О Восточном партнерстве, Соглашении об ассоциации и безвизовом режиме для Украины в блиц-интервью корреспонденту "Апострофа" АРТЕМУ ДЕХТЯРЕНКО в рамках форума YES в Киеве рассказал еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства ЙОХАННЕС ХАН.
— Господин Хан, в последнее время все более очевидной становится неэффективность формата Восточного партнерства. Мы наблюдаем ситуацию, когда часть участников программы действительно хотят стать членами ЕС, а остальные — только препятствуют их стремлениям. Предвидится ли в этой связи реорганизация Восточного партнерства?
— Сейчас мы как раз пересматриваем нашу концепцию соседства и переговоров по расширению. Одним из основных элементов новой стратегии является разработка более индивидуального подхода к каждому государству. Дело в том, что три страны-соседа Европейского союза — Украина, Молдова и Грузия — стремятся стать частью ЕС. При этом остальные (Беларусь, Армения, Азербайджан, — "Апостроф") государства стараются не увеличивать дистанцию от своего восточного соседа (России, — "Апостроф"). И это нормально. Мы должны учитывать интересы наших соседей. Но при этом мы не должны забывать о собственных интересах. Поэтому мы сопоставляем их. Это делается ради блага наших соседей и нас самих. Главная цель ЕС сейчас — развитие двухстороннего подхода.
— То есть, вы говорите не о создании нового формата или реформировании Восточного партнерства, а о сотрудничестве на двухстороннем уровне при сохранении текущей программы?
— Если мы говорим об этих трех странах (Украине, Молдове и Грузии,— "Апостроф"), то основной пункт нашего сотрудничества с ними уже пройден — ЕС подписал с ними углубленное и всеобъемлющее Соглашение о свободной торговле. Теперь оно должно вступить в силу (это произойдет 1 января 2016 года, — "Апостроф"). Когда это случится, люди должны заметить положительные результаты такого шага. А это произойдет только через несколько месяцев. Примерами положительных результатов станут повышение уровня жизни граждан данных государств, создание новых рабочих мест и тому подобное. Сейчас главное — сконцентрироваться на внедрении Соглашения о свободной торговле. Потом мы будем думать над дальнейшими шагами.
— Если говорить о следующих шагах, то нельзя не упомянуть желание украинцев получить безвизовый режим со странами Европейского союза. Последний отчет по выполнению Плана действий по визовой либерализации (ПДВЛ), который украинские власти отправили в Еврокомиссию, судя по всему, является неокончательным. Была ли договоренность с вами, что его дополнят в ближайшее время?
— Европейская комиссия работает по определенным правилам. Собственной методологии. Правила одни для всех, и в этом аспекте не должно быть исключений. Тем не менее, я могу уверить вас, что в последнее время Украина достигла значительного прогресса. Если сравнивать нынешнее положение с ситуацией в вашем государстве до лета, то многое изменилось в лучшую сторону. Сейчас у меня — намного более оптимистичные ожидания относительно одобрительного отчета оценочной миссии Еврокомиссии, которая работает в Украине.
— Можем ли мы говорить, что при наличии соответствующей политической воли со стороны руководства ЕС, Украине предоставят безвизовый режим даже если она не выполнит всех критериев ПДВЛ полностью?
— Предоставление безвизового режима Украине — это не вопрос политической воли. Мы ждем выполнения всех условий со стороны украинских властей. Сейчас я уверен, что им это удастся. Других вариантов на данный момент нет.
— Если мы все-таки получим положительный вердикт оценочной миссии Еврокомиссии, когда можно ожидать введения безвизового режима?
— Об этом будет уместно говорить после вердикта наших экспертов.