украинцы.

Читайте також